Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах




Экономическая демография. Изучает механизм взаимосвязи экономического развития и населения, систему экономических последствий различных типов воспроизводства населения, обратное влияние экономических факторов на демографическое развитие. На формирование того или иного режима воспроизводства населения, параметров отдельных демографических процессов и явлений, их интенсивность, распределение во времени и по территории решающее влияние через соответствующий передаточный механизм демографического поведения оказывает сложный комплекс социально-экономических факторов. Поэтому важной задачей экономической демографии является определение количественных зависимостей изменения экономических явлений и демографических процессов, например, интенсивности рождаемости в семьях и изменения уровня жизни. В изучении процессов взаимосвязи экономического и демографического развития огромное значение имеет так называемая проблема лага времени между изменением этих явлений. Заметные в жизни и регистрируемые на уровне последствий социально-экономических явлений (особенно образовательного уровня и профессионального состава населения) в период научно-технической революции процессы идут в историческом плане относительно быстро. Трансформация же демографических структур, особенно поло-возрастной проходит очень медленно. Если не предпринимаются специальные меры, то могут появиться диспропорции между экономическим и демографическим развитием. Контрольные вопросы и задания

1. Когда возникла демография? Кто считается ее основателем?

2. Каковы объект, предмет, главные цели и задачи демографии как науки?

Когда появился термин «демография»?

3. С какими науками демография связана наиболее тесно?

4. Какие методы других наук используются в   демографических исследованиях?

5. Какие ученые внесли наибольший вклад в становление и развитие демографии как науки?

6. Охарактеризуйте исторические особенности   развития зарубежной демографии.

7. Охарактеризуйте демографические процессы СССР и России в XXI в.

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

Для решения основных задач демографии, как и любой другой науке, нужна информация. Информация о населении разделяется на первичную (исходную), являющуюся базой для работы демографа, и вторичную (преобразованную), представляющую результат аналитической работы в виде публикаций, статей, монографий и т. п.

 Все изменения численности и состава населения оказывают существенное влияние на развитие населения и общества в целом. Познание закономерностей развития демографических явлений возможно лишь на основе разносторонней и достоверной информации о демографических событиях. Это предопределяет требования к объему и качеству демографической информации, источникам данных о населении.

 Информация о демографических процессах должна быть прежде всего достоверной, то есть достаточно точно отражать реальную картину происходящих событий. Достоверность демографической информации позволяет предотвратить серьезные негативные последствия принятия решений управленческого характера.

 Другое важное требование к источникам информации о населении – их деятельность и многообразие. Детализирование предполагает фиксацию не только, например, общего количества демографических событий и явлений, а учет их порядка, структуры, особенностей регионального проявления и т. п. Так же источники данных о населении должны позволять получать информацию о демографических процессах не эпизодически, а систематически, чтобы в любой момент можно было иметь достоверные и разнообразные данные о развитии населения.

 Высокие требования к характеру и объему демографической информации обусловливают необходимость существования системы источников данных о населении. Только используя различные и взаимодополняющие компоненты демографической информационной системы можно достаточно полно и качественно охарактеризовать состояние и тенденции демографических процессов в стране или ее частях.

 В настоящее время в демографии используются четыре взаимодополняющих источника данных о населении: переписи населения; текущий учет демографических явлений; выборочные и специальные демографические обследования; регистры и различные списки (учеты) населения.  

           Характеристика источников данных о населении

 Важнейший источник данных о численности и составе населения на определѐ нный момент времени – перепись. Согласно терминологии Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом, демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определѐ нное время ко всем лицам в стране или чѐ тко ограниченной части страны [4].  

Переписи в традиционном понимании ведут свою историю с 1790 г. В этом году в США была проведена первая перепись, организацией и правилами напоминающая современную.

 В России первая подобная перепись была проведена на 100 лет позднее – только в 1897 г. Систематизированный свод правил проведения переписи населения разработан бельгийским учѐ ным Адольфом Кетле (1796– 1874 гг. ) при подготовке первой всеобщей переписи населения Бельгии в 1846 г. Статистическая комиссия ООН проводит регулярную работу по развитию и совершенствованию правил и принципов проведения переписей.

К основным принципам проведения переписей населения относят:

1. Всеобщность – сведения, включѐ нные в программу переписи населения, собираются от всех и обо всех жителях данной территории.  

2. Одномоментность проведения – все собранные в ходе переписи данные относятся к одному заранее установленному моменту (критическому моменту переписи).

3. Наличие единой программы переписи – единые для всех участников переписи план, правила и процедуры сбора и обработки первичных данных. Соблюдение этого принципа является важнейшим условием преемственности при разработке программ последующих переписей, сопоставимости получаемых результатов с результатами предыдущих переписей.  

4. Поименность – сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке.  

5. Самоопределение – все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого или переписываемого    лица.     Требование документального подтверждения этих сведений запрещено.

6. Конфиденциальность – запрет на распространение персональной информации об опрашиваемых, полученной участниками переписи.  

7. Централизация управления – собранная информация направляется для обработки в единый информационно-аналитический центр переписи населения. За проведение переписи должен отвечать специальный государственный орган, действующий в соответствии с положениями, законодательными актами и правительственными решениями.

8. Безотносительность к каким-либо частным интересам государства или какой-либо социальной группы.  

Современные переписи населения проводятся двумя основными методами:  

1. Методом опроса – переписной лист заполняется переписчиком в процессе личной беседы с переписываемым лицом. Это достаточно дорогостоящий метод сбора первичной информации, дающий более точные сведения.  

2. Методом самоисчисления – переписываемые лица самостоятельно заполняют переписные листы. После этого переписчик проверяет правильность их заполнения, уточняет пропущенные или неясные сведения. Метод позволяет получить менее точные сведения при значительной экономии средств.  

В переписи населения учитывают следующие категории населения: наличное, постоянное, временно проживающие и временно отсутствующие.

Наличным считается население, по различным причинам оказавшееся на данной территории на критический момент переписи, вне зависимости от того, проживает оно здесь постоянно или временно (НН).

Постоянным считается часть наличного населения, которая постоянно проживает в данном месте, вне зависимости от того, был ли он здесь в наличии на критический момент переписи (ПН).

Часть постоянного населения, отсутствовавшая в месте постоянного жительства на критический момент переписи, считается временно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...