Определение размера заготовки компенсатора
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Исполнительный размер заготовки компенсатора определяется его наибольшей величиной, так как в прочих случаях он будет подгоняться. Для изготовления компенсатора на него надо назначить приемлемый допуск, например, по тому же 12-му квалитету
1.4. Метод регулирования с применением неподвижного компенсатора Это метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением компенсирующего звена без снятия слоя металла. Его суть состоит в том, что избыток поля рассеивания замыкающего звена устраняют путем подбора компенсатора из некоторого количества компенсаторов, заранее изготовленных с различными размерами. Смысл расчета заключается в определении наименьшего количества компенсаторов в комплекте. Воспользуемся результатами, полученными в ходе расчета по методу пригонки: величина компенсации
Определение числа ступеней компенсации
где
Допуск на отдельный компенсатор выбирается в пределах
Принимаем
Принимаем
Величина ступени компенсации
Размеры компенсаторов в комплекте
Количество компенсаторов в комплекте соответствует числу ступеней компенсации.
ТЕХНИСЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Вал
Задачей раздела является выбор параметров вала, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.
1). Допуск радиального биения посадочной поверхности для левого подшипника относительно общей оси. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника качения. Радиальное биение определяется с учетом суммарного допустимого угла взаимного перекоса колец подшипника
где
Допускается принять
Величина отклонения от общей оси
где
Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
2). Допуск радиального биения посадочной поверхности для правого подшипника относительно общей оси.
где Допустимая величина отклонения от общей оси
где
Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
3). Допуск торцового биения заплечика вала. Допуск задается на диаметре заплечика вала 42,6 мм. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника. Значение допуска торцевого биения берется 25 мкм [Л.1, Табл.3.9, с.81]. Принимаем в соответствии с таблицей [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
4). Допуск торцового биения буртика вала. Допуск задается на диаметре буртика вала 42,6 мм. Назначение технического требования – обеспечение норм контакта зубьев в передаче; обеспечение качественной работы правого подшипника. Учитывая, что базовый торец колеса вследствие его несимметричности известен, и можно допустить, что во время нарезания зубчатого венца он будет использован в качестве технологической базы. Наибольшее допускаемое торцевое биение буртика вала, определяемое из условия нормальной работы зубчатого колеса, вычисляется по формуле
где Рассмотрим влияние буртика на качество базирования подшипника качения. Наибольшее допускаемое значение биения буртика из условия нормальной работы правого подшипника определяется по формуле
где
поэтому допуск торцевого биения выбирается из условия нормальной работы зубчатого колеса по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
5). Допуск радиального биения посадочной поверхности для зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение выполнения норм кинематической точности передачи. Наибольшее допускаемое радиальное биение посадочной поверхности вала
где Допуск радиального биения выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
6). Допуск радиального биения посадочных поверхностей для муфт, шкивов, звездочек. Допуск задается на диаметре посадочной поверхности (25 мм) по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]: 0,012 мм (принимается, что частота вращения вала равна Назначение технического требования – ограничение возможного дисбаланса, как самого вала, так и вала в сборе с деталью. Допуск радиального биения принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
7). Допуск формы посадочных поверхностей для подшипников качения. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипников качения.
Отклонения от круглости и от профиля продольного сечения не должны превышать
где Допуск формы принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.3, с.171]
8). Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники качения. Назначение технического требования – обеспечение заданного характера сопряжения. Величина шероховатости выбирается по таблице [Л.1, Табл.3.13, с.87]: Учитывая, что допуски формы у посадочных поверхностей составляют
9). Шероховатость поверхности заплечика вала. Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности заплечика и обеспечение необходимой точности положения зубчатого колеса.
Принимаем 10). Шероховатость посадочной поверхности под зубчатое колесо. Назначение технического требования - обеспечение заданного характера сопряжения. В соответствии с рекомендациями [Л.1, с. 87] выбирается наименьшее значение
Принимаем
2.2. Зубчатое колесо
Задачей раздела является выбор параметров зубчатого колеса, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.
1). Модуль Модуль назначается в соответствии с действующим стандартом и выбирается из предпочтительного 1-го ряда [Л.1, Табл.5.5, с. 119]. Принимаем
2). Число зубьев зубчатого колеса Для зубчатых колес без смещения Принимаем
3). Степень точности. Выбор степени точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т.д. Выбираем степень точности 7 по всем трем нормам (нормы кинематической точности; нормы плавности; нормы контакта), с видом сопряжения зубчатых колес В и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния
4). Длина общей нормали W и поле допуска на среднюю длину общей нормали. Поле допуска относится к нормам бокового зазора. Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле
где Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) длины общей нормали
где Допуск на среднюю длину общей нормали Наибольшее отклонение средней длины общей нормали (нижнее отклонение)
5). Допуск на радиальное биение зубчатого венца Допуск на радиальное биение зубчатого венца выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]
Допуск на колебание длины общей нормали выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]
6). Предельные отклонения шага зацепления Предельные отклонения шага зацепления принимаем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]
Допуск на погрешность профиля зуба выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]
7). Допуск на направление зуба принимаем по таблице[Л.1, Табл.П.4.4, с.178]
8). Делительный диаметр Делительный диаметр определяется по формуле
Шаг зацепления можно найти из выражения
при
Диаметр вершин зубьев
10). Допуск радиального биения наружного диаметра зубчатого колеса Допуск задается с целью ограничения возможного дисбаланса. Принимаем по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]
11). Допуск торцового биения. Биение базового торца приводит к погрешностям при обработке и установке колеса в механизме, которые в наибольшей мере отражаются на отклонении направления зубьев. В нашем случае точно известен базовый торец колеса, поэтому допустимое базовое биение торца можно определить по формуле
Принимаем допуск на торцовое биение по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
12). Допуск параллельности торцов зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника. Допускаемое суммарное торцевое биение для подшипника качения можно определить по формуле
где
Отклонение от параллельности торцов зубчатого колеса можно найти из выражения
Полученное значение допуска на параллельность относится к диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника, а параллельность будет измеряться на диаметре буртика колеса
где
Принимаем допуск на параллельность торцов по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
13). Шероховатость торцовых поверхностей колеса. Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности торцов и точность положения зубчатого колеса, как при нарезании зубчатого венца, так и во время его работы в механизме. Так как допуск биения базового торца зубчатого колеса
Для левого торца
Принимаем
Для правого торца
Принимаем
14). Шероховатость поверхности посадочного отверстия зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение требуемого характера сопряжения.
Принимаем
15). Шероховатость профилей зубьев колеса. Назначение технического требования – обеспечение необходимых условий работы передачи. Принимаем
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Допуски и посадки. Учебное пособие. 3-е изд./ В.И. Анухин. - СПб.: Питер, 2004 -207 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|