Определение размера заготовки компенсатора
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Исполнительный размер заготовки компенсатора определяется его наибольшей величиной, так как в прочих случаях он будет подгоняться. Для изготовления компенсатора на него надо назначить приемлемый допуск, например, по тому же 12-му квалитету но так, чтобы его наименьший размер был не менее 2,02 мм.
1.4. Метод регулирования с применением неподвижного компенсатора Это метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением компенсирующего звена без снятия слоя металла. Его суть состоит в том, что избыток поля рассеивания замыкающего звена устраняют путем подбора компенсатора из некоторого количества компенсаторов, заранее изготовленных с различными размерами. Смысл расчета заключается в определении наименьшего количества компенсаторов в комплекте. Воспользуемся результатами, полученными в ходе расчета по методу пригонки: величина компенсации и наименьший размер компенсатора в комплекте
Определение числа ступеней компенсации
где – сумма допусков всех составляющих звеньев без допуска на компенсатор; – допуск на отдельный компенсатор в комплекте. Допуск на отдельный компенсатор выбирается в пределах
Принимаем (12-й квалитет).
Принимаем
Величина ступени компенсации
Размеры компенсаторов в комплекте
Количество компенсаторов в комплекте соответствует числу ступеней компенсации.
ТЕХНИСЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Вал
Задачей раздела является выбор параметров вала, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.
1). Допуск радиального биения посадочной поверхности для левого подшипника относительно общей оси. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника качения. Радиальное биение определяется с учетом суммарного допустимого угла взаимного перекоса колец подшипника
,
где – допустимый угол взаимного перекоса колец подшипников № 46306 класса точности 0. – угол, вызванный отклонением от соосности посадочной поверхности вала относительно общей оси; – допустимый угол перекоса, вызванный торцовым биением заплечика вала. – угол наклона упругой линии вала под действием нагрузки; – угол, вызванный отклонением от соосности посадочной поверхности отверстия; – допустимый угол, вызванный торцовым биением заплечика отверстия либо базовым торцом крышки подшипника. Допускается принять
Величина отклонения от общей оси
,
где - коэффициент перевода минут в радианы;
– длина правой шейки под подшипник;
Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
2). Допуск радиального биения посадочной поверхности для правого подшипника относительно общей оси.
где угол, вызванный отклонением от соосности базовых поверхностей стакана. Допустимая величина отклонения от общей оси
где – длина левой шейки вала, на которой установлен подшипник.
Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
3). Допуск торцового биения заплечика вала. Допуск задается на диаметре заплечика вала 42,6 мм. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника. Значение допуска торцевого биения берется 25 мкм [Л.1, Табл.3.9, с.81]. Принимаем в соответствии с таблицей [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
4). Допуск торцового биения буртика вала. Допуск задается на диаметре буртика вала 42,6 мм. Назначение технического требования – обеспечение норм контакта зубьев в передаче; обеспечение качественной работы правого подшипника. Учитывая, что базовый торец колеса вследствие его несимметричности известен, и можно допустить, что во время нарезания зубчатого венца он будет использован в качестве технологической базы. Наибольшее допускаемое торцевое биение буртика вала, определяемое из условия нормальной работы зубчатого колеса, вычисляется по формуле
где – ширина зубчатого венца; допуск на направление зуба, выбирается по таблице [Л.1, Табл.П.4.4, с.178]. Рассмотрим влияние буртика на качество базирования подшипника качения. Наибольшее допускаемое значение биения буртика из условия нормальной работы правого подшипника определяется по формуле
где допускаемое суммарное торцевое биение [Л.1, Табл.3.9, с.81]; торцевое биение заплечика вала; соответственно отклонения от параллельности торцов втулки и зубчатого колеса.
поэтому допуск торцевого биения выбирается из условия нормальной работы зубчатого колеса по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
5). Допуск радиального биения посадочной поверхности для зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение выполнения норм кинематической точности передачи. Наибольшее допускаемое радиальное биение посадочной поверхности вала
где допуск на радиальное биение зубчатого венца, выбирается по ГОСТ 1643-81 [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]. Допуск радиального биения выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
6). Допуск радиального биения посадочных поверхностей для муфт, шкивов, звездочек. Допуск задается на диаметре посадочной поверхности (25 мм) по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]: 0,012 мм (принимается, что частота вращения вала равна ). Назначение технического требования – ограничение возможного дисбаланса, как самого вала, так и вала в сборе с деталью. Допуск радиального биения принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]
7). Допуск формы посадочных поверхностей для подшипников качения. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипников качения.
Отклонения от круглости и от профиля продольного сечения не должны превышать
где допуск размера посадочной поверхности вала. Допуск формы принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.3, с.171]
8). Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники качения. Назначение технического требования – обеспечение заданного характера сопряжения. Величина шероховатости выбирается по таблице [Л.1, Табл.3.13, с.87]: Учитывая, что допуски формы у посадочных поверхностей составляют принимаем
9). Шероховатость поверхности заплечика вала. Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности заплечика и обеспечение необходимой точности положения зубчатого колеса.
Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174]. 10). Шероховатость посадочной поверхности под зубчатое колесо. Назначение технического требования - обеспечение заданного характера сопряжения. В соответствии с рекомендациями [Л.1, с. 87] выбирается наименьшее значение из двух выражений
Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].
2.2. Зубчатое колесо
Задачей раздела является выбор параметров зубчатого колеса, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.
1). Модуль Модуль назначается в соответствии с действующим стандартом и выбирается из предпочтительного 1-го ряда [Л.1, Табл.5.5, с. 119]. Принимаем
2). Число зубьев зубчатого колеса Для зубчатых колес без смещения при и коэффициенте высоты делительной головки зуба число зубьев не должно быть меньше Принимаем
3). Степень точности. Выбор степени точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т.д. Выбираем степень точности 7 по всем трем нормам (нормы кинематической точности; нормы плавности; нормы контакта), с видом сопряжения зубчатых колес В и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния
4). Длина общей нормали W и поле допуска на среднюю длину общей нормали. Поле допуска относится к нормам бокового зазора. Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле
,
где модуль, коэффициент, который при угле зацепления и определенном числе охватываемых зубьев при измерении зависит от числа зубьев колеса при [Л.1, Табл.5.8, с.122]. Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) длины общей нормали
где наименьшее отклонение средней длины общей нормали [Л.1, Табл.П.4.7, с.181]; [Л.1, Табл.П.4.8, с.182]. Допуск на среднюю длину общей нормали [Л.1, Табл.П.4.9, с.186]. Наибольшее отклонение средней длины общей нормали (нижнее отклонение)
5). Допуск на радиальное биение зубчатого венца и допуск на колебание длины общей нормали . Допуск на радиальное биение зубчатого венца выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]
Допуск на колебание длины общей нормали выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]
6). Предельные отклонения шага зацепления и допуск на погрешность профиля зуба . Предельные отклонения шага зацепления принимаем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]
Допуск на погрешность профиля зуба выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]
7). Допуск на направление зуба принимаем по таблице[Л.1, Табл.П.4.4, с.178]
8). Делительный диаметр и шаг зацепления . Делительный диаметр определяется по формуле
Шаг зацепления можно найти из выражения
при Диаметр вершин зубьев
10). Допуск радиального биения наружного диаметра зубчатого колеса относительно посадочного отверстия. Допуск задается с целью ограничения возможного дисбаланса. Принимаем по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]
11). Допуск торцового биения. Биение базового торца приводит к погрешностям при обработке и установке колеса в механизме, которые в наибольшей мере отражаются на отклонении направления зубьев. В нашем случае точно известен базовый торец колеса, поэтому допустимое базовое биение торца можно определить по формуле
Принимаем допуск на торцовое биение по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
12). Допуск параллельности торцов зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника. Допускаемое суммарное торцевое биение для подшипника качения можно определить по формуле
где допускаемое суммарное торцевое биение [Л.1, Табл.3.9, с.81]; торцевое биение заплечика вала;
соответственно отклонения от параллельности торцов втулки и зубчатого колеса. Отклонение от параллельности торцов зубчатого колеса можно найти из выражения
Полученное значение допуска на параллельность относится к диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника, а параллельность будет измеряться на диаметре буртика колеса
где диаметр буртика колеса; диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника. Принимаем допуск на параллельность торцов по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]
13). Шероховатость торцовых поверхностей колеса. Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности торцов и точность положения зубчатого колеса, как при нарезании зубчатого венца, так и во время его работы в механизме. Так как допуск биения базового торца зубчатого колеса задан на диаметре 200 мм, а шероховатость поверхности торца влияет на положение его в механизме на диаметре 42,6 мм, то
Для левого торца
Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].
Для правого торца
Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].
14). Шероховатость поверхности посадочного отверстия зубчатого колеса. Назначение технического требования – обеспечение требуемого характера сопряжения.
Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].
15). Шероховатость профилей зубьев колеса. Назначение технического требования – обеспечение необходимых условий работы передачи. Принимаем [Л.1, Табл.5.6, с.120].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Допуски и посадки. Учебное пособие. 3-е изд./ В.И. Анухин. - СПб.: Питер, 2004 -207 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|