Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение размера заготовки компенсатора





 

Исполнительный размер заготовки компенсатора определяется его наибольшей величиной, так как в прочих случаях он будет подгоняться.

Для изготовления компенсатора на него надо назначить приемлемый допуск, например, по тому же 12-му квалитету но так, чтобы его наименьший размер был не менее 2,02 мм.

 

 

 

1.4. Метод регулирования с применением неподвижного компенсатора

Это метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением компенсирующего звена без снятия слоя металла.

Его суть состоит в том, что избыток поля рассеивания замыкающего звена устраняют путем подбора компенсатора из некоторого количества компенсаторов, заранее изготовленных с различными размерами.

Смысл расчета заключается в определении наименьшего количества компенсаторов в комплекте.

Воспользуемся результатами, полученными в ходе расчета по методу пригонки: величина компенсации и наименьший размер компенсатора в комплекте

 

Определение числа ступеней компенсации

 

 

где – сумма допусков всех составляющих звеньев без допуска на компенсатор;

– допуск на отдельный компенсатор в комплекте.

Допуск на отдельный компенсатор выбирается в пределах

 

 

Принимаем (12-й квалитет).

 

 

Принимаем

 

Величина ступени компенсации

 

 

Размеры компенсаторов в комплекте

 

Количество компенсаторов в комплекте соответствует числу ступеней компенсации.

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИСЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

 

Вал

 

Задачей раздела является выбор параметров вала, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.

 

1). Допуск радиального биения посадочной поверхности для левого подшипника относительно общей оси.

Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника качения.



Радиальное биение определяется с учетом суммарного допустимого угла взаимного перекоса колец подшипника

 

,

 

где – допустимый угол взаимного перекоса колец подшипников № 46306 класса точности 0.

– угол, вызванный отклонением от соосности посадочной поверхности вала относительно общей оси;

– допустимый угол перекоса, вызванный торцовым биением заплечика вала.

– угол наклона упругой линии вала под действием нагрузки;

– угол, вызванный отклонением от соосности посадочной поверхности отверстия;

– допустимый угол, вызванный торцовым биением заплечика отверстия либо базовым торцом крышки подшипника.

Допускается принять

 

 

Величина отклонения от общей оси

 

,

 

где - коэффициент перевода минут в радианы;

 

– длина правой шейки под подшипник;

 

 

 

Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]

 

 

2).Допуск радиального биения посадочной поверхности для правого подшипника относительно общей оси.

 

где угол, вызванный отклонением от соосности базовых поверхностей стакана.

Допустимая величина отклонения от общей оси

 

 

где – длина левой шейки вала, на которой установлен подшипник.

 

 

Допуск на радиальное биение выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]

 

 

3).Допуск торцового биения заплечика вала. Допуск задается на диаметре заплечика вала 42,6 мм.

Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника.

Значение допуска торцевого биения берется 25 мкм [Л.1, Табл.3.9, с.81].

Принимаем в соответствии с таблицей [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]

 

 

4). Допуск торцового биения буртика вала. Допуск задается на диаметре буртика вала 42,6 мм.

Назначение технического требования – обеспечение норм контакта зубьев в передаче; обеспечение качественной работы правого подшипника.

Учитывая, что базовый торец колеса вследствие его несимметричности известен, и можно допустить, что во время нарезания зубчатого венца он будет использован в качестве технологической базы.

Наибольшее допускаемое торцевое биение буртика вала, определяемое из условия нормальной работы зубчатого колеса, вычисляется по формуле

 

 

где – ширина зубчатого венца; допуск на направление зуба, выбирается по таблице [Л.1, Табл.П.4.4, с.178].

Рассмотрим влияние буртика на качество базирования подшипника качения.

Наибольшее допускаемое значение биения буртика из условия нормальной работы правого подшипника определяется по формуле

 

 

где допускаемое суммарное торцевое биение [Л.1, Табл.3.9, с.81];

торцевое биение заплечика вала;

соответственно отклонения от параллельности торцов втулки и зубчатого колеса.

 

 

поэтому допуск торцевого биения выбирается из условия нормальной работы зубчатого колеса по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]

 

 

5). Допуск радиального биения посадочной поверхности для зубчатого колеса.

Назначение технического требования – обеспечение выполнения норм кинематической точности передачи.

Наибольшее допускаемое радиальное биение посадочной поверхности вала

 

 

где допуск на радиальное биение зубчатого венца, выбирается по ГОСТ 1643-81 [Л.1, Табл.П.4.1, с.175].

Допуск радиального биения выбирается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]

 

 

6). Допуск радиального биения посадочных поверхностей для муфт, шкивов, звездочек. Допуск задается на диаметре посадочной поверхности (25 мм) по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]: 0,012 мм (принимается, что частота вращения вала равна ).

Назначение технического требования – ограничение возможного дисбаланса, как самого вала, так и вала в сборе с деталью.

Допуск радиального биения принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.5, с.173]

 

7). Допуск формы посадочных поверхностей для подшипников качения.

Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипников качения.

Отклонения от круглости и от профиля продольного сечения не должны превышать

 

где допуск размера посадочной поверхности вала.

Допуск формы принимается по ГОСТ 24643-81 [Л.1, Табл.П.2.3, с.171]

 

 

8). Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники качения.

Назначение технического требования – обеспечение заданного характера сопряжения.

Величина шероховатости выбирается по таблице [Л.1, Табл.3.13, с.87]:

Учитывая, что допуски формы у посадочных поверхностей составляют принимаем

 

9). Шероховатость поверхности заплечика вала.

Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности заплечика и обеспечение необходимой точности положения зубчатого колеса.

 

 

 

Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].

10). Шероховатость посадочной поверхности под зубчатое колесо.

Назначение технического требования - обеспечение заданного характера сопряжения.

В соответствии с рекомендациями [Л.1, с. 87] выбирается наименьшее значение из двух выражений

 

 

 

 

Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].

 

2.2. Зубчатое колесо

 

Задачей раздела является выбор параметров зубчатого колеса, допусков размеров, формы, взаимного расположения и шероховатости поверхности.

 

1).Модуль

Модуль назначается в соответствии с действующим стандартом и выбирается из предпочтительного 1-го ряда [Л.1, Табл.5.5, с. 119].

Принимаем

 

2). Число зубьев зубчатого колеса

Для зубчатых колес без смещения при и коэффициенте высоты делительной головки зуба число зубьев не должно быть меньше

Принимаем

 

3). Степень точности.

Выбор степени точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т.д.

Выбираем степень точности 7 по всем трем нормам (нормы кинематической точности; нормы плавности; нормы контакта), с видом сопряжения зубчатых колес В и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния

 

 

4). Длина общей нормали W и поле допуска на среднюю длину общей нормали.

Поле допуска относится к нормам бокового зазора.

Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле

 

,

 

где модуль, коэффициент, который при угле зацепления и определенном числе охватываемых зубьев при измерении зависит от числа зубьев колеса при [Л.1, Табл.5.8, с.122].

Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) длины общей нормали

 

где наименьшее отклонение средней длины общей нормали [Л.1, Табл.П.4.7, с.181]; [Л.1, Табл.П.4.8, с.182].

Допуск на среднюю длину общей нормали [Л.1, Табл.П.4.9, с.186].

Наибольшее отклонение средней длины общей нормали (нижнее отклонение)

 

 

5). Допуск на радиальное биение зубчатого венца и допуск на колебание длины общей нормали .

Допуск на радиальное биение зубчатого венца выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]

 

Допуск на колебание длины общей нормали выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.1, с.175]

 

6). Предельные отклонения шага зацепления и допуск на погрешность профиля зуба .

Предельные отклонения шага зацепления принимаем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]

 

 

Допуск на погрешность профиля зуба выбираем по таблице [Л.1, Табл.П.4.3, с.177]

 

 

7). Допуск на направление зуба принимаем по таблице[Л.1, Табл.П.4.4, с.178]

 

 

8). Делительный диаметр и шаг зацепления .

Делительный диаметр определяется по формуле

 

 

Шаг зацепления можно найти из выражения

 

при

Диаметр вершин зубьев

 

 

10).Допуск радиального биения наружного диаметра зубчатого колеса относительно посадочного отверстия.

Допуск задается с целью ограничения возможного дисбаланса.

Принимаем по таблице [Л.1, Табл.5.1, с.114]

 

 

11). Допуск торцового биения.

Биение базового торца приводит к погрешностям при обработке и установке колеса в механизме, которые в наибольшей мере отражаются на отклонении направления зубьев.

В нашем случае точно известен базовый торец колеса, поэтому допустимое базовое биение торца можно определить по формуле

 

 

Принимаем допуск на торцовое биение по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]

 

 

12).Допуск параллельности торцов зубчатого колеса.

Назначение технического требования – обеспечение качественной работы подшипника.

Допускаемое суммарное торцевое биение для подшипника качения можно определить по формуле

 

где допускаемое суммарное торцевое биение [Л.1, Табл.3.9, с.81];

торцевое биение заплечика вала;

соответственно отклонения от параллельности торцов втулки и зубчатого колеса.

Отклонение от параллельности торцов зубчатого колеса можно найти из выражения

 

 

Полученное значение допуска на параллельность относится к диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника, а параллельность будет измеряться на диаметре буртика колеса

 

 

где диаметр буртика колеса;

диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника.

Принимаем допуск на параллельность торцов по таблице [Л.1, Табл.П.2.4, с.172]

 

 

13). Шероховатость торцовых поверхностей колеса.

Назначение технического требования – равномерное распределение нагрузки по поверхности торцов и точность положения зубчатого колеса, как при нарезании зубчатого венца, так и во время его работы в механизме.

Так как допуск биения базового торца зубчатого колеса задан на диаметре 200 мм, а шероховатость поверхности торца влияет на положение его в механизме на диаметре 42,6 мм, то

 

 

Для левого торца

 

 

Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].

 

Для правого торца

 

 

Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].

 

14). Шероховатость поверхности посадочного отверстия зубчатого колеса.

Назначение технического требования – обеспечение требуемого характера сопряжения.

 

 

 

Принимаем [Л.1, Табл.П.3.1, с.174].

 

15). Шероховатость профилей зубьев колеса.

Назначение технического требования – обеспечение необходимых условий работы передачи.

Принимаем [Л.1, Табл.5.6, с.120].

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Допуски и посадки. Учебное пособие. 3-е изд./ В.И. Анухин. - СПб.: Питер, 2004 -207 с.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.