Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Квалификационная работа СПЕЦИАЛИСТА студента (ки) 5 курса 521 группы Савиной Ксении Александровны Научный руководитель: канд. биол. наук, доцент Т.Б. Решетникова Зав. кафедрой: канд. биол. наук, доцент Т.Б. Решетникова
Саратов - 2014 Содержание
Введение 1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания 1.1 Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания 1.2 Методы и формы экологического воспитания 2. Экспериментальная часть 2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме "Человек" 2.2 Экологическое воспитание в рамках внеклассной работы по биологии 2.3 Результаты работы Заключение Список использованных источников Приложения Введение
Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе "человек-природа" является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социальных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа [14]. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.
В этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении. Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания. Для достижения цели ставились следующие задачи: по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания; изучить различные методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии; теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде; Объект исследования: ученики в 8 "4"классе; Предмет исследования: практика экологического воспитания учеников на уроках биологии и во внеурочной работе. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее "отцом" был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как "Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой". Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом - "отношениями организмов и среды". Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Бюффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина - основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.
Экология - это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы [11]. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга [19].
Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией. Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. В его учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с животными, растениями и грибами при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Вот как раскрывается логика природы паука: " Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух". (Тут открывается эстетическая сторона экологического воспитания) Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами [7]. Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было такого термина, как и науки экологии [5], [6].
Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания
На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть воспитания нравственного. Поэтому под этим понятием я понимаю единство экологического сознания и поведения. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются на уроках биологии. Для формирования этих представлений у учеников я дополняла каждый урок экологическими вопросами. Экологические знания на протяжении ряда уроков переводила в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание (мировоззрение). Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) [17]. Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; я пришла к выводу, что первое формируется скорее на уроках биологии, а второе на внеклассных мероприятиях. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах: Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны. Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. экологическое воспитание биология урок Деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера). Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников [19], а также анкетирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|