Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников




 

1. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр "Академия", 2007. С.280.

. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. С.384.

. Бруновт, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей / Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова и др. / 2-е изд., испр. Москва: Просвещение, 1978. С.297-299.

. Всесвятский, Б.В. Системный подход в биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя / Б.В. Всесвятский. М.: Просвещение. 1985.144 с.

. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского / В.Г. Белинский. М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948.280 с.

. Писарев, Д.И. Сочинения / Д.И. Писарев. М.: Изд.5, Т. V, СПб. 1911.328 с.

. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Под ред.А.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1974. Т.1.584 с.

. Колесов, Д.В. Маш, Р.Д. Беляев, И.Н. Биология. Человек. /Учеб. для 8 класса общеоразоват. Учреждений - 2004.336 с. - разраб. Под рук. Пасечника В. В.

. Цингер, Я.А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных / сост. Я.А. Цингер.3-е издание. Изд. Государственное учеб. - пед., 1963.184 с.

. Аксенова, М.Д. Биология. Энциклопедия для детей / сост. М.Д. Аксенова, С.Т. Исмаилова; Т2. М.; Изд. Аванта+, 1993.672 с.

. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М. Просвещение, 1990. - 56с.

. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.

. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.

. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 186 с.

. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С. 36-38.

. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.

. Букин.А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.

. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с

Литература:

Научная:

. Колесов, Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК уч. для 8 класса общеобразовательных учреждений 2004 - 336 с. Разраб. под рук. Пасечника В. В.

Методическая:

. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1976. С.384.

. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985.190 с.

Научно-популярная и художественная:

. Медицинский атлас для школьников и поступающих в медицинские вузы/ сост. С.А. Моллис. М.; Просвещение, 1981.223 с.


Приложения

Приложение А

 

Анкета "Моё отношение к природе"

№ п/п Вопросы

Ответы и баллы

    да нет По разному
1 Задумываетесь ли Вы о своем отношении к природе? 2 0 1
2 Делите ли вы природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые) 0 2 1
3 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2 0 1
4 Заслуживают ли внимание, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? 2 0 1
5 Всегда ли Вы обращаете внимание на окружающую вас природу? 2 0 1
6 Все ли в окружающей природе Вас интересует? 2 0 1
7 Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 2 0 1
8 Цените ли Вы разнообразие в природе? 1 2 0
9 Влияет ли природа на ваше настроение? 2 0 1
10 Можете ли Вы объяснить, чем привлекает Вас те или иные объекты природы или природные явления? 1 0 2
11 Вмешиваетесь ли Вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? 2 0 1
12 Любите ли Вы читать описание природы в книгах? 2 0 1
13 Влияет ли окружающая природа на Ваши мысли? 2 0 1
14 Влияет ли природа на Ваше поведение? 2 0 1
15 Часто ли Вы отдыхаете среди природы? (в том числе в городских скверах и парках) 1 2 0
16 Приходилось ли Вам вольно или невольно чем-то вредить природе? 0 2 1
17 Есть ли какие либо занятия, которые Вы любите среди природы? 2 0 1
18 Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе? 0 2 1
19 Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах? 2 0 1
20 Или в более старшем возрасте? 0 2 1
21 Любите ли Вы рассматривать пейзажи или изображения животных на картинках? 2 0 1
22 Знакомы ли Вам музыкальные произведения, связанные с природой? 2 0 1
23 Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? 2 0 1
24 Всегда ли Вы добросовестно к выполнению какой либо работы по уходу за окружающей средой? 2 0 1
25 Повлияли ли на Ваши отношения к природе уроки ли другие учебные занятия? Если да, то укажите по каким предметам или занятиям. 2 0 1

 

Если Вы набрали менее 20 баллов - очень жаль, но судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные занятия об окружающем Вас мире до сих пор не затронули Ваше сердце. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего Вас мира природы. Полезно для Вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, её влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

От 21 до 29 баллов - ваше отношение к природе мало осознанно и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для Вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих Вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваши отношения к природе, а тем самым и окружающим Вас людям, станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов - отношение к природе осознается Вами глубоко и правильно.


Приложение Б

 

Интегрированное внеклассное мероприятие

"Занимательный окружающий мир"

Дата проведения: 25.10.2012

Те ма - знания о человеке и окружающем мире.

Цель - расширить биологический и экологический кругозор учеников.

Задачи:

1. образовательн ая - познакомить учащихся с знаниями об окружающем мире

. развивающая - развить у учащихся способность работать в команде;

. воспитательная - воспитать бережное отношение к природе.

Форма проведения - игра - беседа.

План мероприятия

Мероприятие проводилось среди двух 8-х классах в кабинете биологии, оформленном в виде лабиринта.

Предварительно каждому взводу давалось следующее задание:

.   Составить команду из 6 человек

2. Придумать название команды

.   Подготовить рекламную паузу на биологическую тематику.

(Звучит музыка в форме гимна). Под музыку каждая команда садится за отдельный столик, на котором лежат деревянные флажки зелёного цвета, обозначающие готовность отвечать.

Сигнальными флажками пользуется только капитаны, учитывая мнение своего взвода. На груди у каждого игрока бейджик, где указана должность игрока, имя и фамилия, так как, кроме командного, ведётся и индивидуальный учёт баллов.

Учащиеся, которые не вошли в состав команд, приглашаются на мероприятие в качестве жителей города болельщиков.

Конкурсы мероприятия оцениваются жюри из числа учителей.

Ведущий-1 (Савина К. А.): Добрый день!

Ведущий-2 (Сосновская Р. Л): Мы рады приветствовать Вас на викторине под названием "Забавная анатомия". Сегодня лабиринт, сотканный из испытаний на прочность, объединил учащихся двух параллелей 8-х классов. В итоге сформировалось 2 взвода с названиями "Биологическая защита" и "Нанотехнологии в области биологии".

Ведущий-1: Насколько хорошо каждый взвод знает тайны биологии, оценит компетентное жюри в составе:

Председатель (аплодисменты) Ефимова А. В учитель химии

Члены жюри: (аплодисменты). Машина К.А. учитель русского языка

Сосновская Р.Л. учитель биологии

Савина К.А. студентка-практикант

хранитель флага биологии ученик 8 класса Дмитрий.

В городе паника. Вся природа увядает. Жители ищут путь спасения всего живого - болельщики - (аплодисменты)

Испытание №1 "Азбука Морзе

Регина Леонидовна: Первое испытание, которое выпадает командам - это "Азбука Морзе": каждой команде поочередно задаются вопросы (правильный ответ оценивается в 5 баллов), в случае неправильного ответа или его отсутствия вопрос переадресовывается болельщикам (цена правильного ответа - 1 балл). Болельщик в свою очередь может подарить балл любой из команд. После верного ответа звучит фрагмент зашифрованной мелодии. (песня "Капитан, капитан, улыбнитесь")

№ 1. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (Цветы Анютины глазки)

№ 2. У кого есть усы, но нет лица? (У клубники, огурцов, кабачков)

№3. У кого есть косточки, но нет скелета? (У абрикоса, у вишен, у сливы и прочего)

№4. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева)

№5. Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

№6. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)

№7. Какая водоплавающая птица написала известные книги? (Гоголь)

№8. Какой злак может расти. на человеке? (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

Предоставляю слово жюри для подведения итогов первого испытания (в дальнейшем ведущие предоставляют слово жюри после каждого конкурса).

Испытание №2 "Противоядие"

Ксения Александровна: В нашем лабиринте есть источники очищения загрязнённой окружающей среды от радиации. Второе испытание называется "Противоядие". Вам предстоит при помощи химических реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находиться чистая вода. При правильном ответе команда получает 2 балла. Для участия в этом испытании приглашаются по 2 участника от команды.

(Учащиеся из перечня реактивов должны выбрать индикаторы и с их помощью определить в каких пробирках находятся щёлочь, кислота и вода.)

Ответы: Пробирка №2 - пробирка с чистой водой - правильный ответ 2 балла

Испытание №3 "Зелёная аптека"

В нашем лабиринте растут удивительные растения, отгадайте их: для этого выслушав задание необходимо поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется болельщикам - жителям города с правом передачи 1 балла любому из взводов.

№1. Какие лекарственные растения вам известны? Назовите их как можно больше. (алоэ, боярышник, валериана, зверобой, мелисса, полынь, пустырник, женьшень, мать-и-мачеха, солодка, эвкалипт, одуванчик, ромашка)

№2. Согласно древней легенде, если цветок этого растения положить под голову, то он усыпит и подскажет во сне, что ожидает человека. Если носить это растение с собой. То никакая нечистая сила не подступится. Этот цветок растёт в местах, где есть залежи никеля и кобальта, он накапливает их в себе. При избытке металлов растение вянет. Назовите его (Сон-трава, или прострел) - демонстрация растения.

№3. Какую траву и лекарство любят кошки? (валериана)

№4. Лесное травянистое растение, содержащее много кремния в своём стебле и способное поцарапать сталь. (Хвощ) - демонстрация растения.

№5. Листья этого растения используют при ранениях, ушибах. Что это за растение? (подорожник)

№6. По легенде, в древние времена, соцветия этого растения использовались степными гномами в качестве зонтиков. А в настоящее время отвар из соцветий этого растения используется в качестве противовоспалительного средства. (Ромашка) - демонстрация растения.

Регина Леонидовна: Посмотрите, мы нашли поникшую ромашку. Надо её освежить, ведь наши команды не зря искали чистую воду. (Обрызгиваем обработанные индикатором лепестки ромашки сделанной из бумаги слабым раствором лимонной кислоты. Изменение цвета лепестков).

Действительно, в нашем городе может погибнуть вся природа.

Испытание №4 "Человек"

Это испытание будет посвящено самому главному и решающему этапу - знаниям в области анатомии. Командир каждой команды должен подойти к столу и выбрать по конверту. В конверте будут вопросы. Первая буква ответа позволит пройти лабиринт команде и достичь финиша.

Конверт № 1. Конверт № 2

Регина Леонидовна: Вот и подошла к концу викторина под названием "Занимательная анатомия".

Ксения Александровна: Просим жюри подвести итог игры.

Регина Леонидовна: Мы благодарим взводы и жителей города, жюри за великолепную игру.

Ксения Александровна: Хотим пожелать Вам разгадать все тайны окружающего мира. В чём, мы уверены, помогут знания по биологии и других предметов.


Приложение В

 

Конспект урока

Дата проведения: 12.09.2012.

Тема урока: Осанка

Тип урока: Изучение нового материала, лабораторная работа

Вид урока: Урок - беседа.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с классификацией и систематикой животных;

Развивающая: развить умения сравнивать, анализировать, обобщать развивать логику мышления, связанную речь, умение работать с текстом учебника и рисунками.

Воспитательная: сформировать умения внимательно слушать, сформировать экологическое мировоззрение, правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

сантиметровая лента

вспомогательные: компьютер, доска, проектор, презентация на тему "Осанка".

Содержание урока

1-й этап (организационный) 2 мин Организация урока Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка отсутствующих, проверка подготовки класса к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей). Объявление темы урока и его целей.
2-й этап (опрос домашнего задания) 5 мин Учитель Вопрос 1 Ученик 1 3 мин                       Вопрос 2 Ученик 2 20 мин 15 мин   Дополнительный материал - 5 мин                Домашнее задание - 3 мин Опрос (проверка знаний) На прошлом занятии мы рассмотрели § 13 - "Строение мышц" Давайте вспомним: Какие виды мышц вы знаете? Как он работают? Актуализация знаний Какие отделы позвоночника вы знаете? В начале урока мне ы хотелось чтобы вы вспомнили кое-что из ранее пройденного. шейный, грудной поясничный, крестцовый, копчиковый Слайд 2. Все правильно. Как это ни странно, позвоночник имеет не прямую, а S - образную форму. Это связано, естественно, с адаптацией гоминид к прямохождению. Начиная с австралопитека, позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему центр тяжести смещен назад и тело находится в равновесном состоянии. 2. Объяснение нового материала Если под воздействием каких-либо причин физиологические изгибы превращаются в деформации, в норме не встречающиеся, говорят об искривлениях позвоночника. Различают кифоз (искривление кзади), лордоз (искривление кпереди) и сколиоз (искривление в боковой проекции). Самое распространенное - СКОЛИОЗ. Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального (физиологического) выпрямленного положения. Обнаружить на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает. В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте. Чем опасен сколиоз? При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии пациенты нередко предъявляют жалобы на боли неврологического характера. В крайней степени сколиоза затрудняется работа многих внутренних органов, и возникают сопутствующие заболевания. Сколиоз - одно из самых распространённых заболеваний. По статистике 15-20% детей страдают боковым искривлением позвоночника, при котором позвонки разворачиваются вокруг своей оси. Если болезнь запущена, то искривление может увеличиваться из-за того, что от высокого давления межпозвонковые диски сдвигаются. Такие изменения раздражают нервы. Рекомендации: сон на жёсткой и ровной поверхности; индивидуальный подход к разработке режима дня и комплексу упражнений лечебной физкультуры; специальная обувь, которая выбирается на основе рекомендаций лечащего врача; достаточная двигательная активность; контроль положения тела во время работы и при ходьбе лечебное плавание; Как правильно сидеть за столом. - слайд 5 Чтобы предупредить такие нарушения, а впоследствии патологии позвоночника, необходимо прежде всего правильно сидеть за рабочим местом. Следите за своим положением тела: туловище - выпрямлено, спина опирается пояснично-крестцовой областью на удобную спинку стула, между поясницей и стулом должен помещаться кулак - как на картинке, ноги согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу, предплечья лежат на столе. При этом расстояние от края стола до груди должно быть около 3-4 см. Постепенно вы привыкните к такой позе и формирование правильной осанки не будет доставлять вам неудобства или дискомфорт. При работе с монитором: взгляд сверху вниз соответственно голова строго прямо угол с воображаемой линией горизонта около 30 градусов что обеспечивает поддержание шеи прямо. Рекомендуемое расстояние до монитора - 50 см, но тут также влияние оказывают, яркость, размер изображения и т.п. Правильная осанка стоя. - слайд 6. Посмотрите на картинку - как вы думаете, под каким номером человек стоит правильно? №1. сейчас объясним почему, какие признаки определяют "правильность" осанки стоя. Вот основные правила по правильному вертикальному положению для равномерного распределения нагрузки: макушка должна быть самой высокой частью, подбородок не следует ни опускать ни выпячивать глаза смотрят прямо шею держать прямо плечи выровнены, отведены назад и вниз, но не напряжены бедра расположены на одном уровне живот и ягодицы должны быть втянуты, чтобы поддерживать позвоночник и предупреждать появление чрезмерного поясничного изгиба коленные чашечки должны смотреть вперед и быть втянуты; 3. Лабораторная работа. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная. Плоскостопие. Для предупреждения плоскостопия существуют очень простые меры. Есть, например, комплекс из нескольких упражнений которые легко выполнять в домашних условиях. ходьба на цыпочках ходьба на внешнем и внутреннем своде стопы Попеременное сжимание пальцев стопы а также такое упражнение, как поднять и бросить пальцами стопы какой-то небольшой предмет полезно заниматься плаванием и различными спортивными играми; Диагностика плоскостопия может быть проведена как в медицинском учреждении, так и в домашних условиях. Вашим д/з будет померить у себя плоскостопие. Существует несколько довольно простых способов определить, если ли плоскостопие у человека. Самый простой и быстрый метод выяснить, есть ли у вас плоскостопие, состоит в следующем. Найдите жирный крем, гуталин, любое красящее вещество и обильно смажьте им всю поверхность стопы. Затем возьмите белый лист бумаги и станьте на него смазанной кремом стопой. Стоять нужно прямо, опираясь при этом на всю стопу, в противном случае метод окажется просто бесполезным. Далее возьмите этот лист бумаги и внимательно изучите образовавшийся отпечаток ступни. По линии внутреннего края стопы следует выемка, которая в норме занимает чуть больше половины стопы посередине. Т.е., если провести отрезок от середины среднего пальца до середины пятки, то при здоровой стопе линия выемки должна образовывать синусоиду относительно данного отрезка, как на рисунке 39 в учебнике на странице 74. Листок с измерениями вклейте в тетрадь для лабораторных работ. Прочитать параграф 15.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...