Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель государственного устройства в романе Дж.Свифта «Путешествия Гулливера» (1-2 книги)




1. Роман «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов Дж.Свифта.

o Жанровое своеобразие.

o Основные темы романа.

o Повествовательная структура.

o Концепция образа Гулливера.

2. Варианты государственного устройства, описанные в романе:

o Путешествие Гулливера к лилипутам;

o Путешествие Гулливера в Бробдингнег (к великанам).

o Путешествие в Лапуту и другие страны.

o Путешествие к гуигнгнам (умные лошади и йеху).

3. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе.

4. Прием оппозиции и его функция в романе.

Сообщение: Публицистика Джонатана Свифта (памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки» («Сказка о бочке», «Письма суконщика»…).

Литература

1) Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта. М., 1969 (См. также другие работы И.А.Дубашинского).

2) Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж.Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.

3) Мирский Д.П. Свифт // Мирский Д.П. Статьи о литературе. М., 1987. С.70-90.

4) Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Практическое занятие № 6

Просветительская концепция «естественного человека» и роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1. Своеобразие просветительской концепции человека.

2. Д.Дефо и дух времени, дух эпохи.

3. Художественное творчество Д.Дефо.

o История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка).

o Жанровая природа романа «Робинзон Крузо».

o Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.

o Тематическое своеобразие романа.

o Концепция образа Робинзона Крузо.

o Характеристика дневниковых записей Робинзона.

o Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?

4. Ваш комментарий финала романа.

5. Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).

Сообщение: Д.Дефо публицист и политический деятель.

Литература

1) Белоусов Р. О чем умолчали книги. М., 1971.

2) Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

3) Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.

4) Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

5) Урнов Д. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

5) История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5.

Практическое занятие № 7

Трагедия И. В. Гете «Фауст» и проблема познания

1. Творческая история «Фауста» Гете.

2. Жанровое своеобразие «Фауста».

3. Композиционные особенности:

o характер «Посвящения»;

o эстетические позиции Гете в «Театральном прологе»;

o символический характер «Пролога на небе»;

o сущность спора между Богом и Мефистофелем.

4. Проблема познания и самопознания в трагедии «Фауст»:

o Фауст и Дух Земли;

o Фауст и Вагнер;

o Фауст и Мефистофель;

o Фауст и Маргарита; Фауст и Елена;

o Фауст и народ.

5. Смысл истины, найденной Фаустом (последний монолог).

6. Универсальность «Фауста».

Сообщение: Личность И.В.Гете и научное знание эпохи.

Литература

1) Гете И.В. Фауст.

2) Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1970. М., 1980.

3) Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению. М., 1983.

4) Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

5) Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

6) Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

Практическое занятие № 8

Итальянская комедия в эпоху Просвещения

1. Законы итальянского театра «дель арте», традиции, лежащие в его основе, сильные стороны комедии масок.

2. Чем вызвано начало кризиса комедии «дель арте» в ХVIII веке? Участие К.Гольдони и К.Гоцци в полемике о современном им театре.

3. Реформа К.Гольдони: от комедии масок к комедии характеров. На какие литературные традиции он мог опереться?

4. Комедия К.Гольдони «Слуга двух господ»:

o круг проблем, просветительская тенденциозность пьесы;

o разнообразие и многогранность человеческих характеров;

o способы создания комического эффекта, эстетическая ориентация Гольдони.

5. «Сказки для театра» К.Гоцци:

o какие цели преследовал в них автор?

o художественное воплощение нравственной проблематики комедии «Турандот» в сказочном сюжете и изображении характеров;

o в чем секрет популярности фьяб Гоцци?

Литература

1) К.Гольдони, К.Гоцци, В.Альфьери / Вст. ст. Н.Б.Томашевского. – М., 1971.

2) Томашевский Н.Б. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. – М., 1981 (см. раздел «Традиции и новизна»).

 

VI.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МИКРОЗАЧЕТА

ТЕКСТЫ

Пьесы Ф. Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь»

Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия»

Пьеса П.Бомарше «Женитьба Фигаро»

Вопросы для обсуждения:

Шиллер

Период «Бури и натиска»

1. Идеологическая и эстетическая программа штюрмеров;

2. Борьба с классицистическими канонами в драматургии.

«Разбойники»

1. Штюрмерский тип конфликта: отцы и дети, вражда братьев и т. п.

2. Отражение в конфликте социальных и философских антиномий (природа и свобода, эмоциональное и рациональное).

3. Образ Карла фон Моора и его декларации.

4. Бунтарский характер как отражение просветительского волюнтаризма и жанровое новаторство ранней драматургии.

«Коварство и любовь»

1. Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация.

2. Любовь «поверх барьеров» как центральная тема штюрмерской драмы

3. Пространство двора и пространство частной жизни

4. Конфигурация персонажей

5. Событийный ряд

6. Социальный и этический аспекты конфликта.

 

Литература:

o История зарубежной литературы 18-го века. М., 2001.

o Зарубежная литература XVII–XVIII веков. Хрестоматия. М., 1982.

o Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

o Либинзон З. Е. “Коварство и любовь” Ф. Шиллера. М., 1969.

o Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

o Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

 

Р.Б. Шеридан

1. Личность и творчество Р.Б. Шеридана в контексте английского Просвещения.

2. Комедия «Школа злословия» - сатира на светское общество Англии ХVIII века.

3. Антитеза братьев Сэрфесов – главный двигатель сюжета комедии.

4. Психологическая глубина в изображении супругов Тизл.

5. Художественное своеобразие «Школы злословия» (жанр, сложность интриги, динамизм сюжета, приемы авторской характеристики персонажей).

Литература

o Кагарлицкий Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

o Маршова Н.М. Шеридан. М., 1978.

o История зарубежной литературы XVIII в. / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

 

П. О. Бомарше

1. Время и обстоятельства, в которых создавались «Женитьба Фигаро». Как они отразились в комедиях?

2. Образ Фигаро в пьесе: жизненная позиция, духовный облик, эволюция личности; связь с литературными традициями и их творческое развитие.

3. Граф Альмавива в комедии «Женитьба Фигаро». Авторские идеи, связанные с этим персонажем.

4. Характеры героинь Бомарше – связь с традициями, мастерство драматурга.

5. Изображение в комедии «Женитьба Фигаро» противников Просвещения.

Литература

o Черневич М.Н., Штейн А.Л., Яхонтова М.А. История французской литературы. – М., 1965.

o Грандель Ф. Бомарше. – М.: Книга, 1985.

o Финкельштейн Е.Л. Бомарше. – Л.–М. 1957.

o Артамонов С.Д. Бомарше. – М., 1960.

 

VII

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА/ЗАЧЁТА

1. Характеристика эпохи и стиля барокко.

2. Драматургия барокко. Творчество Кальдерона.

3. Барочная европейская лирика. Л. де Гонгора, Дж. Марино, А. Грифиус.

4. Немецкая «барочная» поэзия. Творчество А. Грифиуса, М. Опица.

5. Маньеризм как художественный стиль рубежа XVI – XVII вв.

6. Искусство барокко XVII века.

7. Роман Ганса Гриммельсгаузена «Симплициссимус» – вершина немецкого барокко.

8. Литература французского барокко XVII века.

9. Литература испанского барокко XVII века.

10. Литература итальянского барокко XVII века.

11. Классицизм как художественная система XVII века.

12. «Поэтическое искусство» Н. Буало – своеобразный кодекс классицизма.

13. Роль французской Академии в утверждении принципов классицизма в литературе и искусстве.

14. Жизнь и творчество П. Корнеля. Спор о «Сиде».

15. Психологическая разработка образов в трагедиях Расина. Заговор против «Федры».

16. Французская афористика XVII века.

17. Творчество Ж. Лафонтена.

18. Классицистическая французская проза XVII века. М.-М. Лафайет.

19. Мольер и его эпоха.

20. Жанр «высокой комедии» в творчестве Мольера.

21. Жизнь и творчество Мильтона.

22. Проблематика и художественные особенности поэмы «Потерянный рай» Мильтона.

23. Характеристика эпохи Просвещения в Европе. Основные художественные стили эпохи.

24. Английская романистика Просвещения. С. Ричардсон, Т. Дж. Смоллет и др.

25. «Робинзон Крузо» Д. Дефо как символ эпохи Просвещения.

26. Сатира в творчестве Дж. Свифта.

27. Идеал человеческой природы в творчестве Г. Филдинга.

28. Английский сентиментализм. Л. Стерн.

29. Английские нравы XVIII века в творчестве Р. Шеридана.

30. Жизнь и творчество Р. Бернса.

31. Французский роман 10-30-ых годов XVIII века. А. Прево.

32. Философские взгляды Монтескье и его роман «Персидские письма».

33. Жизнь и творчество Вольтера.

34. Философские взгляды Вольтера и его художественная проза.

35. Жанровое многообразие литературного наследия Вольтера.

36. Вольтер-сатирик. «Орлеанская девственница».

37. Жизнь и литературное творчество Д. Дидро.

38. Жизнь и литературное творчество Ж.-Ж. Руссо. Руссоизм.

39. Комедийное мастерство Бомарше.

40. Эстетика Лессинга.

41. Литературное движение «Буря и натиск».

42. Жизнь и творчество Гете.

43. Трагедия «Фауст» – духовное завещание Гете.

44. История Фауста и Маргариты. Проблема вины героя.

45. Драматургия Ф. Шиллера.

46. К. Гольдони – комедиограф.

47. Театральные сказки К. Гоцци.

 

VIII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...