Правила явного определения. Ошибки возможные.
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.. Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы логических ошибок: а) Широкое определение, когда. Пример, «лошадь- млекопитающее и позвоночное животное». б) Узкое определение, когда. Н-р, «совесть- это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки» в) Определение в одном отношении широкое, в другом- узкое.. и. Например, «бочка- сосуд для хранения жидкостей». С одной стороны, это широкое определение, т.к. сосудом для хранения жидкостей может быть чайник, ведро и т.д.; с другой стороны, это узкое определение, т.к. бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей. 2. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяется через, а был определен через. Такие определения носят название тавтологий. Например, «закон есть закон», «масляное масло», «трудоемкий труд», «заданная задача», «поиграем в игру». 3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в, должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д. Неявные определения. В отличии от явных определений, имеющих структуру, в неявных определениях место занимает контекст, или набор аксиом, или описание способа настроения определяемого объекта. Контекстуальное определение позволяет выяснить содержание незнакомого слова, выражающего понятие через контекст, не прибегая к словарю для перевода, если текст дан на иностранном языке. Значения неизвестных в уравнениях даны в неявном виде. Если дано уравнение первой степени, например 10-y=3, или дано квадратное уравнение, например, x-7x+12=0, то решая их и находя значение корней этих уравнений, мы даем явное определение для y(y=7) и для x(x=4 и x=3).
Индуктивные определения характеризуются тем, что определяемый термин используется в выражений понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. примером индуктивного определения является определение понятия «натуральное число» с использованием самого термина «натуральное число»: 2. 1- натуральное число 3.если н- натуральное число, то н=1 – натуральное число. 4. никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2 нет. С помощью этого индуктивного определения получается натуральный ряд чисел: 1, 2,3,4 … таков алгоритм построения ряда натуральных чисел. Итак, определение понятия можно сформулировать после всестороннего изучения предмета. Необходимо изучение предмета не в статике, а в динамике, в развитии. Уточнение понятий, правильное раскрытие их содержания и объема имеет важное значение не только в создании научной терминологии, но и ри уточнении смысла слов в рассуждении. Роль определений понятия в науке связана с тем, что определения являются существенным моментом в познании мира. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Логика вопросов и ответов Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов. связях между предметами и его свойствами или об отношениях между предметами. утверждается или отрицается наличие у предмета какого-либо признака Примеры; «ледоколы существуют», «киев больше Тулы», «некоторые деревья не являются лиственными».если в суждении у и это соответствует действительности, то суждение истинно. Например: «10 больше 3», «все ужи пресмыкающие». В противном случае суждение ложно.
Наша обычная логика является 2 -х значной: суждение либо истинно, либо ложно. В трехзначной логике: суждение может быть либо истинным, либо неопределенным. Например, «на марсе есть жизнь» не является ни истинным, ни ложным; оно неопределенно. В простом суждении имеются субъект, предикат, связка и квантор. Субъект суждения (S) –это понятие о предмете суждения. Предикатами (Р) суждения называются понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении. Связка может быть выражена одним словом или тире, или простым согласованием слов (собака лает, дождь идет). Перед субъектом суждения иногда стоит квантор: «все», «ни один», «некоторые» и др. квантор указывает, относиться ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Простые суждения о которых шла речь, называются ассерторическими. Суждение и предложение
Понятия в языке выражаются, одним словом или группой слов. Суждения выражаются повествовательными предложениями, которые содержат какое- то сообщение, информацию. Например, «ни один дельфин не является рыбой». По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Вопросительные предложения не содержат в своем составе суждения, т. к. в них ничего не утверждается, не отрицается и они не истинны и не ложны. Если же в предложении выражен риторический вопрос4 например: «кто не хочет счастья?», «кто из вас не любит стихов А.С. Пушкина?»,то в нем содержится суждение, т.к. налицо утверждение, уверенность, что «все хотят счастья». Побудительные предложения выражают побуждение собеседника к совершению действия. Побудительное предложение не содержит суждения (подожди меня!), хотя в них что-то утверждается или отрицается. Но предложения, в котором сформулированы воинские команды, приказы, призывы или лозунги выражают суждения. Односоставные безличные предложения (знобит, подморозило), назывные предложения (утро, осень) и некоторые виды повествовательных предложений (дальний восток находится от нас далеко) является суждениями лишь при рассмотрении их в контексте и при уточнении: «кто он?», «от кого – от нас?» если этого уточнение не сделано, то неизвестно, выражает ли данное предложение истину или ложь.
Выше отмечалось, что предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные. Остановимся и подробнее раскроем вопросительные предложения, основу которых составляет вопрос. Вопрос в познании играет особенно большую роль, т.к. все познание мира начинается с вопроса, с постановки проблемы. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, хотя и связанные между собой понятия. Термин «проблема» означает такой вопрос из области науки, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информаций. Вопрос же – форма выражения проблемы. Но вопрос ставится и с целью получения некоторой информации, уже имеющейся у человека, и с целью выявления его личного мнения по данному вопросу или с целью обучения. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский значительную роль в процессе обучения отводил умению учителя ставить перед учениками вопросы и добиваться правильных ответов на них, таких ответов, которые способствовали бы интеллектуальному развитию личности ребенка, будили бы собственную мысль ученика. От постановки вопроса зависит очень многое, даже сам ответ, и здесь необходимо знать правила постановки простых и сложных вопросов. 1.корректность постановки вопроса. Итак, вопросы должны быть правильно поставленными, корректными. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы. 2. предусмотренные альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы например, «шел ли вчера в центре Москвы дождь?». 3. краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 4. простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько вопросов. 5. в сложных разделенных вопросах необходимость перечисления всех альтернатив. 6. необходимость отличать обычный вопрос от риторического вопроса (т.к. это суждение а обычные вопросы суждении не является). Пример, «кто не хочет счастья?». Подытожив, можно сказать следующее, что: 1. суждение – форма мышления, в которой что - либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметов и т.д. 2. предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. 3. роль постановки вопроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|