Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒
10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины Программа курса «Профессиограмма социального работника» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать комплексное представление о профессиограмме, закономерностях и принципах ее составления; при этом особое внимание уделяется определению основных профессиональных требований к социальному работнику. Программа курса построена в соответствии с ФГОС ВПО таким образом, чтобы освещать не все, а только ключевые проблемы учебной дисциплины. Выделение разделов представляется неоправданным самим объемом учебного времени. Поэтому учебный материал курса структурирован по темам, отражающим базисные понятия и принципы построения профессиограммы специалиста по социальной работе. Дисциплина изучается на II курсе в течение одного блока (6-го). Общая трудоемкость учебной дисциплины «Профессиограмма социального работника» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации.
10.2 Образовательные технологии В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, кейсы, семинары, тестовые задания, консультации он-лайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения. Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э). Формы организации и методы активного обучения:
Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Профессиограмма социального работника» используется форма обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств – лекция-визуализация. Такая форма обучения позволяет достичь дополнительного качества усвоения теоретического материала за счет применения принципа наглядности в обучении Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».
10.3 Организация самостоятельной работы студентов Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 2 з. е. (76 часов). Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Профессиограмма социального работника» – это углубление и расширение знаний в области профессионально-этических требований к социальному работнику; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области ценностных оснований социальной работы; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям и к экзамену. Сюда же относится и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса. Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя. Самостоятельная работа реализуется: - непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях; - в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; - в электронной образовательной среде СПбУУиЭ; - в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся – как начинающему, так и имеющему определенный опыт. Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности: - подготовку докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы, - изготовление презентаций, - выполнение домашних заданий разнообразного характера; - поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет; - работу с текстами и другими источниками, их конспектирование;
- текущее и итоговое тестирование он-лайн. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня. Например, задание для самостоятельной работы по теме №3:
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 5- 10 страниц текста, посвященное какой-либо проблеме в области содержания профессиограммы социальной работы. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (См.10.4.2). Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену). Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», если этого не было сделано ранее, записаться на дистанционный курс. Таким образом открывается доступ к электронным учебным ресурсам: различным материалам, глоссарию, форуму, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками. Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским и практическим занятиям, в том числе в формах: - реферата; - доклада; - письменного домашнего задания; - подготовки мультимедиа-презентации. Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией. Для эффективной организации СРС необходимо: - последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.). - постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера; - систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля Для контрольного измерения результатов изучения курса «Профессиограмма социального работника» вводятся три вида контроля: 1. входной; 2. текущий; 3. промежуточный. Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания. Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать: 1. итоговый тест: содержит вопросы по всему курсу, осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»); 2. творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя; 3. собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля: - устный; - письменный; - с помощью технических средств и информационных систем; - самоконтроль. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т.п.), проверку конспектов. Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль. Формы контроля включают: - опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный); - собеседование; - блиц-контрольные; - контрольные задания и работы; - эссе и иные творческие работы; - презентации средствами мультимедиа; - тестирование; - рейтинговое оценивание; - экзамен. Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|