Совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства
Индивидуальное ТТМ совершенствуется, когда футболист участвует в командных и групповых упражнениях. Кроме того, ему приходится выполнять различные стандартные упражнения, в которых может быть много перемещений, однотипных технических приемов и значительно меньше упражнений на тактику. Обычно в стандартных упражнениях действия игроков заранее обусловлены тренером или порядком их выполнения. Поэтому с помощью таких упражнений совершенствуют, как правило, физические качества и технические приемы. Стандартные упражнения выполняются преимущественно одним - тремя футболистами. Существует и бесчисленное множество. Например: повторное ведение мяча от центра поля на высокой скорости с ударом в ворота с линии штрафной площади; длинные передачи в парах; рынок с центра поля и удар головой по мячу, поданному с фланга, и т.д. Упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства планируются в тренировочных занятиях в разных вариантах. Первый - когда одна тактическая задача решается с помощью нескольких, разных по форме и количеству спортсменов, упражнений. Второй - когда в одном занятии используют упражнения для решения разных тактических задач. Методика планирования специфических упражнений в микроциклах и этапах тренировки описана в разделе 7.7.
Совершенствование физических качеств
Развитие, совершенствование и поддержание на достигнутом уровне физических качеств футболистов происходит во время выполнения любых тренировочных упражнений. При этом мера воздействии на эти качества зависит от величины и направленности срочных тренировочных эффектов (СТЭ) упражнений (или серий упражнений). Известно, что СТЭ могут быть избирательными (и тогда мы говорим о развитии и совершенствовании какого-нибудь одного двигательного качества) или смешанными (в этом случае при выполнении задания совершенствуются в той или иной степени все двигательные качества).
Установлено, что специфические упражнения являются средствами преимущественно смешанного воздействия, а неспецифические - избирательного. Эффективность физической подготовки футболистов зависит от соотношения частных объемов специфических и неспецифических упражнений. При планировании нагрузок для развития и совершенствования двигательных качеств надо учитывать структуру проявления этих качеств в соревновательных играх. Установлено, что ведущими в футболе являются некоторые проявления ловкости, физическая работоспособность, скоростно-силовые качества. Нужно знать индивидуальную структуру физической подготовленности, правила нормирования нагрузки в тренировочных упражнениях.
Методы комплексного совершенствования Физических качеств Комплексное развитие двигательных качеств футболистов осуществляется при использовании основных для футбола специфических средств тренировки. Необходимо помнить, однако, что специфические упражнения всегда воздействуют на развитие технико-тактического Мастерства, физических качеств и, при определенных условиях, волевых качеств. Направленность специфических упражнений, как правило, смешанная, и чем сложнее они, тем шире круг физических качеств, проявляемых при выполнении заданий. Например, в специфическом упражнении “квадрат” 5х2 на 1/8 футбольного поля футболисты в течениеi5 мин выполняют рынки на максимальной скорости на отрезках 5-15 м. При этом определенное воздействие на развитие скоростных качеств оказывается, но мера его зависит от количества повторений и интервалов отдыха между ними. Они, как правило, могут быть существенно неодинаковыми для каждого из футболистов. Следовательно, и воздействие на скоростные качества футболистов будет неодинаковым.
Несколько раз за время выполнения упражнения занимающиеся передают мяч в прыжке, следовательно, оказывается воздействие на развитие прыгучести. Они постоянно перемещаются; темп этих перемещений варьируется в широком диапазоне – от ходьбы до бега. Такая переменная нагрузка оказывает влияние на развитие выносливости. Видно, что даже в таком сравнительно простом специфическом упражнении одновременно совершенствуются, как минимум, три разных двигательных качества (а кроме того тактика и техника). При этом действиями футболистов управляет не только тренер, сколько ситуация, складывающаяся на данный момент. Количество и степень разнообразия ТТД зависят от активности каждого из спортсменов. При выполнении сложных специфических упражнений, в которых создаются и реализуются голевые ситуации, положение еще более сложное. Футболисту приходится с максимальной скоростью пробегать отрезки от 5-10 до 70-80 м, много прыгать, вступать в силовые единоборства, активно перемещаться по полю. Поэтому специфические упражнения нужно рассматривать как средства преимущественно “смешанного” воздействия. При выполнении простых специфических упражнений можно так спланировать нагрузку, чтобы воздействие носило избирательную направленность. Рассмотрим некоторые из этих средств тренировки. 1. Специфические упражнения скоростной направленности. Как правило, это простые упражнения, в которых почти нет тактики и весьма ограничен набор технических приемов. 2. Специфические упражнения с направленностью на развитие скоростной выносливости также являются средствами, в которых мало тактики и узок арсенал технических приемов. К их числу относятся упражнения 2х2 и 3х3 с персональной опекой. ЧСС при их выполнении колеблется в пределах 170-190 уд/мин. 3. Специфические упражнения с направленностью на развитие выносливости. Выполняются, как правило, на небольшом участке поля, просты по тактике, в них мало силовых единоборств, незначительное количество рынков и ускорений. В их число входят: удары в цель после ведения от центра поля ЧСС 130-148 уд/мин), средние передачи в парах (ЧСС - 120-146 уд/ мин), некоторые “квадраты”. Все сложные специфические упражнения имеют смешанную направленность, так как ЧСС при их выполнении колеблется от 120 до 200 уд/мин. Именно они - наиболее эффективные средства подготовки футболистов. Примерные типовые планы занятий, в которых использовались упражнения для развития и совершенствования двигательных качеств, представлены в разделе 7.7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|