Контроль направленности тренировочных упражнений
Эффективность тренировочного процесса зависит от того, в каком соотношении и в какой последовательности используются тренировочные упражнения разной направленности. По направленности все тренировочные упражнения подразделяются на анаэробные алактатные (воздействуют преимущественно на развитие скор9стно-силовых качеств), гликолитические (воздействуют на скоростную выносливость), аэробные (воздействуют на общую выносливость), смешанные (одновременное воздействие на несколько двигательных качеств). Особенностью футбола являются затруднения с нормированием избирательных нагрузок. Если их не преодолеть, то может оказаться так, что почти все упражнения будут смешанной направленности. Такое функциональное однообразие быстро приводит к адаптации и к прекращению роста двигательных качеств. Чтобы этого не произошло, нужно систематически оценивать действительную направленность тренировочных средств. Это можно сделать, измерив значения компонентов нагрузки: длительность и интенсивность упражнений, количество их повторений, интервалы и характер отдыха между повторениями. Полученные результаты сопоставляют с нормативами для каждой группы упражнений соответствующей направленности. Нужно учитывать также, что направленность специфических упражнений обусловливается кроме перечисленных выше компонентов и такими, как их сложность, размер площадки и количество игроков в упражнении. Определить направленность простых неспецифических упражнений сравнительно просто: например, к скоростно-силовым относятся все те, выполнение которых не превышает 8 с. Скорость выполнения – максимальная, а количество повторений и интервалы отдыха таковы, что позволяют выполнять каждую очередную попытку без снижения максимальной скорости. К упражнениям общей выносливости можно отнести те, длительность выполнения которых превышает 3 мин при ЧСС 130-150 уд/мин, упражнения скоростной выносливости имеют продолжительность 20-120 с и выполняются при ЧСС 150-190 уд/мин.
При выполнении неспецифических упражнений легко задать желаемую избирательную направленность и сравнительно легко проконтролировать ее реализацию. Связано это с тем, что значения всех компонентов упражнений нормируются тренером. Иная ситуация в специфических упражнениях, где интенсивность нагрузки задается не столько тренером, сколько условиями, складывающимися при их выполнении. Не случайно поэтому, что подавляющее большинство специфических упражнений имеет смешанную направленность, воздействуя на развитие двух-четырех качеств одновременно. В табл. 19 показана направленность некоторых специфических упражнений.
Таблица 19. Направленность специфических упражнений (по Колобову В.Н.)
При контроле направленности нельзя не учитывать физической работоспособности футболистов. У спортсменов с высоким уровнем физической работоспособности ЧСС при выполнении одного и того же упражнения оказывается, как правило, меньшей (рис. 84). Из рисунка видно, что различия в средней ЧСС достаточно выражены (соответственно 163 и 171 уд/мин) и, следовательно, нагрузка для футболиста с высокой работоспособностью близка к аэробной, а с низкой работоспособностью - к анаэробной гликолитической. Рис. 84. динамика частоты сердечных сокращений у футболистов с высоким (А) и низким (Б) уровнями физической работоспособности при выполнении одного итого же упражнения (по Годику М.А., Колобову В.Н.)
Важно учитывать также и то, что направленность упражнения зависит от его места в тренировочном занятии. Например, если “квадрат” 5х5 в два касания с нейтральным выполнять сразу же после разминки, то ЧСС футболистов будет 135-155уд/мин ( =145 уд/мин). Следовательно, это упражнение будет воздействовать на совершенствование аэробных возможностей спортсменов.
При выполнении этого же “квадрата” в конце тренировочного занятия ЧСС увеличится до 174-183 уд/мин ( =179 уд/мин), и упражнение будет воздействовать на развитие анаэробных возможностей спортсменов. Столь существенное увеличение ЧСС и в связи с этим изменение направленность обусловлено влиянием на оперативное состояние спортсменов нагрузки предшествующих упражнений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|