Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геокономическая система туризма




Тема. Туристическая дестинация как объект предпринимательства

Вопросы:

1) Туристическая дестинация как турпродукт

2) Туристская дестинация как субъект конкуренции

3) Туристская дестинация как стратегический объект предпринимательства

4) Типология туристических дестинаций

 

Туристическая дестинация как турпродукт обладает такими свойствами как комплексность, системность, динамика.

Комплексность подразумевает наличие в дестинации услуг, которые могут быть объединены одним процессом обслуживания туристов.

Системность означает, что эти услуги связаны между собой единой технологией обслуживания. Сбой на одном из этапов приводит к сбою на другом, что влияет на качество других услуг.

Динамика наделяет дестинацию жизненным циклом с присущими ему стадиями.

Тур.дестинация выступает как субъект конкуренции. При этом выделяют две группы конкурентов – другие дестинации и местные хозяйственно-географические системы. С первой группой конкуренция идет главным образом за рынки сбыта и инвестиции, со второй – за преференции и ресурсы (трудовые и естественные). Для того чтобы избежать внешней конкуренции, дестинации стремятся к формированию монопольного турпродукта. Объективно это проявляется в специализации и концентрации рекреационных функций отдельных местностей.

Дестинации в качестве стратегического объекта предпринимательства рассматривается отдельными тур.предприятиями. Здесь главная задача – разработка инструментов, обеспечивающих привлекательность дестинации для ведения бизнеса и вложения капитала в тур.индустрию.

Выбор подхода к рассмотрению дестинации как стратегического объекта предпринимательства зависит от типа тур.предприятия.

При этом принципиальные различия существуют между:

а) туроператорами и

б) тур.предприятиями, входящими в состав дестинации (гостиницы, рестораны, музеи, экскурсионные бюро и др.).

для туроператоров, находящихся в центрах тур.спроса и вдали от дестинации, стратегически значимавозможность долгосрочного предложения дестинации как турпродукта на своем рынке. Туроператору выгодно позиционироваться на рынке в качестве фирмы, специализирующейся на конкретных дестинациях. Это благоприятно сказывается на имидже фирмы и экономит маркетинговые издержки. Стратегическая цель туроператораполучить монополию или хотя бы олигополию на предложение конкретной дестинации в своем центре спроса.

Предприятиям, находящимся в составе дестинации, стратегически важно вписаться со своими услугами в дестинацию как в турпродукт. В данном случае речь идет о кооперировании разноотраслевых турпедприятий дестинации. Например, для отелей высокого класса стратегически важно состояние объектовсмежной инфраструктуры, предлагающих услуги, рассчитанные на общий сегмент спроса. Значима также внутренняя социально-культурная среда дестинации, создающая необходимый психоэмоциональный комфорт. Фактически это означает, что такому отелю выгодно наличие в дестинации престижных ресторанов, уникальных музеев, популярных театров, эксклюзивных спа-центров, качественных и модных аттракционов и т.д. К этому также надо добавить общую приятную среду пребывания: приветливость персонала во всех учреждениях, порядок и чистоту на улицах и в магазинах, отсутствие контакта с маргинальными слоями общества, доступность и качественность услуг такси, связи, медицины и др.

Осознание и понимание руководством отелей необходимости кооперирования с другими предприятиями дестинации, его активные действия по поддержанию контактов со смежными организациями, которые участвуют в формировании турпродукта дестинации, являются залогом устойчивого функционирования этих отелей в будущем. Это справедливо и для других предприятий, входящих в состав дестинации. Их кооперирование с целью создания единого турпродуктастратегически важное условиеуспешной долгосрочной деятельности на рынке.

Типология туристических дестинаций

Выделяют следующие типы тур.дестинаций:

· континент,

· международный регион (часть континента или континентов): макрорегион, субрегион, макрорайон

· страна

· туристический район

· тур.центр или местность (город, курорт, национальный парк и т.п.),

· аттракционный пункт.

Эта типология носит условный характер и основана на удалении дестинации от центра спроса и размерах ее пространства, в которых турист совершает потребление.

С практической точки зрения основными звеньями в иерархической структуре дестинаций являются аттракционный пункт, тур.центр (местность) и тур.район. Именно на этих уровнях создается наибольшая часть турпродукта, потребляемого современными туристами. Снижается актуальность рассмотрения в качестве тур.дестинаций отдельных стран. Таково следствие современных интеграционных процессов. Развитые страны вовлекаются в общее экономическое пространство. Примером подобного объединения является ЕС, входящие в него государства рассматривают туризм в основном как фактор регионального развития. Европейская интеграция дала импульс для развития периферийных районов стран, объединив их в трансграничные регионы – еврорегионы, которые представляют собой отдельные дестинации.

Единый маркетинг и менеджмент страны как тур.дестинации проводят либо малые страны, либо страны с относительно однородной тур.специализацией (Испания, Хорватия, Черногория). Однако в них все равно присутствует региональный приоритет. Крупные страны (Франция, Италия) и федеративные государства (Австия, Бельгия, Швейцария) осуществляют продвижение своих дестинаций на уровне отдельных тур.районов – провинций и областей.

Геокономическая система туризма

Туристические дестинации высокого иерархического уровня (международные регионы) являются отдельными элементами мировых геоэкономических систем туризма, конкурирующими друг с другом за мировые рынки сбыта турпродукта. Центром геоэкономической системы туризма является тур.дестинация. Основными объектами, от которых зависит развитие туризма в дестинации, являются

· рынки сбыта турпродукта (потребители),

· конкуренты (дестинации и нетуристские отрасли),

· инвесторы, политические круги (власть),

· посредники (туроператоры и турагенты).

Любая дестинация функционирует в своей геоэкономической системе, в которой каждый из элементов может способствовать либо ее процветанию, либо отставанию от требований современности.

Внутренняя структура дестинации может быть

· отраслевой,

· территориальной,

· продуктовой.

Отраслевая структура дестинации представляет соотношение различных отраслей, входящих в состав тур.индустрии дестинации: гост.хоз-во, общ.питание, аттракционы, рознич.торговля, транспорт и др.

Территориальная структура характеризуется размещением отдельных инфраструктурных узлов, достопримечательностей, природно-рекреационных ресурсов, туристических и экскурсион, маршрутов.

Продуктовая структура выявляется путем стратификации дестинации по признаку включенности отдельных организаций тур.индустрии в единые технологические циклы обслуживания туристов, или кластеры.

Любая тур.дестинация обладает реальными возможностями для включения глобальную систему международного туризма.

В странах с переходной экономикой необходимо разрабатывать первоочередной инструментарий, соответствующий требованиям современного тур.рынка и позволяющего эффективно управлять дестинациями различного иерархического уровня.

Элементы для разработки управленческого инструментария:

- сбор и структурирование туристской статистики в разрезе отдельных дестинаций разного иерархического уровня;

- выявление рынков сбыта услуг и товаров тур.дестинаций;

- кластеризация тур.дестинаций;

- стратегическое планирование развития тур.дестинаций;

- продвижение (маркетинг) тур.дестинаций.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...