Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение устойчивости развития дестинации




Устойчивое развитие дестинации – это развитие, которое удовлетворяет потребности современного поколения людей, не подвергая опасности возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Но по этому определению нельзя сказать, является ли какая-то конкретная программа или проект по развитию дестинации на самом деле устойчивыми. Поэтому существует такое определение устойчивости развития дестинации, которое помогает оценить устойчивость любой программы или проекта.

Устойчивость – это не просто вопрос сохранения окружающей среды. Устойчивость относится ко всем четырем «опорам», или основам развития дестинаций: людям, экономике, окружающей природе, и властным структурам.

Люди. Для того, чтобы быть устойчивым, развитие должно способствовать:

- демократии и безопасности;

- равенству и справедливости (сюда входит социальная помощь, забота о женщинах и детях, этнических меньшинствах);

- повышению качества жизни для всех людей;

- инициативности жителей в сотрудничестве с влястями;

- уважению к памяти предков и правам будущих поколений.

Экономика. Для того чтобы считаться устойчивым, развитие должно:

- делать разноплановой экономику дестинации и усиливать ее;

- гарантировать местным жителям получение существенной выгоды от работы в своей дестинации;

- делать упор на долгосрочные перспективы дестинации, а не на краткосрочную прибыль;

- избегать неблагоприятных побочных эффектов в национальной, региональной или местной экономике.

Окружающая среда. Для того чтобы считаться устойчивым, развитие должно:

- сохранять природу, культурное наследие, неприкосновенность и целостность окружающей среды;

- сократить до минимума расходование возобновляемых ресурсов;

- избегать загрязнения и других вредных воздействий на окружающую среду.

Властные структуры. Для того, чтобы считать развитие устойчивым, необходимо, чтобы:

- это развитие можно было контролировать и управлять им, чтобы оно соответствовало вышеназванным критериям;

- это развитие не вызывало неподъемных расходов в будущем.

Все это может стать контрольным списком, который позволит судить об устойчивости определенной политики, программы или проекта. Такой список может превращаться в набор индикаторов, позволяющих оценить эффективность политики, программы или проекта.

Туризм является устойчивым, если он вносит вклад в развитие региона следующими способами:

· помогает усиливать и разнообразить местную экономику;

· обеспечивает получение существенных выгод местному населению;

· способствует долгосрочному процветанию, а не получению сиюминутных выгод;

· избегает появления негативных побочных эффектов в национальной, региональной и местной экономике.

 

Стратегическое планирование развития тур.дестинации ставит целью повышение конкурентоспособности ее тур.продукта. Стратегическое планирование осуществляется на локальном, региональном и национальном уровнях. Наибольшее практическое значение имеет локальный уровень дестинаций: аттракционных пунктов, туристических центров и местностей.

В зарождении и первоначальном развитии локальных тур.дестинаций главную роль играют природный и экономико-географический факторы, которые определяют формирование первичного предложения рекреационных услуг в конкретной местности и размещение достопримечательностей, спец.предприятий тур.индустрии (гостиниц, пансионатов, домов отдыха, санаториев), тур. и экскурсионных маршрутов. Данный аспект выдвигает основные требования перед самой стратегией менеджмента. В конечном итоге менеджмент должен быть эффективным при позиционировании локальной дестинации на рынке потребителей и при ее интеграции в региональный межотраслевой тур.комплекс. При этом важно, чтобы разрабатываемая стратегия менеджмента, его методы и программы, с одной стороны, подстраивались под имеющуюся систему регионального и отраслевого управления, а с другой – дополняли и стимулировали ее прогрессивное развитие.

На стратегическое планирование развития локальной тур.дестинации влияют специфические факторы, которые в совокупности присущи только сфере туризма:

- Общие особенности тур.услуг как объекта производства и продажи (нематериальность, совпадение по времени производства и потребления, эффект в форме ощущений вместо приобретения и др.);

- Комплексность продукта, состоящего из разнородных услуг;

- Сетевой характер производства (для производства и потребления услуг необходима сеть различных предприятий, связанных между собой инфраструктурными коммуникациями).

Отсюда вытекают требования к менеджменту локальной дестинации:

1) Способность выполнению кооперирующей функции с учетом межотраслевого характера производства тур.продукта.

2) Наличие в системе управления не только горизонтальных и вертикальных, но и диагональных связей (для сокращения межведомственной неуправляемости и сокращения времени между моментом принятия решения и его реализацией на практике).

3) Минимум директивных инструментов, т.к. успех развития сферы обслуживания зависит от успеха ведения частного бизнеса.

4) Обеспечение территориального планирования и управления тур.потоками – основных элементов в стратегии, что вытекает из географичности тур.продукта.

Разработка стратегии менеджмента для дестинации опирается на определение нормативных и оценку позитивных параметров, характеризующих предприятия тур.индустрии дестинации.

Нормативными параметрами являются показатели, заложенные в стандартах, или средние в отрасли, к которой относится предприятие тур.индустрии. Упор на нормативы действен при оценке ситуации и определении приоритетных направлений стратегии. При этом сначала сравниваются фактические характеристики отдельных предприятий тур.индустрии и всей дестинации в целом с нормативными показателями. Таким способом выявляются негативные характеристики, т.е. параметры, не дотягивающие до нормативов (стандартов или средних отраслевых показателей).

Позитивными являются параметры, которые превосходят нормативы. Выявленные позитивные параметры (характеристики) анализируются для формирования содержания стратегии с целью реализации приоритетных направлений.

При концептуальном стратегическом планировании необходимо соблюдать важнейшее условие: процесс планирования должен рассматриваться в согласовании с внутренними и внешними сетями тур.предприятий.

Стратегическое планирование включает следующие этапы:

- Ситуационный анализ;

- Разработка стратегических сценариев (альтернатив);

- Определение приемлемого сценария и инструментария реализации стратегии.

На первом этапе анализируются объекты – сети предприятий тур.дестинации, в том числе и туристические объекты – с точки зрения среды их функционирования и использования их потенциала (развитость и эффективность связей между предприятиями дестинаций). Начинается анализ с типологии предприятий по различным признакам (собственность, профиль, мощность, географическое положение), оценки эффективности и слаженности регионального управления тур.индустрией. Затем осуществляется системный анализ, выявляющий и характеризующий связи между предприятиями, сетями предприятий, отношения с органами регионального управления. Строится стратегическая матрица явных и скрытых эффектов и издержек, которые сопровождают развитие дестинации (табл.).

В базовой матрице указываются возможные эффекты и затраты. Она преобразуется в оценочную матрицу, в которой дается денежная оценка эффектов и затрат. Каждый вид дохода и издержек подлежит тщательной оценке с использованием ряда методов. Для расчета явных доходов и издержек подходит метод калькуляции (прямой счет, составление сметы). Но к скрытым эффектам и издержкам следует применять специальные косвенные подсчеты, основанные на методах аналогий, сравнения, моделирования, экстраполяции, корреляции и т.д. Это требует от исследователя высокой квалификации.

На втором этапе разрабатываются сценарии реализации стратегии с обоснованием целей, сроков и средств реализации. Аргументация базируется на результатах ситуационного анализа. В итоге составляется, как правило, не менее трех сценариев – пессимистичный, оптимистичный и реалистичный.

На третьем этапе осуществляется практическое согласование вариантов стратегического планирования с региональными представителями общественных организаций, выражающих интересы местных жителей, органов охраны природы и отраслевых объединений местных производителей. При этом важно, чтобы служащие, представляющие гос.власть, принимали взвешенные решения. В европейских странах ряд больших ресурсоемких стратегических проектов по развитию тур.индустрии дестинаций блокируется природоохранными общественными организациями, так как их реализация связана с отведением земель, строительством капиталоемкой инфраструктуры, что нарушает экологический каркас территории.

Согласование интересов различных представителей общества не следует перекладывать исключительно на последний этап стратегического планирования. уже при разработке сценариев могут прогнозироваться будущие противоречия, поэтому необходимо заранее обдумать, как их сгладить до принятия политического решения о реализации того или иного сценария на практике. Успех стратегии тем более вероятен, чем больше у нее союзников и меньше противников.


 


Пример базовой матрицы создания локальной туристической дестинации

Экономические издержки и эффекты создания национального парка (по И.И. Пирожнику)

Носители издержек и доходов Первоначальные затраты и издержки Конечные доходы и эффекты
прямые скрытые прямые скрытые
Природоохранная деятельность Расходы на проектирование парка, проведение экологического мониторинга и науч.исследований, содержание дирекции парка, музея природы Доп.расходы на маркировку учеб.троп, ущерб от других природопользователей, туристов, браконьерства Доходы от экскурсионного обслуж., реализации науч.проектов, продажи информ.материалов и сувениров, штрафы Уменьшение ущерба в рез.экологич.просвещения и воспитания населения, развития обществ.форм экологич.движения
Лесное и охот.хозяйство Расходы на лесохозяйственные, противопожарн.и лесозащ.мероприятия, затраты на охот.хозяйство и разведение дичи Снижение доходов от осн.видов деят-ти, ограничиваемых природоохр. требованиями и туризмом; ущерб от туристов Доходы от осн.видов деят-ти, организации охот.туров, обслуж-я туристов в кемпингах, приютах и на стоянках, продажа дров и продукции деревообработки; перечисления природоохранных и экологических орг-й; продажа разрешений на сбор даров природы Эффект от шефской помощи в проведении лесохозяйственных мероприятий, экологич.патрулирования
Сельское хозяйство Изъятие земель с/х назначения, затраты на перенос животноводч.объектов, стр-во очистных сооруж. Снижение урожайности, вызванное ограничением на применение мин.удобр-й и пестицидов; ущерб от туристов и диких животных Снижение транспортных издержек при реализации части продукции на месте; частичное возмещение ущерба охот.хоз-вом Пр-во экол.чисой продукции и ее реализ-я по более высоким ценам; разв-ие отрасли по выращиванию лекарств.раст-й
Промышленность Расходы на создание и модернизацию очистных сооружений, введение природоохранных технологий в национальном парке, увеличение штрафов Снижение доходов в результате сокращения и перепрофилирования производства; ограничение возможностей расширения объема произхводства в национальном парке, потери смежников за его пределами в рез сужения сегмента их рынка Доходы от повышения цен на экологизированные продукты Расширение возможностей рекламы продукции, увеличение рынка сбыта товаров тур.потребления, повышение произв-ти труда отдохнувших работников
Тур.сфера Расходы на кап.стр-во и содержание тур.объектов Доп. затраты на инфраструктуру, связан. с природоохр. статусом территории Доходы от тур.обслуж., проведения науч. экологич. школ, семинаров Дифференциальный доход (рента) благодаря использованию атртрактивности, снижению сезонности
Туристы и отдыхающие Расходы на проезд и тур.снаряжение; оплата стоянок, ночлега, питания, турпутевки, экскурсий и услуг прокта, разрешений на охоту, рыбалку, сбор даров природы, покупку сувениров, товаров текущего и будущего потребления Затраты свобод.времени на дорогу и отдых в нац.парке Стоимость собранных даров природы, экономии средств на приобретении товаров будущего потребления Улучшение здоровья и трудоспособности, а в результате –повышение произв-ти труда и з/п
Местное население Затраты на ремонт и адаптации. Домов для проживания туристов, потеря привычного заработка в рез.ограничений хоз.деятельности Доп.занятость свободного времени, изм-я уклада жизни, влияния новых стереотипов поведения, ограничение некоторых видов деятельности Доп.доходы от обслуживания туристов, сбыта продуктов домашнего хозяйства; создание новых мест труда Развитие соц-быт.инфраструктуры и транспорта, возрождение фольклора, ремесел, народных промыслов, улучшение здоровья в рез.повышения экологич.кач.среды жизни

 


 


Планирование, в первую очередь, касается распределения земель и ресурсов. Поэтому, с одной стороны говорят о пространственном планировании, которое затрагивает использование земель, а с другой – об экономическом или развивающем планировании, которое подразумевает использование финансовых и других ресурсов.

Выбор географического масштаба. Планирование проводится на общегосударственном, региональном, субрегиональном или местном уровнях. Естественно, планы необходимы на всех упомянутых уровнях. Необходимо свести планы разных уровней так, чтобы, например, проекты на местном уровне, касающиеся нового источника водоснабжения, были скоординированы с проектами на региональном уровне по этой же проблеме.

Отраслевое планирование. Большинство планов составляется на отраслевой основе, т.е. они касаются только одной отрасли, например, только туризма. Однако тут существует опасность, что составители плана могут не заметить межотраслевые связи, их влияние друг на друга.

Территориальное планирование. Отраслевое планирование должно дополняться планированием территориальным, потому что развитие дестинаций, включая и развитие отдельных видов туризма, часто зависит от привлечения ресурсов из других отраслей. К такой работе могут привлекаться министерства или другие государственные учреждения, международные организации, как, например, ЕС, региональные и местные органы власти, частный сектор, местные органы самоуправления, неправительственные организации и сами местные жители. Эффективным путем сведения всех интересов воедино может быть такой:

· определить территорию: это может быть район страны, город или даже городской район;

· рассмотреть процесс развития туризма на этой территории и разработать программу для этой территории, которая потребует привлечения ресурсов;

· создать структуру эффективных партнерских взаимоотношений между различными субъектами;

· найти лидера (им может быть отдельное лицо или коллектив), в обязанности которого входит работа со всеми организациями и субъектами тур.бизнеса для реализации задуманного;

· исполнять программу в течение значительного периода времени.

В последнее время усиливается тенденция планирования на уровне микро-регионов. Если в каком-либо конкретном месте, будь то исторический город или деревушка, появилась идея привлечь туристов, или если они уже приезжают в эту местность, может появиться необходимость местного плана развития туризма. Такой план скоординирует все части туристического продукта.

Планирование бывает разнообразным: пространственным, экономическим, общегосударственным, региональным или местным, всесторонним или отраслевым. К нему не существует единого подхода. Мы рассмотрим только некоторые подходы к планированию

Процесс планирования

Логическая последовательность. Главным в составлении планов является связь между целями, которые ставят перед собой составители плана, и тем, что они могут предложить. Такая логическая связь отражается в презентационной форме плана:

· стратегические цели планирования;

· видение будущих перспектив;

· задачи и приоритеты;

· план действий для достижения будущих перспектив;

· средства и финансовые ресурсы, необходимые для исполнения плана действий;

· роль различных действующих лиц.

Мы рассматривали вопросы, на которые следует обращать внимание для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие дестинации. Поэтому составлять планы нужно с широкой перспективой. Планы, касающиеся конкретной дестинации, будь то общие или отраслевые, должны:

· быть включены в общую концепцию региона, а также в общегосударственные и региональные планы развития;

· быть связанными с документами по планированию соседних регионов;

· учитывать каждый сектор местной экономики;

· делать акцент на устойчивости, это значит, что план должен соответствовать всему диапазону критериев, о которых мы говорили;

· привлекать местное сообщество (жителей).

Важным принципом стратегического планирования в каком-либо регионе является вовлечение местного сообщества в планирование развития туризма. Надо давать местным жителям возможность внести свой вклад.

Схема планирования. Методы

Составители плана должны знать классическую схему планирования и методы, на которых оно осуществляется. Схема планирования основана на трех элементах: исследование, анализ и собственно составление плана.

Исследование

Первый шаг – понимание того, на что будет воздействовать план. Знаменитый разработчик планов сэр Патрик Сидес определил три взаимосвязанных фактора: народ, деятельность, место. Это три кита, о которых мы говорили ранее по устойчивому развитию – люди (сообщество), экономика и окружающая среда. Эти три аспекта будут фигурировать в исследованиях, которые надо будет провести. Например, потребуется собрать информацию о следующих факторах:

· человеческие ресурсы: демографическая структура, уровень доходов, образования, знание иностранных языков, этническое строение сообщества и т.д.;

· экономика, включая соотношение рабочих мест в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и в сфере обслуживания, а также уровень безработицы;

· инфраструктура: доступность региона, транспортная система, водо- и электроснабжение, канализация, утилизация мусора и твердых отходов, наличие телекоммуникаций;

· услуги в сфере туризма, включая тип мест размещения, организацию питания, коммерческие услуги, систему безопасности и т.п.;

· окружающая среда и культурное наследие: климат, характер окружающей среды, наличие охраняемых природных объектов, культурное наследие, исторические здания, охраняемые части города (территории), этнографические ценности, культурные традиции, культурные программы и местные особенности.

Анализ

SWOT-анализ

Очень полезным инструментом на стадии анализа (исследования) является метод оценки сильных и слабых сторон плана, возможностей и угроз. Такой анализ можно проводить в любом географическом масштабе – от одной-единственной фермы до всей страны, особенно он полезен в масштабе региона или местности.

1. Сильные стороны – существующие достоинства региона (фермы), на основе которых может быть составлен план. Сильными сторонами для туризма могут быть красота ландшафта или богатые кулинарные традиции.

2. Слабые стороны – недостатки региона, которые будет необходимо устранить в плане. Слабыми сторонами для туризма могут быть низкий уровень образования местного населения или, к примеру, отсутствие водоснабжения.

3. Возможности – внутренние или внешние факторы, которые в будущем могут быть использованы как сильные стороны. Например, потенциальные возможности повысить стоимость местных продуктов, которые в настоящее время перерабатываются в другом месте или не используются надлежащим образом. Или, например, возможность развить конкретные секторы туристического рынка, которые в настоящий момент не распространяются на данный регион.

4.Угрозы – факторы, которые могут повредить потенциальному развитию региона и которые необходимо предотвратить или избежать, если это возможно. Например, опасность лесных пожаров или промышленное загрязнение окружающей среды.

«Дерево проблем» и «дерево задач»

Еще один полезный инструмент для анализа – «дерево проблем». С его помощью можно выстроить проблемы, затрагивающие регион, в логический ряд и определить наиболее важные из них.

Например, туристический сезон в регионе слишком короткий для получения прибыли. Это значит, что владельцы туристических объектов не могут вкладывать средства в их развитие. Кроме того, они не могут нанимать квалифицированный персонал, так как сезон слишком короткий. Это набор взаимосвязанных проблем. «Дерево проблем» позволяет проанализировать, что является стержневой проблемой (в данном случае это – небольшая продолжительность туристического сезона), причину возникновения этой проблемы (т.е. «корни дерева»), а также последствия такой проблемы (т.е. «ветви дерева»).

Затем на основе «дерева проблем» можно построить «дерево задач», которое следует той же модели и ставит задачи для разрешения каждой проблемы, причины, или следствия.

Эти задачи могут перенести нас прямо к этапу составления плана.

Оценка эффектов

При планировании главное не отвлекаться от главной цели – развития устойчивого туризма. Предложения, вносимые в план, должны быть просчитаны. Они должны оказывать положительное влияние на людей, экономику, окружающую среду и учреждения в регионе, для которого составляется план. Нужно предвидеть негативное влияние еще на стадии планирования и скорректировать план, чтобы избежать негативных эффектов. Такая оценка может применяться ко всем аспектам устойчивости или фокусироваться на конкретных вопросах окружающей среды, экономики или общества. Существуют методы «Оценки влияния на окружающую среду» (Environmental Impact Assessment – EIA) или методика «Оценки влияния на общество» (Social Impact Assessment –SIA).

Составление плана

Первым пунктом любого плана является определение перспектив, понимания того, каким станет место после выполнения плана.

В плане должно быть отражено следующее:

· цели плана, которые обычно определяются на начальной стадии планирования, но которые могут изменяться в процессе планирования в соответствии с реалиями, выявленными на стадиях исследования и анализа.

· исследование и анализ ресурсов (человеческих, природных, экономических, управленческих);

· видение перспектив;

· постановка задач и приоритетов;

· план действий, который приведет к претворению в жизнь видения перспектив;

· инструменты и финансовые ресурсы, необходимые для воплощения такого плана действий;

· действующие лица и их роли;

· программы действий.

Исполнение плана

При планировании важно помнить, что план – не окончание истории, а только ее начало. Ко времени завершения разработки плана ключевые действующие лица должны взять на себя обязательства исполнять его пункты. Должны быть понятны механизмы партнерского взаимодействия. Более того, в исполнение плана должен быть включен мониторинг, при помощи которого можно проверять продвижение плана. Такую проверку может облегчить соглашение между действующими лицами об используемых индикаторах. Например, можно использовать следующие индикаторы:

· количество туристов и увеличение количества туристов в год;

· соотношение рабочих мест, связанных с туризмом, к общему количеству рабочих мест;

· частные инвестиции в туризм, инвестиции со стороны ЕС, государственные инвестиции;

· нагрузка от посещений (соотношение числа постоянных жителей к числу приезжих);

· объекты здравоохранения и социального обслуживания;

· коммунальное пространство, приходящееся на каждого местного жителя и каждого приезжего;

· пропускная способность пляжей и других объектов;

· потери земель, пригодных для сельского хозяйства в результате их использования в туристических целях;

· загрязнение в результате туризма (загрязнение леса, воды, шум и т.д.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...