Основатель метода Фредерик Александер
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание Содержание. 2 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ.. 4 МЕТОДИКА АЛЕКСАНДЕРА.. 6 Основатель метода Фредерик Александер. 6 Как начать помогать самому себе?. 8 Осознание и наблюдение. 8 Как вы стоите. 10 Как вы сидите. 12 Механизмы движения. 14 Несбалансированность головы.. 16 Неустойчивость человеческого тела. 17 Хождение. 17 Наклоны.. 19 Оптимальный наклон. 20 Как мы садимся. 20 Обманы сенсорного восприятия. 22 Кинетическое чувство. 23 Правильное и неправильное. 25 Запреты.. 27 Факты.. 29 Управление телом. 30 Вспомогательные команды.. 32 Влияние мысли на действие. 34 Привычки и свобода выбора. 35 Привычки. 36 Выбор. 38 Мышцы и рефлексы.. 39 Мышцы.. 40 Система кровообращения. 43 Дыхательная система. 43 Пищеварительная система. 44 Костная система. 44 Нервная система. 44 Рефлексы.. 44 Дайте отдых спине. 47 Позвоночник. 47 Боль в спине. 49 Изменение осанки с возрастом. 51 Чего можно ожидать от занятий по методике Александера?. 56 Индивидуальные занятия. 57
МЕТОДИКА ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА.. 60 Моше Фельденкрайз: история жизни — история метода. 60 В чем сущность метода Фельденкрайза?. 61 Практические лекции по методу Фельденкрайза. 62 Предварительные замечания. 62 Методика упражнений. 63 Лекция 1. ОСОЗНАНИЕ ТЕЛА.. 64 Лекция 2. СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ. 66 Лекция 3. СГИБАТЕЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ.. 71 Лекция 4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА С ПОМОЩЬЮ ВРАЩЕНИЯ КУЛАКАМИ.. 75 Лекция 5. ПАТТЕРНЫ РАСТЯЖЕНИЯ.. 78 Лекция 6. ПОВОРОТЫ, ВРАЩЕНИЯ.. 82 Лекция 7. ПЕРЕХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «ЛЕЖА НА СПИНЕ» В ПОЛОЖЕНИЕ «СИДЯ». 85 Лекция 8. ПЕРЕХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ» В ПОЛОЖЕНИЕ «СИДЯ». 88 Общий алгоритм изменения привычных движений с помощью метода Фельденкрайза. 91 Критерии оптимального движения. 94
Работа с ходьбой и бегом по методу Фельденкрайза. 94 Болезни опорно-двигательного аппарата: нагрузка и выносливость. 97 Острые боли в спине. Короткие лекции о разгрузке ПЕРВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ АРТУРА ЯНОВА.. 108 Суть первичной терапии Артура Янова. 108 Введение (постановка проблемы) 108 Невроз. 109 Боль. 111 Боль и память. 116 Природа напряжения. 119 Защитная система. 127 Природа чувства. 135 Лечение (первичная терапия) 146 Приложение. 172 ЛИТЕРАТУРА.. 174
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ Еще в античные времена, когда идеал человека не мыслился вне целостности и гармонии, существовали терапевтические направления, связанные с движением, дыханием, танцем, массажем и воздействием на человеческую душу. В прошлом столетии танец, культура тела и воспитание посредством движения испытывали влияния, которые в первую очередь ставили задачу преодоления враждебности к телу. Другие истоки современных методов лежат в сфере ритмики, музыкальной педагогики, гимнастики, дыхательного и вокального воспитания, в технике расслабления и массажа. Да и различные системы обучения актерскому искусству оказали влияние на современные методы или находят в них свое прямое продолжение (терапевтический театр, терапия, основанная на танце, музыке и т. д.). От современных методов отпочковались такие, которые можно в большинстве случаев охарактеризовать как соматерапевтические постольку, поскольку все они восходят к разработанной Вильгельмом Райхом вегетотерапии, основанной на характерологическом анализе, а также к трудам тех, кто может в той или иной мере считаться учеником Райха. Двое из них: Александер Лоуэн и Джон Перракос положили основание биоэнергетическому анализу. Артур Янов, создатель первичной терапии, получившей также известность под названием плазменной терапии, также опирается на труды и методы названных ученых. Различия между методами внутри основного направления зачастую очень незначительны, хотя в каких-то чертах эти методы дистанцируются друг от Друга. Тем не менее, существуют и довольно сильные взаимовлияния, поэтому общность исходной позиции для всех методов телесно-ориентированной терапии становится очевидной: большинство методов работы с телом в большей или меньшей степени, с одной стороны — наследники психоанализа, с другой — терапевтического движения, основанного на контактах в группе.
Другие истоки терапевтической работы с телом можно обнаружить в практике дальневосточных йогов, особенно приверженцев хатха-йоги, а через ее посредство в китайской системе, тайц-зи, великом переделе, вплоть до дзен-буддизма с его различными методами медитации и массажа. Наряду с этим имеется, конечно, целый ряд эклектических методов, попыток создать некий синтез и всевозможные комбинации. Что значит телесно-ориентированная терапия? Во многих видах психотерапии и групповой практики интерес к телу ограничивается либо получением дополнительной информации для вербальной и психической работы («Сейчас у меня болит голова. Что это значит?»), либо физическим подтверждением вербальных процессов («Так, видимо, оно и есть. У меня перестала болеть голова.»). В данном случае тело — это, так сказать, поставщик информации. Однако собственно психотерапевтические процессы как бы ожидаются психическими, например вдумчивым интересом или (само) пониманием. Эти последние могут сопровождаться затем физическими ощущениями, допустим, чувством облегчения, которое оценивается как подтверждающий признак. Если тело «вводится в действие» именно так, оно становится чем-то вроде средства для достижения цели, то есть объективируется. Упор делается на психическое, телесное же понимается как явление, сопутствующее душевным процессам. Под работой с телом подразумевают непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого воздействия ожидают психического излечения или изменения. Здесь речь идет о прямом воздействии на тело. Психическое переживание должно испытывать влияние посредством тела. «Тело как спаситель души» или «терапия души через работу с телом» — эти слова вынесены на титульные листы книг по биоэнергетике Александра Лоуэна. «Исцелить душу через тело» — так называется введение в биодинамику у Герды Боиезен. Таким образом, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно с процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления. С физическим раскрепощением связывают ожидание душевной релаксации.
В данной книге мы предлагаем идеи наиболее известных представителей телесно-ориентированной терапии, которые оказали влияние на современные методы в данной сфере и пользуются неизменным успехом как на Западе, так и в нашей стране. МЕТОДИКА АЛЕКСАНДЕРА Основатель метода Фредерик Александер Фредерик Матиас Александер родился в Австралии 20 января 1869 года. Детство его прошло в Виниарде, небольшом городке на северо-западном побережье Тасмании. Старший из восьмерых детей Джона и Бетси Александер, Фредерик родился преждевременно, и никто не ожидал, что он проживет больше нескольких недель. Но он выжил благодаря безграничной любви матери к своему первенцу. Все детство Фредерика терзали самые разнообразные болезни, особенно досаждали астма и другие заболевания дыхательных органов. Поступив в школу, он продолжал часто болеть и родители были вынуждены забрать его оттуда и нанять частного учителя для вечерних занятий дома. Поэтому днем у Фредерика была масса свободного времени, которое он любил проводить в отцовской конюшне. Постепенно он стал настоящим специалист том в уходе за лошадьми и их тренировке. Вместе с этим он приобрел опыт невербального, «телесного» общения, который позже оказался для него поистине бесценным. С течением времени здоровье Фредерика окрепло. В семнадцать лет из-за денежных затруднений семьи юному Александеру пришлось отказаться от столь милой ему жизни на вольном воздухе и приняться за работу в оловодобывающей компании в городке Маунт Бишоф. В свободное от работы время он участвовал в любительских спектаклях и играл на скрипке.
К двадцати годам он скопил достаточно денег для того, чтобы отправиться в Мельбурн, где поселился у дяди. Но в течение трех месяцев, посещая театры, художественные выставки, концерты, он умудрился истратить все с таким трудом заработанные деньги. К концу этого срока он решил попытаться стать чтецом-декламатором. Фредерик не гнушался никакой работы, чтобы платить за обучение: был агентом по продаже недвижимости, кладовщиком в большом магазине, дегустатором чая в одной из чайных компаний. Он быстро завоевал признание как отличный декламатор и вскоре организовал собственный театр одного актера, где читал любимые им произведения Шекспира. Но вскоре вновь возникли затруднения с дыханием, преследовавшие Фредерика в детстве. Он охрип, а затем, во время одного из представлений, полностью лишился голоса. Он уже не решался брать ангажементы, опасаясь потерять голос во время спектакля. Позже он прошел курс лечения и научился щадить голосовые связки, но эти меры дали лишь временный эффект. Актерская карьера оказалась под угрозой, и он готов был пойти на что угодно, чтобы добиться исцеления. В конце концов, один из врачей порекомендовал дать голосу полный отдых в течение двух недель до очередного выступления. Доктор заверил, что если Фредерик будет строго следовать этой рекомендации, голос опять придет в норму. К этому времени Фредерик настолько отчаялся, что готов был вообще не разговаривать в течение этого срока, и к моменту выступления хрипота полностью исчезла. Однако примерно в середине программы голос снова оказался в «весьма плачевном состоянии»; а к концу вечера хрипота стала такой, что он едва мог говорить. Его охватило отчаяние при мысли, что впредь он может рассчитывать разве что на временное облегчение, а потому надо проститься с мечтой о карьере актера, обещавшей быть столь успешной. На другой день после выступления он вновь посетил врача, который настаивал на том, что надо строго придерживаться его рекомендаций. «Но если мой голос был безупречным в начале представления, — сказал Фредерик, — и настолько ухудшился к концу, что я с трудом мог говорить, разве не естественно предположить, что в тот вечер я как-то перенапряг его и что это послужило причиной?» Подумав с минуту, врач согласился, и это заставило Фредерика задать новый вопрос: «Что же именно вызвало такое ухудшение?» Врач честно признался, что не может ответить. «Если так, — сказал Фредерик, — придется мне постараться самому понять, в чем дело».
С этого диалога между Фредериком Александером и врачом и началась разработка методики, заслужившей мировое признание. Очень скоро Александер пришел к убеждению, что если человек страдает от головных болей, болей в спине, артрита, бессонницы и других недугов, для этого всегда есть глубинная причина. Он обратился к известному закону о причинах и следствиях: каждое действие неизбежно вызывает противодействие. Таким противодействием и была потеря голоса. Чтобы выяснить, какое же действие вызвало этот феномен, он провел много часов перед зеркалом, изучая себя. Когда он сумел вернуть голос, слухи о том, что Александеру удалось «вылечить» самого себя, быстро распространились, и многие актеры и декламаторы стали обращаться к нему за советом. Вскоре Фредерик убедился, что с помощью легких прикосновений можно исцелить множество различных недомоганий. Продолжая карьеру актера и декламатора, он начал набирать учеников и приобщать их к своей методике; В это время к нему присоединился младший брат, Альберт Редден Александер, и совместно они разработали ряд различных Процедур и рекомендаций, которые вошли7 в методику. Братья работали вместе около шести лет; преподавая в Сиднее и Мельбурне. Постепенно они перешли от работы исключительно голосовыми связками к применению своего метода во многих других случаях. Их известность росла, и некоторые врачи Начали направлять к братьям Александер своих, пациентов. Один из таких врачей, д-р Дж. У. Йтюарт Маккей, уговорил Фредерика отправиться в Лондон, чтобы сделать свою методику достоянием широкой публики, Весной 1904 года Александер навсегда оставил Австралию. Имея одно лишь рекомендательное письмо от доктора Маккея, он вскоре начал практиковать на Викториа-стрит, а позднее переехал в центр Лондона, на Эшли-Плейс, 16. Учениками и клиентами Александера были многие выдающиеся люди, в том числе Джордж Бернард Шоу. Олдос Хаксли, сэр Генри Ирвинг (актер), сэр Чарльз Шеррингтон (нобелевский лауреат в области физиологии и медицины) и профессор Е. Коффил (анатом и физиолог). После начала первой мировой войны Александер пересек океан и начал внедрять свою методику в Соединенных Штатах. В 1925 году он вновь поселился в Лондоне, где и основал первый учебный курс методики. До самой смерти, наступившей в. 1955 году, Александер преподавал и работал с клиентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|