Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики
Стр 1 из 5Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Экономическая роль государства в условиях рыночной экономики Краснодар 2013
Содержание
Введение . Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики Функции государственного регулирования экономики . Теории о государственном регулировании экономики на практике Проблемы государственного регулирования экономики . Рыночная экономика государства на примере США Заключение Список использованной литературы
Введение
Зачастую одно меткое выражение способно отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX -м веке, когда говорили: «Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует». Это предложение характеризует роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики государство не вмешивалось, и все шло своим чередом. Рыночную экономику можно представить как куплю-продажу по свободным ценам, и данное представление о рыночной экономике не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Рыночная экономика - это экономика свободно предпринимательства. Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства. Роль государства в рыночной экономики проявляется двояко. С одной стороны, государственное регулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Цель работы - анализ экономической роли государства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель определяет задачи исследования: . Проанализировать теоретические основы и функции государственного регулирования экономики. 2. Изучить теории о государственном регулировании экономики на практике и проблемы государственного регулирования. . Рассмотреть рыночную экономику государства на примере США. Характеристика методологической базы исследования. В данной работе, мы рассмотрели следующие экономические теории: неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направлений (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория «экономики предложения», а также теорию Кейнса). Объектом исследования является экономическая роль государства в условиях рыночной экономики. Данная тема в литературе освящена довольно подробно и ее можно изучить с различных точек зрения. Вся рассмотренная нами литература анализирует, объясняет и изучает экономическую роль государства в рыночной экономике, показывает нам насколько важна роль государства в регулировании рыночной экономике, раскрывает все плюсы и минусы регулирования государством рыночной экономики. Достаточно полная информация по выбранной теме содержится в документах, экономических журналах. Мы изучили следующие документы: Economic Projections and the budget outlook, Executive office of the president council of economic advisers, Проект приказа Минэкономразвития России «Об определении требований к формату предоставления сведений о принадлежности имущества к государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, предусмотренных перечнем сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1123-р», Приказ Минэкономразвития России от 12 апреля 2013 г. № 194 «Об утверждении Положения о Департаменте международных организаций Министерства экономического развития Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Последствия глобальных цепочек создания стоимости для торговли, инвестиций, развития и занятости.
Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики
История государственного регулирования в экономике восходит к концу средневековья. Вмешательство государства, по мнению классиков политической экономии, лишь мешало бы его действия, нарушало бы нормальный ход экономикномики. Основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Современная рыночная экономика - это экономика смешанного типа, которая объединяет гибкость рыночного саморегулирования, целеустремленность и постоянство корпоративного регулирования и общественные ориентированность государственного регулирования. Именно такое сочетание указанных механизмов координации способствует эффективной реализации социально-экономических целей общества, достижению макроэкономического роста, обеспечению социальной справедливости. Следует отметить, что рыночное саморегулирование, которое отражает сущность предпринимательской системы хозяйствования, направленной на получение прибыли в условиях конкуренции, - это основа смешанной экономики [15, с. 295].
Соотношение указанных механизмов координации в разных странах неодинаково. Есть страны, где действует система экономического либерализма - система, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму (США, Канада, Великобритания, Австралия и др.), и страны экономического дирижизма, обладающими значительное влияние государств и на социально-экономической развитие общества (Швеция, Австрия, Германия и др.). При этом, независимо от системы, основным регулятором экономических процессов выступает именно рыночный механизм, а государственное регулирование экономики дополняет рыночные рычаги [15, c.302]. Проблема объема и направлений государственного вмешательства в экономические процессы имеет давнюю историю. Традиционно классическая теория основным регулятором экономики признает рыночный механизм, который автоматически устанавливает экономическое равновесие. Марксизм, доказывая, что рыночный механизм способен обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов, обосновывает необходимость полной замены рыночного механизма тотальным государственным регулированием экономики на базе общественной собственности и единого государственного регулирования. Кейнсианская теория, признавая ограниченность стихийного рыночного механизма, доказывает необходимость государственного регулирования рыночной экономики, прежде всего как стимулирование совокупного спроса путем поощрения инвестиционной деятельности[15, c.303]. Теории неоклассического, неолиберального, неоконсервативного направлений (монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория экономики предложения) сводят государственное вмешательство в экономику до минимума. Например, монетаризм пропагандирует отказ от широкого вмешательства государства в экономику, ограничивает его государственным регулированием денежного обращения. Экономическая школа неоклассического синтеза, которая соединила научные достижения кейнсианства, неокейнсианства и неолиберализма, доказывает необходимость именно смешанной системы регулирования рыночной экономики[15, c.305].
Деятельность государства как экономического субъекта рыночной системы отражает ее экономическую роль в обществе, которую характеризуют, во-первых, социальная направленность государственного воздействия на экономику; во-вторых, ее основные направления, средства и методы деятельности государства как субъекта экономики, в-третьих, объем и степень государственного вмешательства в экономические процесс. Социальная направленность государственного воздействия на экономику отражает, прежде всего, общесоциальную сущность государства, его назначение удовлетворять потребности всего общества, обеспечивать его целостность и развитие. Увеличение Общественной направленности воздействия государства на экономику обусловлено развитием его социальной природы от диктатуры господствующего ого класса к государству, которая действует на базе социального контракта, представляет собой взаимные обязательства сторон, а именно: граждан, а также организаций, созданных ими, и государства, которое действует в пределах права делегированного ему гражданами[15, c.307]. Необходимость государственного вмешательства в экономические процессы в условиях рыночной системы обусловлена потребностями общества по рациональному и социально направленному распределению и использованию экономических ресурсов. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал, что «свободная игра рыночных сил» создает гармоничное устройство. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов, в то же время является движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности [7, с. 55].
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «антикризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его мнению, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов, это перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др[7, с. 56]. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого, использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли; за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция[7, с. 58]. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ, а так же увеличение государственного долга, вызванного бюджетным дефицитом. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (цикличность рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов [7, с. 61]. Роль государства оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой постоянное возрастание взаимосвязи и взаимозависимости разных стран мира, последовательный переход национальных хозяйств от замкнутой системы к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу. Объективную основу интернационализации производительных сил составляет углубление международного разделения труда, высокая степень обобществления производства. Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) стали инструментом глобализации экономики и превратились в основной структурообразующий фактор мирового хозяйства[7. с. 62].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|