Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Политическая и социально-экономическая ситуация в России в 1907-1914 гг.




Введение

 

C началу XX в. решение земельного вопроса было непосредственно связано с выбором курса преобразований. Опыт пореформенного экономического развития России все более настойчиво подводил к необходимости определения четкой стратегии экономического развития и принятия программы реформ.

Выбор курса экономической политики России в конце XIX в. происходил в условиях острого противоборства двух тенденции и отражающих их альтернативных программ. С одной стороны ведомством Министерства финансов все активнее проводился курс на ускоренную индустриализацию и развитие железнодорожного строительства за счет выкачиваемых из деревни средств. С другой стороны Министерство внутренних дел, в ведении которого находилось земское и крестьянское управление, наиболее близко знакомое с реальным положением в местном хозяйстве, и Министерство земледелия и государственных имуществ отстаивали линию на сбалансированное развитие экономики с вложением средств в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли: элеваторное дело, мелкую кустарную (преимущественно сельскохозяйственную) промышленность, организацию сельскохозяйственного кредита и страхового дела, образование и медицинское обслуживание и т.д.

Обоим течениям в приводимой аргументации приходилось учитывать реальные процессы пореформенного развития деревни, прежде всего рост перенаселенности и крестьянское малоземелье при низком уровне сельскохозяйственной техники и агрикультуры, влекущие за собой в условиях крайнего истощения налогоплатежных сил сельского населения массовое оскудение деревни.

Противники вложения средств в сельское хозяйство, и прежде всего С.Ю. Витте, стремились доказать, что причины хозяйственного упадка деревни кроются не в недостатке у крестьян денежных средств вследствие чрезмерного обложения налогами, а в их правовой неустроенности и сословном неравноправий.

К этому времени деревня была разорена. В 1897 г. Министерством внутренних дел был поставлен вопрос «об исследовании причин накопления податных недоимок». Кризис становился столь очевидным, что в 1898 г. вслед за указанием государственного контролера сам С.Ю. Витте вынужден был признать перед царем факт «чрезмерного напряжения платежных сил сельского населения» с циничным замечанием о «нехватке «топлива» для финансовой машины».

Таким образом, в 90-е годы XIX в. в ходе работы многочисленных комитетов, комиссий, особых совещаний выявилась необходимость существенных преобразований в сфере сельского хозяйства, требующих целенаправленного и систематического правительственного обеспечения.

Цель работы - изучить положение в России в 1907 – 1914 гг. и основные особенности Столыпинской реформы.

Задачи работы:

- описать предпосылки Столыпинских реформ;

- изучить цель и нормативно-правовое обеспечение реформы;

- рассмотреть особенности осуществления аграрной реформы и деятельность Крестьянского банка;

- изучить переселение крестьян на окраины;

- описать землеустроительные действия в период реформы.


Глава I. Политическая и социально-экономическая ситуация в России в 1907-1914 гг.

1.1. Предпосылки Столыпинских реформ

 

Революционное движение в 1905 г. привело к существенному изменению отношения правительства к аграрной проблеме. Было принято решение форсировать законотворческий процесс и особое внимание уделить земельному вопросу, который, как убедились власти, занимал крестьян гораздо больше, нежели их сословное неполноправие. От этапа предварительной подготовки правительство перешло к реальной реформаторской практике [6, С. 156].

4 марта 1906 г. был издан именной высочайший указ сенату об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия, а также губернских и уездных землеустроительных комиссией об упразднении Комитета по земельным делам.

Губернские и уездные землеустроительные комиссии были образованы для содействия Крестьянскому банку в покупке и продаже земли нуждающимся в ней крестьянам. Обязанностью этих комиссий было также содействие населению в устранении недостатков существующего землевладения и землепользования в установленном законом порядке.

В апреле 1906 г. на пост министра внутренних дел был назначен П. А. Столыпин. 9 августа 1906 г. под его председательством была образована комиссия «для рассмотрения вопросов, касающихся способов снабжения малоземельных крестьян землею и упорядочения крестьянского землевладения». Правительство, прежде всего, пыталось успокоить крестьянское движение передачей Крестьянскому банку части казенных и удельных земель. 12 августа 1906 г. появился указ о передаче удельных земель, 27 августа - казенных. Земли, сосредоточенные в государственном фонде, должны были постепенно продаваться малоземельным крестьянам, начиная с дарственников (то есть с крестьян, получивших от помещика дарственный надел). Продажа земли должна была производиться с понижением на 20 % ее цены против номинальной стоимости.

9 ноября 1906 г. вышел именной высочайший указ сенату, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании; он и положил начало столыпинской аграрной реформе.

После событий 3 июня 1907 г. - роспуска II Думы и изменения избирательного закона - в стране установился режим, получивший название «третьеиюньской монархии». Правительство продолжало проводить реформы, но при этом заметно урезало права общества и ориентировалось на верхушку имущих классов. Главным творцом нового курса стал П.А.Столыпин (1862-1911), председатель Совета министров в 1906-1911 гг. Глава правительства принадлежал к богатому и родовитому дворянству (среди его родни были М.Ю.Лермонтов и знаменитый дипломат А.М.Горчаков; отец Столыпина был боевым товарищем Л.Н.Толстого). В годы революции Столыпин на посту саратовского губернатора прославился решительным подавлением крестьянских бунтов. Перед открытием I Думы энергичный губернатор был назначен министром внутренних дел, став самым молодым членом правительства; в день роспуска I Думы он возглавил Совет министров [1, С. 65].

Сторонник сильной монархии, влиятельного поместного дворянства и твердого преобладания русских начал на окраинах империи, Столыпин выступал за беспощадное подавление революции, провозгласив: «Сначала успокоение, потом реформы». Вместе с тем он понимал, что одними репрессиями революцию не подавить - нужно устранить ее объективные корни, проведя глубокие преобразования. Поэтому Столыпин лавировал между различными партиями и социальными слоями: он стремился использовать как сторонников реформ, так и приверженцев жесткой политики, учесть интересы и помещиков, и буржуазии, по возможности погасить недовольство рабочих и крестьян. Такую политику часто называли «бонапартизмом» по имени французского императора Наполеона III Бонапарта, прослывшего в XIX в. мастером социального лавирования. Для проведения своей политики Столыпин нуждался в Думе, способной сотрудничать с правительством.

Создать такую Думу позволил избирательный закон 3 июня 1907 г. С прежней ставкой «на мужика» было покончено: новое собрание депутатов было «господским». Число представителей от крестьян сократилось в 2 раза, от рабочих - в 2,5 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии вообще лишились представительства. Один голос помещика теперь приравнивался к голосам 4 крупных буржуа, 68 мелких городских хозяев, 260 крестьян, 543 рабочих. Изменение избирательного закона отчетливо сказалось на партийном составе III Государственной Думы, выборы в которую прошли осенью 1907 г. Так, октябристы составляли 34% депутатов, кадеты и близкие к ним политики - 19%, правые - 33%, левые (социал-демократы и трудовики) - 7%. Благодаря такому составу III Дума просуществовала весь отведенный ей срок (пять лет - до июня 1912 г.); председателями ее были октябристы Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко [4, С. 129].

С сентября 1912 г. начала работу IV Дума (до конца февраля 1917 г.) под председательством Родзянко. Позиции Столыпина в Думе обеспечивал «Союз 17 октября», ставший, по существу, правительственной партией. Когда правительство требовало карательных мер, октябристы голосовали вместе с правыми депутатами. Когда же выдвигались реформаторские законопроекты, члены «правительственной партии» присоединялись к кадетам. Этот механизм получил название «октябристского маятника»; он позволял Столыпину реализовывать разные стороны свой программы. Борьба против революции велась при П.А.Столыпине значительно более сурово и последовательно, чем прежде. Эта борьба тесно сплелась с личной судьбой Столыпина: в августе 1906 г, террористы взорвали дачу премьер-министра, убив и покалечив около 60 человек, тяжело ранив его сына и дочь. Ответом стало введение военно-полевых судов - в них дела о вооруженном выступлении против властей решались в ускоренном порядке несколькими офицерами без участия защиты. За первые восемь месяцев своего существования военно-полевые суды приговорили к смерти 1100 человек [8, С. 32].

При Столыпине широко практиковалось и внедрение полицейских агентов в ряды революционных организаций. После революции по настоянию Столыпина были сильно урезаны права окраин империи. Из ведения финляндского сейма (права которого были полностью восстановлены в годы революции) вновь начали изыматься общегосударственные вопросы. При введении земства в западных губерниях (1908) права польских избирателей ограничивались. Восточные земли Царства Польского, населенные преимущественно украинцами, были выделены в особую Холмскую губернию (1912). Однако репрессии и жесткие меры не стали для Столыпина самоцелью: им была задумана обширная программа реформ. Премьер считал необходимым постепенную отмену чрезвычайных мер, обеспечение неприкосновенности личности и равенства всех лиц перед законом. Столыпин предлагал укрепить основы местного самоуправления: ввести волостное земство, расширить круг земских избирателей за счет зажиточного крестьянства, увеличить права земств, распространить земство на Западный край, Прибалтику и Польшу, восстановить выборный мировой суд. Планировалось также ввести всеобщее начальное обучение, реформировать среднюю школу, отменить некоторые ограничения для лиц иудейской веры, укрепить начала свободы совести, ускорить созыв Собора православной церкви. Необходимой мерой признавалось государственное страхование рабочих. Ключевой же позицией столыпинской программы был аграрный вопрос. Премьер отчетливо сознавал, что мир и благополучие в деревне - главная гарантия против повторения революции и залог хозяйственного расцвета страны. Основным противоречием аграрного строя России было сохранение помещичьих латифундий, с одной стороны, и крестьянского малоземелья, с другой. В отличие от кадетов и левых партий Столыпин резко выступал против насильственного передела земли. Его политика социального лавирования предполагала мирный путь разрешения противоречия между интересами помещиков и сельской буржуазии.

1.2. Цель и нормативно-правовое обеспечение реформы

 

В апреле 1906 г. на пост министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин, который еще в бытность саратовским губернатором прослыл решительным противником общины, выступавшим за индивидуализацию крестьянского землевладения. Под его руководством работа над подготовкой итогового документа «Главных оснований предположенного пересмотра крестьянских законоположений» была завершена в кратчайшие сроки.

5 июня 1906 г. Столыпин подписывает разработанные межведомственной комиссией проекты положений о земельных обществах, владеющих надельными землями, и об актах на надельные земли. Но в Государственную Думу эти проекты не попали, так как 8 июля 1906 г. она была распущена. В тот же день П.А. Столыпин назначается Председателем Совета Министров с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Тем самым он обрел чрезвычайные полномочия в проведении аграрных преобразований, программа которых была разработана до его вступления на министерский пост, но получила вскоре его имя. В целях успокоения крестьянского движения правительство в срочном порядке вынуждено было передать Крестьянскому банку часть казенных и удельных земель (указы от 12 и 27 августа 1906 г.) для продажи малоземельным крестьянам (начиная с дарственников) с 25%-ным снижением номинальной стоимости [6, С. 312].

5 октября был издан указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян по сравнению с другими сословиями, главным образом при поступлении на государственную службу и в учебные заведения. Этим же указом отменялись ограничения на семейные разделы и выдачу паспортов (для последнего уже не требовалось согласие сельского общества). Отменялись права земских начальников самостоятельно арестовывать и штрафовать крестьян (только через волостной суд).

К началу октября был подготовлен указ о выходе из общины. В сопроводительной записке к этому указу в Совет Министров качестве основной меры подъема мелкого крестьянского хозяйства выдвигалось землеустройство посредством свободного выхода из общины с укреплением в частную собственность всей той земли, которая в момент выдела находилась в фактическом пользовании крестьян. Право собственности на землю выделявшихся гарантировалось институтом личной (вместо семейной) собственности. По решению большинства в Совете Министров данный указ должен был быть проведен по ст. 87, то есть в качестве чрезвычайной меры. Это решение и было окончательно утверждено указом царя 9 ноября 1906 г под скромным названием «О дополнении некоторых положений действующего закона (имелись в виду статьи «Положений» 19 февраля 1861 г.), касающегося крестьянского землевладения и землепользования» [3, с. 86].

Указ о крестьянском землевладении и землепользовании стал основой столыпинского аграрного законодательства.

Имея целью сохранение помещичьего землевладения и взяв курс на насильственное разрушение крестьянской общины и создание хуторской и отрубной форм крестьянского землевладения, правительство под руководством премьер-министра П.А. Столыпина решило укрепить, развить и ускорить тенденции капиталистического развития деревни. Особая роль при этом отводилась деятельности Крестьянского поземельного банка, землеустройству и новой переселенческой политике. Землеустройство стало центральной осью всей новой аграрной программы правительства.

Основной целью реформы было насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определялось целым рядом законов и положений, основными из которых стали указ от 9 ноября 1906 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве в 1912 г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г. [5, С. 60].

В Положении о землеустройстве были определены действия, которые необходимо было осуществить в ходе земельной реформы. К ним относятся:

1) выдел земель отдельным селениям сельских обществ;

2) выдел земель выселкам и частям селений;

3) выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющим отдельное владение селениям;

4) полное по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки;

5) уничтожение чересполосности земель с прилегающими владениями;

6) разверстание к одним местам (на отрубные участки) земель разного владения, включенных в одну дачу;

7) раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

8) отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий [9, С. 64].

Все эти действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований создания компактных землевладений и землепользовании, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапливаний и других недостатков. Цель их - создание устойчивых крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культуртехническими мероприятиями.

В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.

По данным Главного управления землеустройства и землевладения Департамента государственных земельных имуществ, уже на 1 января 1909 г. землеустроительными комиссиями по 46 губерниям России были составлены проекты землеустройства для 86 тыс. дворов на площади 910 тыс. десятин по единоличному землеустройству и почти такое же число проектов на площади свыше 300 тыс. десятин по групповому землеустройству. Для 76 тыс. дворов проекты были перенесены в натуру. За эти годы с ходатайством о землеустройстве в комиссии обратилось более 670 тыс. домохозяев.

Действие Столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе и купленные, т.е. вненадельные, а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев этих земель [6, С. 156].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...