Кривая безразличия и бюджетная линия
1) Кривые безразличия (их называют еще кривыми равных полезностей) показывают все комбинации потребления (например, двух продуктов: масла и сыра), которые имеют для потребителя одинаковую (равную) совокупную полезность. Потребителю все равно (безразлично) поэтому какая комбинация – они равноценны по полезности. Для примера составим таблицу равноценных для нас количеств двух продуктов: масла и сыра (в кг.). Таблица 4.
На основании этой таблицы наших вкусов (набор по вертикали нам безразличен) построим график, или так называемую кривую безразличия ( рис.6.). Рис. 6. Кривые безразличия
Взяв другие возможные сочетания продуктов мы получим карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров. Предположения, сделанные относительно потребительских предпочтений, подразумевают следующие свойствакарты безразличий: 1. Наборы на карте безразличий, более удаленной от начала координат, предпочитаются набором на менее удаленных кривых (исходя из того, что мы предполагаем, что большее количество предпочитается меньшему). 2. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. 3. Карты безразличия не пересекаются. 4. Обратим также внимание, что, увеличивая потребление сыра, покупатель готов отказаться от все меньшего и меньшего количества масла. Количество товара А, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления товара Б на единицу, называется предельной нормой замещения товара А товаром Б.
– ∆А MRS = ────,
∆Б где MRS – предельная норма замещения (от англ. marginale rate of substitution). Исходя, из норм замещения можно определить, более или менее значительным является один товар относительно другого для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого. MRS измеряет желание обменять товар А – на каждую единицу другого Б, при этом не приобретая, и не теряя полезность. Кривизна кривых безразличия означает, что количество товара Б от которого потребитель хочет отказаться ради еще одной единицы товара А, уменьшается по мере увеличения количества товара А, замещающего в наборе товар Б. Обычно кривая безразличия вогнута 9выгнута вниз, к началу координат). Это отражает то обстоятельство, что MRS чаще всего уменьшается с увеличением потребления одного товара вместо другого –так формулируется принцип убывания предельной нормы замены одного товара другим. Блага, между которыми существуют отношения исключительной заменяемости в потреблении (товары – субституты) – имеют кривые безразличия в виде прямых линий. Блага, потребляемые совместно для удовлетворения единой потребности, которые совершенно не могут заменить друг друга (комлементарные товары) – имеют кривые безразличия в виде прямых углов. MRS есть произведение наклона кривой безразличия и минус 1., т.е.
MRSAБ = – (∆QБ / ∆QA)= MUБ / MUA Анализ карт безразличия не требует количественного измерения полезности, достаточно ранжирования товаров (услуг) по степени полезности с точки зрения потребителя. Таким образом, с ординалистской точки зрения – полезность порядково измерима. Теория потребительского выбора широко используется фирмами при разработке новых видов продукции, совершенствовании уже производимых. Для принятия решения об улучшении выпускаемых изделий надо учитывать не только необходимые для этого дополнительные затраты. Но и потребительские предпочтения. Какие из свойств товара являются более значимыми для потенциальных покупателей? На что следует обратить особое внимание?
2) Бюджетные линии. Склонность потребителя к покупке того или иного товара не означает, что он этот товар купит. Как известно, ограничивают потребителя еще два фактора: цены и доход потребителя. Предположим, что в нашем распоряжении имеется 4000 рублей, которые мы потратим на покупку масла и сыра. Допустим, что цена масла составляет 100 рублей за 1 кг., а сыра – 500 рублей. Тогда мы можем сначала заполнить таблицу с комбинациями масла и сыра, а затем построить по ней бюджетную линию, то есть все возможные варианты сочетания покупок масла и сыра, сумма затрат которых равна 4000 рублей. Любая точка, лежащая на прямой (рис. 7.), удовлетворяет уравнению:
Рм х Qм + Рс х Qc = I = 4000 рублей,
где Рм и Рс – цены масла и сыра (руб./ кг.) Qм и Qc – количество масла и сыра (кг.). Используя данную формулу, заполним графы таблицы 5, а по ее данным построим бюджетную линию. Экономический смысл наклона бюджетной линии. Он заключается в том, что количество товара Б, получаемое за счет отказа от единицы товара А, представлено наклоном бюджетной линии. Наклон бюджетной линии = – (∆ QБ / ∆QA) = PA / PБ = MRSAБ Чем круче бюджетная линия, тем выше отношение цены товара А к цене товара Б и тем большим количество товара Б надо пожертвовать для получения дополнительной единицы А. Бюджетная линия или линия бюджетного ограничения может быть и более сложной – составной. Ломаной, выпуклой и т.д. Ее конфигурация зависит от тех условий, которые определяют возможности потребителя покупать другие товары. Таблица 5 показывает, что при любом возможном сочетании на прямой количеств закупок этих двух продуктов мы потратили свой доход в 4000 рублей. Таблица 5.
Рис. 7. Графическое изображение бюджетной линии
Теперь, мы можем выбрать любое сочетание количеств масла и сыра, однако какое же конкретно мы выберем? Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов мы предпочтем.
Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия. Вопрос о том, какую точку на кривой безразличия мы выберем. Эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Очевидно, это будет точка Х на рис. 8. Для этого, соблюдая масштаб, перенесем на один график и кривую безразличия и бюджетную линию. Мы остановимся на точке Х, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия. Мы купим 2 кг. масла и 4 кг. сыра. Рис. 8. График потребительского выбора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|