Школьная зрелость и методы ее определения
В Российской Федерации обучение в школе начинается с 6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10 плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами. Окончательный диагноз устанавливается педиатром после обследования. В программу обследования включаются опрос родителей и детей, оценка физического развития, состояние опорно-двигательного аппарата, остроты зрения, слуха, измерение артериального давления, лабораторный анализ мочи, уровень физической подготовленности. Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее - в 11 классе. Второй комплексный медицинский осмотр детей проводится за год до поступления в школу с обязательным определением функциональной готовности к обучению. Он проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром, ЛОР, окулистом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. Результаты заносятся в медицинскую карту развития ребенка (форма 026-у). Медико-педагогическим отбором оценивается степень функциональной зрелости, общего развития и состояния здоровья. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Имеющие дефекты в речи направляются к логопеду. Имеющим отклонения в моторике назначается рисование, лепка, игры. Следующий медицинский осмотр всех детей теми же специалистами осуществляется перед поступлением в школу (апрель, май). Проводится повторное психофизиологическое обследование признанных ранее не годным к школе. Заключение о степени готовности к обучению дается по совокупности данных медико-педагогической комиссией, создаваемой при детской поликлинике. В нее входят школьный врач, педагог, логопед, педиатр и др.
Неготовыми к обучению считаются дети: Ø имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит, ревматизм, сниженную резистентность - болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и т.д.), таких детей – до 24%; Ø отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до24%; Ø имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%; Ø имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%. Дети из «группы риска» или «неготовности» к обучению по состоянию здоровья (с отставанием биологического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями) – направляются на лечебно-оздоровительные мероприятия. Дети с дефектами развития направляются в школы-интернаты. Кроме того, в каждой четвертой школе в Москве открыты классы для детей с задержкой психического развития. Таким образом, каждая третья школа в Москве может обеспечить обучение детей с отставанием в развитии, физически ослабленных, с признаками функциональной патологии и пограничной психоневрологической симптоматикой. После поступления в школу всех детей повторно обследуют в конце 1-го года обучения (феврале-марте), проводят психофизиологические исследования – проверяют способность ребенка анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы и двигательной сферы, способность детей к письму. И решается вопрос о возможности продолжения его обучения. Последующие осмотры проводятся в конце 3, 5, 7, 10 и 11 классов. Между ними проводится доврачебный медицинский осмотр и врачом-педиатром. В медицинское заключение о медосмотрах включаются: диагноз, данные о группе здоровья, возможность занятия физкультурой и трудовым обучением, рекомендации по иммунопрофилактике, ограничения по профессиональной деятельности, пригодность к военной службе и др.
Контрольные вопросы 1. Задачи науки «гигиены детей и подростков». 2. Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы. 3. Критерии состояния здоровья детского населения. 4. Группы здоровья детей, принципы их формирования. 5. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ. 6. Особенности физического развития детей среднего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ. 7. Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ. 8. Методы исследования морфологического развития детей и их значение. 9. Методы исследования функционального состояния детей и их значение. 10. Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков. 11. Основные признаки акселерации и децелерации. 12. Школьная зрелость. и методы ее определения. 13. Основные противопоказания для учебы в школе. 14. Роль медработников в проведении профориентации школьников. 15. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности и здравоохранении.
Таблица №1. Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной Динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.
Определение возраста 2. Исследование морфологических признаков развития:
А) измерение длины тела – стоя, сидя (см); Б) измерение массы тела (взвешивание) (кг); В) измерение окружности грудной клетки (в паузе) (см)
3. Измерение функциональных признаков развития: А) оценка функции сердечно-сосудистой системы – пульс (норма -70-80 уд/мин); Б) частота дыхания (ЧД) (норма – 16-20 дых/мин); В) частота дыхания и пульс после 10 приседаний; Г) спирометрия (норма – 2,5- 3 л); Д) измерение экскурсии легких - на вдохе и выдохе (норма – 3-5 см.); Е) динамометрия (норма – не менее: девушки- 15, юноши – 25 кг); Ж) время задержки дыхания (норма в возрасте 17-26 лет – 45-75 сек.).
4. Оценка физического развития: 1. П оказатель упитанности (весо - ростовой показатель) = вес (г) = ожирение - б. 540; чрезмерный вес – 451-540; рост (см) излишний вес – 416-450; хорошая – 401-415; наилучшая для мужчин – 400, для – женщин – 390; средняя – 360-389, плохая – 320-359, очень плохая – 300 –319; истощение – 200- 299. 2. Показатель крепости телосложения: Х= Р – (В+О), где Р – рост (см), В – масса тела (кг), О – окружность груди в фазе выдоха (см) Разность меньше 10 – крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 25-35 – слабое, более 36 – очень слабое. 3. Оценка пищевого статуса = вес (кг) = неполноценный - менее 18,5; рост2 (м) оптимальный - 18,5-25; преморбидный – 25-30; морбидный – более 30 кг/м2 4. Оценка пропорциональности развития: = длина ног(см) х 100 = (длина ног = рост стоя – рост сидя) рост сидя (см) 84,9 – короткие, 85-89 – средние; 90 и выше – длинные ноги.
5. Индекс пропорциональности развития грудной клетки: обхват грудной клетки в паузе (см) _ рост (см) = + 5,8 – для мужчин; 2 +3,3– для женщин. - показатель равный этим цифрам или выше – указывает на хорошее развитие грудной клетки, ниже или с (-) – указывает на узкогрудость.
6 Жизненный индекс: жизненная емкость легких (мл) 65-70 – для мужчин (мл/кг) ВЕС (кг) = 55/60 – для женщин.
7. Показатель динамометрии сила кисти (кг) х 100 65-80% – для мужчин; масса тела (кг) = 45-50 %– для женщин.
8. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы: Предварительные замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД); делается 10 приседаний – проводятся замеры ЧСС и ЧД сразу и через 3 мин. Оценка: хорошее состояние - увеличение ЧСС и ЧД до 30% и восстановление через 3 мин.; среднее состояние – увеличение на 40% и не восстановление на 3-4 мин.; состояние ниже среднего – увеличение ЧСС и ЧД на 50% и более и не восстановление через 4 мин. и более. Тема № 20: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ, ОБОРУДОВАНИЮ И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|