Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие здорового образа жизни.




По данным отечественных и зарубежных исследований Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения более чем на 50% зави­сит от образа и условий жизни; в 10—20% оно обусловлено влиянием на­следственности (генетических факторов); приблизительно такое же влияние оказывает внешняя, окружающая человека среда, и лишь примерно 8—10% приходится на оздоровительную работу практического здравоохранения.

Структура основных факторов здоровья подчеркивает первостепенную
значимость мер, направленных на оздоровление окружающей человека сре­ды, роль первичной профилактики заболеваний, заключающейся в оздоров­лении образа жизни, санитарно-гигиенических мерах, активной экологиче­ской политике и др.

Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

Важной стороной образа жизни является медицинская активность (по­ведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицин­ских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность и др.).

Здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здо­ровья, повышение защитных систем организма и в конечном итоге про­должительности жизни, полноценное выполнение человеком социальных функций.

Факторы риска и факторы здорового образа жизни.

Помимо преодоления «факторов риска», заключающихся в негативных сторонах образа жизни конкретных лиц, нужно уметь видеть, находить и использовать позитивные для здоровья стороны образа жизни. Факторы здорового образа жизни: рациональный, гигиенический режим труда и от­дыха, сбалансированное питание, психоэмоциональные нагрузки, физиче­ская активность, гармоничное сочетание физической и интеллектуальной деятельности, высокий духовный, культурный уровень, преодоление безду­ховности, воспитание гуманности, гражданственности, патриотизма, разум­ных потребностей, грамотное экологическое поведение и многие другие черты образа мышления, чувств и активности, сохраняющих и укрепляю­щих здоровье.

Формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни, таким образом, — это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятель­ности, активности, направленных на преодоление факторов риска возник­новения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни.

И эта программа должна координировать совместные усилия государ­ственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого на­селения. Она должна исходить из примата первичной профилактики заболе­ваний, причин, которые кроются, как отмечалось, не только в природных, генетических факторах, но прежде всего в социальных явлениях — в небла­гоприятных сторонах жизни.

Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения, здорового образа жизни должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков.

Меры первичной профилактики должны быть важнейшей обязанно­стью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-санитарной помощи — амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи — родовспоможения, центров гигиены и эпидемиологии, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, складывающейся системы семейной медицины.

Гигиеническое воспитание.

Гигиеническое воспитание — это средство охраны и улучшения здоровья, а не просто пассивное знание гигиенических правил.

Важным является готовность каждого человека следовать гигиеническим советам и рекомендациям медицинских работни­ков, стремление укреплять свое здоровье.

Для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в об­щественных отношениях, дающих определенные преимущества здоровым.

В решении этой проблемы должны участвовать многие государственные и об­щественные организации. Это важнейшее и обязательное условие фор­мирования здорового образа жизни. В большинстве индустриально развитых стран успех в жизни во многом определяется состоянием здоровья индивида, и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами. Поэтому культ здорового образа жизни стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты подобной системы приоритетов хорошо известны. Десятки миллионов рядовых американцев расстались с вредными привычками (а врачей США, Германии, Англии, Швеции уже не встретишь курящими), внесли коррективы в питание, приступили к систематическим занятиям физической культурой. В итоге — снижение показателей смертно­сти, увеличение средней продолжительности жизни до 75—80 лет.

Ответственность каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей повышает отношение населения к самоохранительному поведе­нию, здоровому образу жизни. На сегодня лишь около 12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира. В России на­считывается более 30 млн. человек, злоупотребляющих спиртными напитка­ми, около 2 млн. человек регулярно принимают наркотики, более 45% насе­ления, или 65 млн. человек, являются курильщиками.

Личное активное участие граждан является необходимой предпосылкой успешной разработки и реализации стратегии, основанной на приоритете вопросов здоровья и направленной на профилактику заболеваний.

Основные усилия должны быть сосредоточены на:

- разработке законодательной, нормативной базы и ресурсном обеспе­чении профилактических мероприятий;

- активизации средств массовой информации и обучении населения принципам здорового образа жизни;

- мониторировании эпидемиологической ситуации в отношении ин­фекционных заболеваний;

- частичной ресурсной поддержке региональных профилактических программ;

- использовании оптимальных тестов для выявления среди населения факторов риска, оценки индивидуального риска и регистрации этих пока­зателей в медицинской документации;

- консультировании и обучении населения навыкам снижения уровней факторов риска в соответствии с социально-экономическими и другими условиями жизни;

- мониторировании показателей здоровья населения и факторов, их опре­деляющих;

- информировании властных структур о состоянии здоровья населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...