Понятие здорового образа жизни.
По данным отечественных и зарубежных исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье населения более чем на 50% зависит от образа и условий жизни; в 10—20% оно обусловлено влиянием наследственности (генетических факторов); приблизительно такое же влияние оказывает внешняя, окружающая человека среда, и лишь примерно 8—10% приходится на оздоровительную работу практического здравоохранения. Структура основных факторов здоровья подчеркивает первостепенную Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы. Важной стороной образа жизни является медицинская активность (поведение человека по отношению к своему здоровью, выполнение медицинских рекомендаций, гигиеническая и медицинская грамотность и др.). Здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья, повышение защитных систем организма и в конечном итоге продолжительности жизни, полноценное выполнение человеком социальных функций. Факторы риска и факторы здорового образа жизни. Помимо преодоления «факторов риска», заключающихся в негативных сторонах образа жизни конкретных лиц, нужно уметь видеть, находить и использовать позитивные для здоровья стороны образа жизни. Факторы здорового образа жизни: рациональный, гигиенический режим труда и отдыха, сбалансированное питание, психоэмоциональные нагрузки, физическая активность, гармоничное сочетание физической и интеллектуальной деятельности, высокий духовный, культурный уровень, преодоление бездуховности, воспитание гуманности, гражданственности, патриотизма, разумных потребностей, грамотное экологическое поведение и многие другие черты образа мышления, чувств и активности, сохраняющих и укрепляющих здоровье.
Формирование здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни, таким образом, — это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни. И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Она должна исходить из примата первичной профилактики заболеваний, причин, которые кроются, как отмечалось, не только в природных, генетических факторах, но прежде всего в социальных явлениях — в неблагоприятных сторонах жизни. Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения, здорового образа жизни должно входить в систему дошкольного и школьного воспитания детей и подростков. Меры первичной профилактики должны быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-санитарной помощи — амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной помощи — родовспоможения, центров гигиены и эпидемиологии, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, складывающейся системы семейной медицины. Гигиеническое воспитание.
Гигиеническое воспитание — это средство охраны и улучшения здоровья, а не просто пассивное знание гигиенических правил. Важным является готовность каждого человека следовать гигиеническим советам и рекомендациям медицинских работников, стремление укреплять свое здоровье. Для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, дающих определенные преимущества здоровым. В решении этой проблемы должны участвовать многие государственные и общественные организации. Это важнейшее и обязательное условие формирования здорового образа жизни. В большинстве индустриально развитых стран успех в жизни во многом определяется состоянием здоровья индивида, и его заболевание всегда связано с большими материальными затратами. Поэтому культ здорового образа жизни стал неотъемлемой частью бытия граждан многих стран. Результаты подобной системы приоритетов хорошо известны. Десятки миллионов рядовых американцев расстались с вредными привычками (а врачей США, Германии, Англии, Швеции уже не встретишь курящими), внесли коррективы в питание, приступили к систематическим занятиям физической культурой. В итоге — снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни до 75—80 лет. Ответственность каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей повышает отношение населения к самоохранительному поведению, здоровому образу жизни. На сегодня лишь около 12% жителей России регулярно занимаются оздоровлением, физической культурой и спортом, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран мира. В России насчитывается более 30 млн. человек, злоупотребляющих спиртными напитками, около 2 млн. человек регулярно принимают наркотики, более 45% населения, или 65 млн. человек, являются курильщиками. Личное активное участие граждан является необходимой предпосылкой успешной разработки и реализации стратегии, основанной на приоритете вопросов здоровья и направленной на профилактику заболеваний. Основные усилия должны быть сосредоточены на: - разработке законодательной, нормативной базы и ресурсном обеспечении профилактических мероприятий;
- активизации средств массовой информации и обучении населения принципам здорового образа жизни; - мониторировании эпидемиологической ситуации в отношении инфекционных заболеваний; - частичной ресурсной поддержке региональных профилактических программ; - использовании оптимальных тестов для выявления среди населения факторов риска, оценки индивидуального риска и регистрации этих показателей в медицинской документации; - консультировании и обучении населения навыкам снижения уровней факторов риска в соответствии с социально-экономическими и другими условиями жизни; - мониторировании показателей здоровья населения и факторов, их определяющих; - информировании властных структур о состоянии здоровья населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|