Производство с двумя переменными вводимыми факторами. Эффект роста масштаба
В краткосрочном периоде в силу действия закона убывающей предельной производительности существует граница увеличения объема выпуска без изменения производственных возможностей. Поэтому фирма, реагируя на рост спроса продукции, стремится увеличить объем выпуска за счет изменения сразу всех факторов производства. С точки зрения действующих фирм, такой период времени, в течение которого изменяются количества всех применяемых факторов, включая производственные мощности, является долгосрочным периодом в их деятельности. В отличие от краткосрочного периода, представляющего собой период фиксированных мощностей, долгосрочный период – это период изменяющихся мощностей. Чтобы понять, каким образом фирма в долгосрочном плане принимает решение о производстве определенного объема выпуска, необходимо проследить его зависимость от изменения объема используемых затрат. Предположим, что используется только два вида ресурсов – капитал – K и труд – L, а их соотношение постоянно по мере роста производства в течение длительного периода времени. Тогда возникает вопрос: как изменится, например, выпуск автомобилей, если фирма в два раза увеличивает применяемые ресурсы, т.е. привлекает в два раза больше рабочих и вдвое увеличивает парк станков? Ответ на этот вопрос требует введения понятия «эффект роста масштаба производства». Рассмотрим возможные варианты изменения эффекта роста масштаба. Первый вариант. Затраты K и L выросли в два раза, а объем выпуска автомобилей вырос больше, чем в два раза. В этом случае достигается положительный эффект роста масштаба. Второй вариант. Затраты K и L выросли в два раза, и выпуск автомобилей увеличился тоже вдвое. Здесь проявляется постоянный эффект роста масштаба. Третий вариант. Если затраты R и L выросли в два раза, а выпуск автомобилей меньше, чем в два раза, то налицо отрицательный эффект роста масштаба. Графически это можно показать на рисунке 15.
Рис. 15: а – положительный эффект роста масштаба; б) – постоянный эффект роста масштаба; в – отрицательный эффект роста масштаба.
Эффект масштаба – это соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Чем больше масштабы производства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции и выше прибыль при прочих равных условиях. Эффект масштаба может быть положительным, отрицательными постоянным. 1. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами: 1) снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения производства; 2) более высоким уровнем специализации; 3) возможностью использования более производительного оборудования; 4) более полной утилизацией отходов путем производства побочной продукции. Положительный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных ATC, изображенный на рис. 16. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства: · специализация труда; · специализация управленческого персонала; · эффективное использование капитала и других ресурсов; · производство побочных продуктов и т.д. 2. Отрицательный эффект масштаба возникает в результате воздействия таких факторов, как: 1) рост переменных издержек, приходящихся на единицу продукции (закон убывающей отдачи); 2) сложность управления крупномасштабным производством;
Относительная значимость положительного и отрицательного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли. Таким образом, со временем расширение фирмы может привести к отрицательным последствиям и, следовательно, к росту издержек производства на единицу продукции. Основная причина отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя. В частности, высшее руководство оказывается далеко от действительного производственного процесса на предприятии. Разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате снижается эффективность, и растут средние издержки производства. Отрицательный эффект масштаба производства иллюстрируется возвышающимся отрезком кривой долгосрочных ATC. 3. Постоянный эффект масштаба или постоянная отдача от роста масштаба производства. Дело в том, что в некоторых случаях разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной. То есть на графике будет иметься отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштаба производства, на протяжении которого средние долгосрочные издержки будет неизменными. В его пределах определенное увеличение количества всех ресурсов – скажем вдвое – вызывает пропорциональное увеличение объема производства вдвое. Особенности масштабов производства можно показать графически (рис. 16). Так рисунок 16 показывает, что в зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают: 1) возрастающую (положительную) отдачу от масштаба – объем производства растет быстрее, чем издержки, а, значит, средние издержки производства снижаются;
Рис.16. Построение траектории роста фирмы и долгосрочная кривая издержек LRAC
2) убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем объем производства, а, следовательно, средние издержки производства возрастают; 3) постоянную отдачу от масштаба – объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние издержки) постоянны. Анализ изоквант используется, чтобы показать траекторию роста фирмы по мере увеличения ее масштабов. Так, на графике (рис.16) показана линейная траектория роста. Фирма при расширении не изменяет соотношение между трудом и капиталом. Между точками E1 и E2 имеет место увеличивающийся эффект роста масштаба производства. Между точками E2 и E3 – постоянный эффект увеличения его масштаба. Наконец, при дальнейшем увеличении объема между точками E3 и E4 проявляется убывающий эффект масштаба роста производства. Задача менеджеров – добиться выпуска продукции максимально приближенного к объему спроса с наименьшей себестоимостью продукции (услуг) или LRAC min, при прочих равных условиях. Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них, чаще всего, целесообразно существование одной крупной фирмы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|