Коммерческий сектор в культуре
Значительную долю участия в регуляции культурной сферы во многих странах берет на себя бизнес. Коммерческий сектор – источник альтернативного финансирования культуры. Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, – ему это выгодно. «Предпринимательский успех фирмы, её прибыль не в последнюю очередь зависит от её известности и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусства дают прекрасную возможность получить признание и успех». [18, с. 19]. Привлечение дополнительных средств в сферу культуры связано с усилением роли частного финансирования (меценатство и спонсорство). Необходимо активное стимулирование жертвователей. Может быть использовано не только предоставление налоговых льгот, но и другие, нестандартные меры, например, разрешение на определенных условиях помощи культуре прощать долги задолжникам. В ряде стран спонсорство – важный механизм поддержки культуры, а государство помогает только некоторым учреждениям. Фирмы и фонды поддерживают искусство и культуру потому, что это выгодно (реклама, уменьшение налогов), а также потому, что считают что это их долг обществу. Многие зарубежные фирмы, которые работают в России поддерживают русскую культуру, так как у них долгосрочные планы, связанные с Россией. Наличие альтруистических мотивов представителей бизнеса, радеющих за состояние культуры, нельзя отрицать, как и не видеть в культурной деятельности крупных корпораций веление времени, их необходимую общественную миссию. Тем не менее такого рода намерения сегодня часто уступают желанию более активного использования связей «бизнес – коммерция – культура».
Коммерческая деятельность непосредственно в культурной сфере приносит значительную прибыль и может способствовать ее развитию. Главное изменение в связях культуры и бизнеса сегодня связано «с разрастанием новой системы продажи товаров, через которую оказывается воздействие на общественное сознание и поведение, формируются действенные духовные и материальные запросы, ориентации и вкусы различных социальных слоев». [24, с. 87]. Исследователями подчеркиваются значительные изменения в социальных и культурных образцах спроса и потребления. Культурные позиции, по мнению П. Козловского, играют в оценке товаров огромную роль. Престиж смещается с материальных качеств товара в сторону символически-культурных. «В той мере, в какой сегодня смешиваются понятия отдыха, развлечения и культуры, а культурная и развлекательная активность более не рассматриваются как совершенно оторванные друг от друга, в той же мере смешиваются и подменяются потребление товаров и потребление культуры…. Возрастает спрос на культурно «обогащенные», эстетически утонченные, эстетически рафинированные товары». Исследователь считает, что современная «постиндустриальная культура», «не может более руководствоваться никакой монолитной производственной политикой, а вырабатывает разнообразные, децентрализованные, секторные продукты», необходимые для разнообразных специализированных рынков, «которые организуются в культурные группы, охватывают различные языки, традиции, способы поведения», то есть служат не общему удовлетворению потребностей, а удовлетворению потребностей определенного культурного слоя. «Фактор культуры» позволяет привлекать потребителей диверсифицированной продукции, увеличивать объем продаж». [31, с. 47]. Как сделать так, чтобы в одном пространстве происходили активизация торговли и развитие культурных услуг – дело предприимчивых людей, которые должны учитывать особенности поведения потребителей, их вкусы и предпочтения.
Спонсорство может быть рассмотрено как специфический инструмент маркетинга, проникновения на определенный рынок. Имидж корпорации, приобретаемый в процессе того, что создаваемые ими материальные блага имеют культурное измерение, становится главным орудием выживания и конкурентной борьбы, которое действует и на международном уровне. «Однако, – констатирует Е.Л. Катасонова, – связь корпораций с культурой идет значительно дальше, чем конкурентная борьба за своего потребителя средствами культуры. В Японии забота о «лице корпорации не ограничивается лишь приукрашиванием внешнего облика компании. Это означает укрепление духа и устремлений ее сотрудников. В этом смысле укрепление связей корпорации с культурной деятельностью стало в последнее время скорее методом укрепления внутреннего единства, чем способом усиления привлекательности корпорации в глазах всего общества». [28, с. 101]. Важным элементом менеджмента в корпорациях становится разделение ответственности за развитие духовно-эстетической области между сотрудниками и руководством компании, которое выражается в совместном финансировании проектов в культуре. Рассмотрения того, как процесс взаимодействия бизнеса и культуры оказывает влияние на содержание культуры и ее функционирование, требует особого рассмотрения. Отметим лишь противоречивость процесса, имеющего широкий диапазон – от демократизации культуры до крайних проявлений ее коммерциализации, наносящей ущерб разнообразию культурных форм. В современных российских условиях поддержка культуры от меценатов и спонсоров невелика, как, впрочем, и в других бывших социалистических странах. На это влияет не только отсутствие необходимых средств, но и непонимание роли частного сектора в жизни общества, неумелое выстраивание культурной политики. Играет роль и то, что организации культуры не наработали пока необходимые навыки привлечения заинтересованных лиц, навыки маркетинга и ведения переговоров. «Порой те спонсоры, которые хотели бы потратить свои средства на культуру, могут не доверить их организации, не отличающейся хорошим менеджментом». [41, с. 46].
Среди значительного числа управленцев в России бытует стойкое мнение о том, что поддержание культуры, ее институтов является исключительной ролью государства, правом и обязанностью, на которые не распространяется действие рынка. Это заставляет многих людей, отвечающих за состояние сферы культуры с большой осторожностью относится к предложениям доноров. Ситуация обостряется в связи тем, что в условия финансовых злоупотреблений и нечестной конкуренции многие управленцы не хотят, чтобы их имена связывались в прессе, в мнении общественности с именами определенных предпринимателей, желающих в силу самых разных причин активно участвовать в культурном развитии своего региона, города. Накал политических страстей может усугубить ситуацию. Внимание к индустрии культуры значительно меняется в силу того, что в современном мире существенно меняется само положение культуры, в первую очередь ее наиболее модернизированных компонентов. Она становится составной частью материального производства. С одной стороны, она сформировала новые потребности, влияющие на функции и качество товаров, выпускаемых промышленностью. С другой – сама стала отраслью, индустрией культуры. «В сфере индустрии культуры сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране». [43, с. 289]. Такие формы культуры как кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются преимущественно на коммерческой основе. С деятельностью предприятий индустрии культуры, прежде всего, связано изменение содержания культуры как внутри стран и на международном уровне. В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению культурной продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в современном общественном развитии, в генерации культурного достояния. Важнейшим аспектом рассмотрения индустрии культуры становится анализ ее возможностей с точки зрения продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога.
Она также важный источник занятости и создания материального богатства, – ведь индустрия культуры производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке. В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество в этой сфере между правительствами разных стран. Те направления, по которым могло бы происходить взаимодействие, – это содействие развитию общих рынков культурной продукции, создание сетей для обмена информацией, развитие телекоммуникаций, совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов, разного рода публикации, обмен актуальным опытом, обучение. В сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным, бизнес секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространения в средствах массовой информации (в том числе оценка программ). В России прежние стереотипы оторванности культуры от бизнеса меняются довольно медленно. Медленно, но изменяются также оценки развития индустрии культуры, учитывающие по крайней мере два аспекта развития человеческого потенциала: она рассматривается как мощная сфера, дающей людям занятость, доходы, а также сфера, в которой развивается – не без острых проблем – культурное многообразие на основе средств массовой коммуникации. Часто приходится слышать, как рядом употребляются слова «культура» и «нет средств». Однако недостатка средств в культуре не наблюдается там, где поворотливые бизнесмены сумели взять дело в свои руки. Что касается современной России, то нельзя не отметить, что бизнес активно подключился к индустрии культуры и коммерческому обмену культурной продукцией, и что в нем «крутятся» огромные деньги, догоняя зарубежные масштабы доходов, сопоставимые с наркобизнесом. [51, с. 247]. Коммерческие успехи современного бизнеса в сфере культуры связаны со следующими аспектами. Во-первых, бизнес подключается, прежде всего, к массовой культуре, чтобы получить прибыль нужно иметь широкий рынок сбыта продукции, которая одновременно бы отвечала потребностям многих людей.
Во-вторых, очень быстро находит формы, удовлетворяющие спонтанно возникающие культурные потребности. В-третьих, обращен к наиболее динамично развивающимся сферам культуры, технологическим новинкам. Например, шоу-бизнес ориентируется прежде всего на динамические сферы культуры, прежде всего экранную культуру, завоевывающую мир. Она основана на компьютерно-космической технологии обработки информации. Сети коммуникаций позволяют легко трансформировать информацию, что открывает широкие рубежи создания самых экстравагантных произведений, приносящих десятки миллионов долларов прибыли. В-четвертых, здесь осуществляется диверсифицированная деятельность по разным направлениям, и охват широко спектра услуг, что обеспечивает устойчивость соответствующим организациям на рынке. В рыночной экономике бизнес планирование является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес планирование описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. [36, с. 47]. Бизнес-план является постоянным документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: – конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.); – всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; – изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач. Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес планирование охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям. Бизнес планирование позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие: – «обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы; – расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; – определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов; – подбор работников, которые способны реализовать данный план». [42, с. 124]. Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-план – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес планирование служит основой бизнес – предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов. Поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией. От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководство организации учитывает факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере культурно-просветительских и образовательных услуг. [37, с. 103]. Тактика реализации стратегии организации разрабатывается на основе бизнес планирования. Бизнес-план представляет собой документ, структура которого представлена в табл. 3. Бизнес-план обычно следует разрабатывать на один год с разбивкой по кварталам. Модель бизнес-плана определяется принадлежностью плана к тому или иному типу, а также особенностями предприятия, для которого он разрабатывается.
Таблица 3. Структурная модель бизнес-плана коммерческой организации
«В общем виде, согласно существующим рекомендациям, бизнес-план должен состоять из следующих разделов. 1. Возможности фирмы (резюме). 2. Виды товаров (услуг). 3. Рынки сбыта товаров (услуг). 4. Конкуренция на рынках сбыта. 5. План маркетинга. 6. План производства. 7. Организационный план. 8. Правовое обеспечение деятельности. 9. Оценка риска и страхование. 10. Финансовый план». [14, 51]. Назначение первого раздела – дать ответы инвесторам или кредиторам на два основных вопроса: «Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?» Вполне очевидно, что данный раздел целесообразно включать в план только что начинающегося бизнеса, рассчитанного на внешнее финансирование. Для бизнеса, деятельность которого будет осуществляться за счет предпринимателя, или для уже действующего бизнеса, убеждать кого-либо в его целесообразности не имеет смысла. Следующие четыре раздела: «Виды товаров (услуг)», «Рынки сбыта товаров (услуг)», «Конкуренция на рынках сбыта» и «План маркетинга» по содержанию дублируются и легко могут быть объединены в один раздел: «План маркетинга». При этом необходимость этого раздела актуальна лишь для начинающегося бизнеса. Для уже действующего бизнеса полностью разрабатывать план маркетинга, в котором нужно описывать производимые товары (услуги), рынки и условия их сбыта и т.п., нет необходимости. Единственное, что может потребоваться при планировании действующего бизнеса, – это внести коррективы по этим вопросам, если при анализе выполнения плана за предыдущий год выявится необходимость расширения (сужения) ассортимента производимых товаров (услуг) или расширение (сужение, изменение) рынков их сбыта в связи с возросшей конкуренцией, изменением каких-либо других условий. План производства, как явствует из его названия, необходим в случаях бизнеса, рассчитанного на производство товаров (услуг). При этом более подробно он должен разрабатываться при планировании начинающегося бизнеса, когда необходимо знать потребность в производственных площадях и мощностях, основных и оборотных фондах (средствах), источниках снабжения, длительности производственных (технологических) циклов, режиме производства, производственной программе, организации контроля качества и т.д. Для действующего бизнеса в этом разделе плана должны быть предусмотрены мероприятия, необходимые для устранения недостатков, выявленных по результатам анализа выполнения плана за предыдущий период. «Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться либо населению, либо другим организациям». [37, с. 156]. На первом месте здесь – освещение условий предоставления услуг (выполнения работ) наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей и т.п. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются (планируются) средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах (например, упаковочных), рабочей силе, средствах связи и т.д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам в производственных организациях. Организационный план также необходимо подробно разрабатывать лишь для начинающегося бизнеса, ибо в этом случае нужно обосновать организационную структуру фирмы, потребность в рабочей силе и т.д. Для действующего бизнеса в этом разделе достаточно привести лишь мероприятия по устранению недостатков в организации фирмы, в организации труда и его оплате. Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы» нужен лишь для начинающегося бизнеса. Здесь действительно необходимо показать, на каких правовых основаниях будет производиться бизнес. Раздел «Оценка риска и страхование» нужен для всех видов бизнеса: как для начинающегося бизнеса, так и для уже действующего бизнеса, ибо рыночная конъюнктура подвержена неожиданным изменениям. Например, по независящим от фирмы обстоятельствам спрос может возрасти или упасть, поставщики или покупатели могут разориться или появиться новые, конкуренция может обостриться или снизиться и т.д. Заключительный раздел – «Финансовый план» также необходим для всех типов и видов бизнеса. При этом для начинающегося бизнеса финансовые показатели определяются на основании расчета по данным предыдущих разделов плана (план производства, сбыта, организационный план и т.п.), а для действующего бизнеса – еще и с учетом фактических данных за предшествующий год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|