Танцевально-двигательная терапия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Приложение 7 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ
Содержит постановку цели и задач (в зависимости от проблем конкретного ребенка) и включает в себя несколько подпрограмм:
Диагностическая подпрограмма. В ней отражаются выводы по результатам социальной диагностики (см. программу постановки социального диагноза, Приложение 2).
2. Собственно коррекционная: - коррекция социально-психологических свойств личности ребенка; - коррекция межличностных отношений; коррекция детско-родительских, семейных отношений; - программа личностного роста. Для реализации данной подпрограммы необходимо провести и предоставить разработку 1 коррекционнсго (развивающего) занятия. 3. Профориентационная подпрограмма (диагностика и мероприятие по профессиональной ориентации). Подпрограмма по профилактике девиаций (мероприятие по профилактике девиаций).
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ НАРУШЕНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ТРУДНОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Занятие 1,2. «Комплексная экспресс диагностика детей и подростков». Задачи: общие представления о личностном развитии детей и подростков и о межличностных взаимоотношениях в коллективе, развитие внимания, воображения.
Занятие 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. Задачи: обучение способам выработки уверенности в себе, создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя, формирование у детей моральных представлений. «Настольная книга практического психолога в образовании». Рогов Е.И., Похомов Психотренинг. Занятие 4. Снятие конфликтности.
Задачи: 1. Формирование адекватных форм поведения. 2. Коррекция поведения с помощью ролевых игр. 3. Обучение приемам ауторелаксации. Занятие 5, 6. Развитие общительности.
Занятие 7. Жизненный выбор. Цель: дать понятие жизненного выбора и как правильно его делать, а так же того, что каждый отвечает за свой выбор и получает то, что выбрал. Научить детей анализировать свои поступки и поступки других людей. Занятие 8. «Звезда удачи». Цель: Дать понятие об удаче. «Звезда удачи». Тренинг. Релаксация. Литература 1. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. 2. М.В., Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. – М.:Просвещение, 1995. 3.. Овчарова. Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.
Примерные направления коррекционных мероприятий 1.Коррекция (развитие) житейских навыков и умений. 2. Коррекция социального воспитания и подготовки к семейной жизни. 3. Коррекция (развитие) коммуникативных навыков и культуры общения. 4. Коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость и др.). 5. Коррекция образа «Я». 6. Коррекция межличностных конфликтов. 7. Коррекция социально-психологического микроклимата и др. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ИЗОТЕРАПИЯ Для детей начальной школы (специальной коррекционной) с нарушениями речи. «Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге). Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, развитие познавательных интересов, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе. Подгруппе детей (3-4 чел.) предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге необычные картинки. Для этого надо поверхность бумаги с помощью кисточки сделать влажной, а затем разбрызгать на ней капли акварельными красками илисделать легкие движения кончиком мокрой кисти.
Во время экспериментирования с красками, их смешения арттерапевт общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что они испытывают, когда краски, как живые, «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы. После того, как рисунок высохнет, психолог помогает ребенку разглядеть образы, которые получились на листе. Затем предлагает аккуратно обвести их контуры гелевой ручкой. Полученные изображения обсуждаются с детьми. Затем из детских работ делается выставка. Материал. Набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецекая роспись, вологодские кружева). Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов, обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они изготавливаются, обращает внимание на узор, его детали. Сравнивает с детьми разные узоры. Во второй части занятия учащимся предлагаются различные элементы узоров (хохломы, гжели), а также вырезанные из картона и нерасписанные изделия (вазу, солонку, чашку, салфетницу, миску, чайник, блюдце, тарелку). Учащиеся подбирают к ним узоры, комбинируют детали, подбирают краски. Тема: «Хохломская роспись посуды». Занятие «Травный узор». Цель: учить раскрашивать деревянную чашку «травным орнаментом» с использованием ранее изученных элементов, учить контролировать свои мышечные ощущения руки при работе с кистью. В первой части занятия педагог показывает учащимся чашку, расписанную травным узором, обращает внимание на его элементы. Затем напоминает приемы изображения элементов узора «Травка», демонстрируя их на большом листе. Во второй части занятия детям предлагаются полоски бумаги, где они пробуют изобразить ранее выученные элементы орнамент: «травинка», «капелька», «усики», «завиток», «кустики». После чего дети самостоятельно раскрашивают деревянную чашку травным орнаментом. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Для младших школьников с нарушением речи, умственной отсталостью Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, динамику, темп, форму музыкального произведения); формировать пространственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические возможности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осознания телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать условия для коррекции коммуникативной сферы.
1. Ритмическая разминка Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака). «Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте). 2. Ритмическая гимнастика Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова). При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концентрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях. Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», музыка В. Ребикова). Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте). 3. Ритмический калейдоскоп Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева). Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные рит • мические фрагменты на ударных музыкальных инструментах, в ходьбе, хлопках. Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движениями (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»). Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Регтайм», музыка Джоплин). 4. Ритмическое прощание Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета серии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (ноги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают. Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). «ТЕАТРАЛЬНАЯ АЗБУКА» Для младших школьников с речевыми нарушениями, умственной отсталостью Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству; обеспечивать процесс самопознания ребенка, раскрытие его творческих возможностей; формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в речи, в движении при создании образа; учить действовать в условной театрализованной обстановке; овладевать навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
1. Сценическая речь Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу». Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают характерные для него звуки, создавая звуковой его образ. Артикуляционная гимнастика. Дикционное упражнение, скороговорка. Упражнение «Словесное действие», работа с литературным текстом. Используя текст знакомого стихотворения, ребенок должен совершить заданное действие (убаюкать непослушных детей или отругать их). 2. Сценическое движение Релаксация, снятие мышечных зажимов. Упражнение «На балу у Золушки». 3. Ролевая разминка Упражнение на запоминание физических действий «Стирка белья», «Мытье посуды», «Печатание на машинке», «Переход через ручей» и т.д. «Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных образов «Я огонь», «Я животное» (по выбору), «Я предмет» и т.д. Упражнение на передачу физического состояния «Иду по дороге в жаркий день», «Иду под дождем», «Иду по горячему песку», при этом показать, куда и зачем идет. 4. Актерские - «Маски»: изображение персонажей сказки во взаимодействии с партнерами. 5. Анализ занятия. Поощрение детей. Установки на домашнее задание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|