Тема 8. Русская философия
Религиозное мировоззрение славян, сомнение, свобода ума, наличие на западе богатой и творческой философской мысли как источники русской философии. Истоки, специфика бытования и характер восприятия философских идей древнерусской культуры. Мудрость Древней Руси как целостный культурно-исторический феномен. Введение христианства на Руси и его историческое значение. Распространение на Руси идей античной философии. Религиозно-философские и социально-этические аспекты проблем мировоззрения и Вселенной, души и тела, человеческих чувств и страстей, добра и зла в «Слове о законе и благодати Иллариона («Повести временных лет» (ХI – ХII вв.), в «Слове о полку Игореве» (ХII в.), в «Молении Даниила Заточника» (ХII-ХIII вв.), в «Поучении Владимира Мономаха» (ХII в.), в «Физиологе», «Шестодневе», «Изборнике» Святослава и других памятниках древнерусской культуры. Еретические учения в России ХIV – ХVI вв. и их мировоззренческое содержание. Идеология московской централизации. Теория «Москва – третий Рим» Филофея Псковского. Русская философия эпохи европеизации и просвещения. Философские, социологические и нравственные идеи «ученой дружины» Петра I. Философско-социологические теории позднепросветительской эпохи. Философские искания в России 30-40-х годов ХIХ века. Опыт Запада и тема судеб России. Спор славянофилов и западников. Философия славянофильства (философия тотальности): И. В. Киреевский, Л. С. Хомяков, К. С. Аксаков. Философия западничества (философия индивидуальности): П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен. Западники-либералы. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности» К. Н. Леонтьевым и Н. Я. Данилевским.
Философские учения второй половины ХIХ в. Ф. М. Достоевский как один из виднейших мыслителей России ХIХ в. Проблема веры и знания у Ф. М. Достоевского. Его трактовка свободы и ответственности, проблемы социальной справедливости и гуманизма. Л. Н. Толстой о проблеме спасения и смысле жизни. Теория непротивления злу насилием. Философия истории Л. Н. Толстого. Историческая судьба России в русской идеалистической философии (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев). Философия всеединства В. С. Соловьева как теоретический источник «неохристианства»: обоснование идеи универсального синтеза науки, философии, религии; онтологические, гносеологические и социально-этические аспекты «положительного всеединства»; учение о богочеловечестве; социология; теократическая утопия; религиозная антропология. Н. Ф. Федоров – представитель русского космизма. Философия «общего дела». Учение о воскрешении и регуляции природы. Русская религиозная философия ХIХ–ХХ вв. Развитие «богочеловеческой» концепции. Н. О. Лосский, С. Л. Франк, В. В. Зеньковский. Поиски нравственного идеала. П. А. Флоренский, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков. Христианский экзистенциализм и философия свободы Н. А. Бердяева. Эволюция Бердяева от «легального марксизма» к религиозному иррационализму. Эсхатологические мотивы в творчестве мыслителя. Философские идеи русских естествоиспытателей (А. Г. Столетов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев). Философия «русского космизма» (К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский). Социальная философия П. А. Сорокина. Философия античности в трудах А. Ф. Лосева. Духовное осмысление бытия М. М. Бахтиным. Отечественная философия в 20-80-е годы ХХ века. Догматизированный марксизм как государственная философия и идеология. Постепенное возрождение историко-философской культуры (конец 1950-х - начало 1960-х годов). Проблемы, волнующие философов и думающих людей России сегодня. Евразийство, анализ уроков вестернизации России, мысли о построении постсоветского общества. Вклад русской философии в мировую философскую культуру.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|