Особые аспекты пенсионных реформ.
В странах с переходной экономикой существуют одновременно и неотложная необходимость исправить ситуацию с пенсиями, и возможность осуществить изменения наряду с другими радикальными реформами. Проще получить политическую поддержку реформам, так как отсутствуют группы, преследующие частные интересы (размер пенсий в старой системе мал). Страны с переходной экономикой открыты иностранным консультантам, таким, как специалисты Всемирного Банка, которые имеют опыт в отношении пенсионной реформы. В странах с переходной экономикой начало пенсионной реформы приходится на период, когда рынки капитала еще отсутствуют. Ликвидность на внутренних рынках низка, набор инструментов скуден, квалификация и опыт отечественных управляющих ограничены. Органы регулирования и надзора не совсем готовы к выполнению своих функций. Привлекательный момент: благодаря рыночной эффективности, частные пенсионные фонды смогут обеспечивать более высокую пенсию. Для этого необходима "благоприятная цепочка": фонды идут на долгосрочные вложения, принимая краткосрочные колебания; формируется надежная база отечественных институциональных инвесторов, которая поддерживает отечественные рынки капитала в неблагоприятные периоды. Одна из целей пенсионной реформы состоит именно в этом: положить начало появлению отечественных инвесторов и развитию рынков. Но также существует опасность создания "порочного круга": вложения в основном носят краткосрочный характер (из-за мер регулирования или других ограничений), фонды избирают консервативную стратегию, и их подходы начинают напоминать друг друга. Таким образом, отдача в долгосрочной перспективе оказывается ниже оптимальной, и отечественные институциональные инвесторы играют менее значительную роль, чем та, что от них требуется.
Переход неизменно связан с наличием долга - как его финансировать. Если государство (органы регулирования) желают продать фондам слишком большой объем государственного долга, то такой шаг может стать простым решением в краткосрочной перспективе, однако он не обеспечивает эффективности фондов в долгосрочной. Требуется смотреть за четырехлетний горизонт, которым оперирует большинство политиков, чтобы понять, что хорошо диверсифицированный портфель отвечает только целям частных фондов: получению более высокого дохода в долгосрочной перспективе. Что понимается под риском с точки зрения пенсионного фонда? Соответствует ли это традиционному определению нестабильности? Являются ли акции более рискованными, чем облигации? Реальное определение риска в том, что фонд может не достичь своей цели в долгосрочной перспективе (достаточно высокого размера пенсий по сравнению с государственными пенсиями, или с обещанными уровнями при плане УВ). Важно, чтобы и фонды, и органы регулирования быстро уяснили концепцию сопоставления с "ориентиром". Сигналом к смене управления фондом является постоянная более низкая доходность по сравнению со сбалансированным "ориентиром". Если доходность такого портфеля оказывается ниже доходности государственных облигаций в течение года-двух, то это не обязательно должно стать причиной для паники. Ежегодная "требуемая" доходность привязана к индексу государственных облигаций. Методика привязки к "ориентиру" пока не слишком распространена, инвестиционные стратегии не доводятся до общественности. Наблюдается конкуренция среди абсолютных ставок доходности, что приводит к чрезмерной осторожности и "стадному поведению". А инвестиции за рубежом еще больше затрудняют финансирование долга перехода. Вложения за рубежом обеспечивают необходимую диверсификацию для небольшой страны.
В условиях неразвитого рынка годовой доход может быть очень нестабильным, так как на него могут влиять глобальные тенденции и представления инвесторов, причем это влияние практически не зависит от внутренних аспектов. Возможно, вложение всех пенсионных сбережений там, где уже присутствуют все прочие типы риска, может оказаться слишком рискованным: уровень жизни, стабильность работы и т.д. зависят от экономической ситуации в собственной стране. С другой стороны, экономическая реформа и рост могут привести к развитию внутренних рынков: почему бы не инвестировать только в них? Установлено ограничение на инвестиции за рубежом: 20-30%. Для фондов второго уровня предусмотрен постепенный подход (0% в первые два года, до 30% в течение пяти лет). Такой компромисс был необходим, чтобы идея получила поддержку. Основное препятствие - жесткое ограничение на инвестиционные фонды. "Молодым" пенсионным фондам особенно рекомендуется осуществлять инвестиции за рубежом через инвестиционные фонды. С точки зрения соотношения риска и отдачи, желательно как можно скорее отменить ограничения на классы активов, инвестиции за рубежом, лицензии иностранным компаниям на право управления фондами, и т.п. Из-за недостаточного развития рынков и квалификации управляющих (а также - недостаточных знаний у членов их фондов) в первые несколько лет могут потребоваться некоторые ограничения. Эти ограничения должны быть максимально разумными, не иметь политической направленности и не носить разового характера. Если эти положения не будут соблюдены, то вся система - включая инвестиции - не будет оптимальной. В странах континентальной Европы либерализация жестких инвестиционных норм идет медленно. Ограничения на инвестиции за рубежом тоже не исчезают стремительно (здесь помогает введение евро). Идея предоставления иностранным компаниям свободы в управлении фондами также редко оказывается популярной. 1.3. Реформы банковской системы.
Банковская система выполняет важнейшие макроэкономические функции, связанные с трансформацией сбережений в инвестиции и обеспечением бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве. В денежно-кредитной сфере ее основная роль заключается в создании денег, наряду с центральным банком, и формировании процентной ставки по депозитам и кредитам. Однако выполнение банками их функций в значительной мере зависит от характера экономической системы.
В административно-командной системе деятельность банковской сферы была подчинена основной задаче - выполнению народнохозяйственных планов. Как следствие, природа денег и кредита отличалась от свойственной рыночной экономике. В частности, в советские времена кредит был "системно невозвратным"1. В современной рыночной экономике банковская система становится составной частью более сложной - финансовой, включающей в себя многочисленные финансовые рынки (валютный и рынок ценных бумаг). Банковский кредит перестает быть преобладающим источником внешнего финансирования для предприятий, поскольку развиваются рынки долговых ценных бумаг, прежде всего облигаций. Проблемы реформирования банковской системы и способы ее решения. Перед странами с переходной экономикой встала задача трансформировать банковскую систему. Сложность ее определялась тем, что изначально банки не были готовы взять на себя функции, свойственные финансовым институтам в рыночной экономике. Одной из первых проблем банковских систем в странах с переходной экономикой стали "плохие кредиты". Ее причинами были, с одной стороны, системно невозвратный характер кредита в прежней плановой экономике, а с другой - резкое ухудшение положения предприятий и снижение реальных доходов населения в условиях трансформационного кризиса. Существовало несколько вариантов решения этой проблемы: списание долгов банкам с последующим прекращением кредитования убыточных предприятий, списание долгов и продолжение кредитования, сохранение долгов на балансах коммерческих банков и помощь им со стороны государства, переложение всей тяжести проблемы на коммерческие банки.
Практически в странах с переходной экономикой на различных этапах применялись все перечисленные варианты, а также их комбинации. Но в любом случае проблема "плохих долгов" сохранялась надолго. Постоянно возникали своеобразные "порочные круги", например, списание долгов - продолжение кредитования убыточных предприятий - накопление новых "плохих долгов"; списание долгов - прекращение кредитования - ухудшение положения предприятий – сокращение депозитной базы банков; сохранение долгов на балансах банков - временное ослабление остроты проблемы в связи с высокой инфляцией — снижение
1См.: Ростовский Я. Макроэкономическая нестабильность в посткоммунистических странах. М., 1997. темпов инфляции — возобновление проблемы. Добавим, что не исключено возникновение и других "порочных кругов". Решение проблемы "плохих долгов" на первом этапе не гарантировало от ее повторного появления. Во многих странах продолжался трансформационный спад, обусловленный, в частности, и институциональными факторами. Чешский ученый М. Хорчикова выделяет те из них, которые приводили к накоплению "плохих долгов" - отсутствие независимой кредитной политики у коммерческих банков и плохое управление государственными компаниями2. На начальном этапе переходного периода эти проблемы уже породили кризисы в банковских системах Венгрии и Хорватии. Создание двухуровневой банковской системы в Венгрии в конце 80-х годов сопровождалось специализацией банков по отраслевому признаку. Это позволило сохранить определенные взаимосвязи между предприятиями и банками, но предопределило и продолжение кредитования убыточных предприятий. В то же время банки могли получать дополнительную прибыль вследствие инфляции, которая обесценивала ранее выданные и оказавшиеся безвозвратными кредиты и увеличивала в номинальном выражении ресурсную базу банков за счет депозитов предприятий. Коммерческие банки не стремились и не поощрялись налоговой политикой государства к созданию резервов по ссудам. Ситуация в корне изменилась в конце 1991-1992 гг. После вступления в силу в конце 1991 г. Банковского закона коммерческие банки были вынуждены улучшить свои кредитные портфели и создать резервы под определенные виды предоставленных ссуд. Тогда же вступил в действие жесткий закон о банкротстве предприятий. В 1992 г. были изменены положения, позволявшие учитывать неполученные проценты как прибыль. В результате к концу 1992 г. все государственные банки и банки, обслуживавшие промышленность, потеряли свой капитал, часть клиентов и оказались несостоятельными.
2 См.: Horcicova М. The Old Loans Problem: The Czech Experience. Eastern European Economics. March-April. 2002. Государство начало активно помогать банкам, попавшим в столь затруднительную ситуацию. В конце 1992 г. в обмен на необеспеченные кредиты банкам с нормативом достаточности капитала ниже 7% были предоставлены государственные облигации. Общая сумма сделок по этой операции составила 98.4 млрд. форинтов. Государство, в свою очередь, продало часть "плохих долгов" с дисконтом Венгерскому банку развития. Однако положение банков продолжало ухудшаться, и правительство вновь предприняло шаги по улучшению ситуации, подойдя к проблеме с позиций должников. Долги снова были изъяты из портфелей банков в обмен на государственные облигации. Тем не менее, объем необеспеченных кредитов по-прежнему рос и составил к концу 1993 г. 30% всей суммы банковских кредитов. Поэтому в 1993-1994 гг. была проведена масштабная рекапитализация банковской системы. Ее осуществляли в форме увеличения государством регистрируемого капитала банков и выкупа им вновь выпущенных акций. В результате отношение капитала к активам в четырех крупных государственных банках было доведено до 8%, то есть стало соответствовать стандартам Банка международных расчетов. Издержки государства на эти меры составили около 10% ВВП. Таким образом, Венгрии удалось справиться с кризисом в банковской системе, основной причиной которого специалисты считают спад в экономике. Заметим, что завершение рекапитализации в 1994 г. действительно совпало с возобновлением экономического роста. Однако вопрос о характере связи положения предприятий (и шире - макроэкономической ситуации) с состоянием банковской системы в странах с переходной экономикой теоретически не решен до сих пор. Некоторые исследователи считают, что здоровые банки могут помочь предприятиям в решении их сложных проблем, а окрепшие предприятия, в свою очередь, станут активными потребителями кредитных ресурсов коммерчески банков3. Логика исследователей из Международного валютного фонда несколько иная. Развитая банковская система помогает странам добиться более высоких
3 См.: Tkacova D. Banking Sector in the Slovak Republic: Deve. opment, Restructuring and Privatisation. Biatec, 2003 № 10. темпов экономического роста, поскольку финансовые посредники мобилизую сбережения, трансформируют их сроки, влияют на корпоративный контроль и направляют средства в наиболее производительные сферы их использования4. Другую точку зрения, представляющуюся более верной, высказывают Э. Берглоф (Швеция) и П. Болтон (США). Они пишут, что "в целом финансовый сектор играл небольшую роль в реструктуризации промышленного сектора в странах с переходной экономикой, а в некоторых случаях финансовая либерализация могла даже подорвать развитие реального сектора"5. Роль банковской системы, весьма значительная в развитых рыночных экономиках, на начальном этапе преобразований в трансформирующихся экономиках была гораздо менее важной. Но эту роль необходимо было неуклонно повышать, создавая условия для выполнения банковской системой ее обычных макроэкономических функций. Тем более, что источники проблем лежали главным образом за ее пределами. Венгерский исследователь Шапарг считает, что сравнительно низкий уровень издержек на борьбу с банковским кризисов в Венгрии объясняется именно относительно низ кой степенью глубины финансового посредничества6. В Хорватии постепенная реформа банковского сектора началась еще в середине 80-х годов рамках прежней СФРЮ. Бывшие предприятия учредители стали акционерами трансформировавшихся банков. В такой ситуации "плохие кредиты " были скорее правилом, чем исключением. Так, в 1989 г. плохие активы банков в два раза превышали размер их капитала. Правда, положение в значительной степени облегчала высокая инфляция. К решению проблемы "плохих долгов" правительство обратилось в 1991-1992 гг. выпустив так называемые крупные облигации, которыми определенные предприятия выплачивали банкам номинальную стоимость своих просроченных обязательств. Стоимость выпущенных крупных облигаций составила около 990 млн. долл. Еще одной серьезной проблемой для хорватской банковской системы были старые
4 См.: IMF Staff Country Report № 00/54. April 2003. P. 64. 5 Berglof E., Bolton P. The Great Divide and Beyond: Financial Architecture in Transition. Oct. 2002. 6 См.: Szapary G. Banking Sector Reform in Hungary: Lessor Learned, Current Trents and Prospects. № 5/2001. December 2002. P. 14. валютные сбережения. В рамках бывшей СФРЮ в 1991 г. депозиты населения и предприятий в банках были переведены в Национальный банк Югославии, чтобы использовать их для финансирования бюджета. С распадом СФРЮ в конце 1991 г. хорватские банки имели в составе своих обязательств валютные депозиты, но не обладали активами для их покрытия. Тогда было решено блокировать счета населения в иностранной валюте, выпустив против них облигации. В июне 1992 г. эти облигации составляли 44.7% активов банков, а блокированные валютные депозиты - 41.5% пассивов. Таким образом, сбережения в иностранной валюте были отнесены к государственному долгу. В то же время значительная часть денежной массы автоматически стала неработающей. Оздоровление банковской системы в конце 1991 г. потребовало значительных издержек (по оценкам, 22.6% ВВП). Государственный долг, возникший в результате оздоровления банков, составлял 96.5% всего госдолга. Тем не менее, окончательно решить проблемы банковской системы не удалось, поскольку продолжалось падение производства; распад СФРЮ уменьшил рынки сбыта для хорватских предприятий; кроме того, на территории страны начались военные действия. Эти проблемы проявились снова в 1994-1995 гг. после финансовой стабилизации, когда проводилась крайне жесткая денежно-кредитная политика. В конце 1994 г. по сравнению с концом 1993 г. доля квазиденег (они включают в себя срочные и сберегательные депозиты в национальной валюте и депозиты в иностранной валюте в отечественной банковской системе) в составе денежной массы в широком смысле (сюда помимо квазиденег входят наличные деньги и депозиты до востребования) снизилась в Хорватии с 68.7 до 61.6 % 7. Тем не менее, правительство долго не вмешивалось в функционирование банковского сектора, и лишь в 1996 г. начался процесс оздоровления трех из четырех крупнейших банков страны. В них "плохие кредиты" превышали размер собственного капитала. Наибольшие проблемы для системы в целом представлял Privredna Banka, поскольку на его долю приходилось свыше 25% всех "плохих
7Рассчитано по: International Financial Statistics. December 1997. IMF. Wash., 1997. P. 226-227. кредитов" в банковской системе страны. Во всех трех банках в процессе оздоровления одна часть таких кредитов была передана специальному агентству (55% совокупных "плохих кредитов" трех банков), а остальное было списано путем дебетования банковского капитала и резервов (45%).7 После этого правительство провело рекапитализацию каждого банка, доведя уровень капитала до минимально достаточного. В результате проведенной рекапитализации процентные ставки по депозитам в национальной валюте (куна) начали снижаться. Если в 1995 г. реальные процентные ставки по этим депозитам составляли 1.6%, то в 1996 г. они упали до 1.2, в 1997 г. - до 0.2%, а в 1998 г. даже переместились в область отрицательных значений (-1.7%). Начальный этап реформирования банковской системы в Россиипрошел без существенных потрясений. Этому в первую очередь способствовали высокие темпы инфляции, обесценивавшие номинальную стоимость накопленных "плохих кредитов". В то же время в банковских балансах отражались переоцененные кредиты или капитализация процентов, что искусственно завышало стоимость кредитов. Дальнейшее распространение "плохих кредитов" во многом было обусловлено структурой банковской системы - многочисленные вновь образовавшиеся коммерческие банки создавались отдельными предприятиями или группами предприятий для решения своих проблем, в том числе связанных с нехваткой оборотного капитала. Тем самым получал дополнительный импульс процесс необеспеченного эндогенного создания денег8, поскольку сами банки, выдавая кредиты, понимали, что они могут стать невозвратными. В депозитной базе коммерческих банков на начальном этапе переходного периода возросла роль вкладов предприятий, поскольку склонность населения к сбережению значительно уменьшилась (из-за существенного сокращения реальных доходов), и к тому же сбережения все чаще осуществлялись в
8Эндогенное создание денег происходит внутри экономической системы и осуществляется коммерческими банками в отличие от экзогенного создания денег центральным банком. неорганизованных формах. Общая норма сбережения (% от доходов), составлявшая 29.5% в 1991 г., сократилась до 14.6% в 1994 г. При этом склонность к сбережению в рублевых вкладах сначала резко снизилась - с 19.3% в 1991 г. до 4.7% в 1992 г., а затем выросла до 6,8 % в 1994 г.9 С одной стороны, население не доверяло банковской системе после инфляционного обесценения вкладов в Сбербанке, с другой - высокая инфляция повысила долю наличных денег в структуре денежной массы. Сказывалось стремление держать запас ликвидных средств в условиях быстро меняющихся относительных цен, чтобы иметь возможность приобрести тот или иной товар, пока он сравнительно дешев. Подрыв доверия населения к банковской системе в России был связан с крахом так называемых финансовых пирамид в середине 1994 г. Он оказал крайне негативное воздействие на дальнейшее развитие финансовой системы - население перешло к неорганизованным формам сбережений и стало отрицательно относиться к различным формам финансовых инноваций. Еще в 1994—1996 гг. в Москве вкладчики недобросовестных финансовых организаций потеряли около 200 млн. долл. Кризис доверия, возникший в результате краха финансовых пирамид, вызвал изменения в структуре вкладов населения - увеличилась доля Сбербанка, усилив монополистические тенденции. Высокий уровень монополизма на этом сегменте рынка, особенно на начальном этапе трансформации, свойствен практически всем странам с переходной экономикой. Так, в Венгрии индекс Герфинделя для банковских услуг сектору домохозяйств равнялся в 1994 г. 7 тыс. (максимальное значение индекса для ситуации чистой монополии -10 тыс.), а в 2000 г. - около 2 тыс. Высокое значение для 1994 г. объяснялось доминированием Национального сберегательного банка. В 1993 г. в Польше банк «Польска каса ощченднощци» сосредоточивал около 85% сбережений граждан в злотых, а в Румынии Сберегательный банк аккумулировал почти 95% депозитов частных лиц. 9См.: А киндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции 1990-х годов // Вопросы экономики. 2002. № 10. Монополизм на рынке вкладов, в первую очередь срочных, без должного регулирования со стороны государства ведет к занижению процентных ставок по депозитам и, как следствие, к возможности установления более высокой разницы с процентными ставками по кредитам. Складывается ситуация, сдерживающая одновременно и депозитную, и кредитную активность банков. Возникает еще одно ограничение для нормального эндогенного создания денег банковской системой. К середине 1995 г. банковская система России исчерпала возможности развития в условиях высокой инфляции. Тем не менее, ей удалось пройти этот рубеж без серьезного кризиса. Кризис на межбанковском рынке в августе 1995 г. был достаточно быстро преодолен путем предоставления коммерческим банкам дополнительной ликвидности со стороны Банка России. Подобного сценария развития, отличного от свойственного странам ЦВЕ, удалось добиться благодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, появился рынок государственных ценных бумаг с высокой доходностью. Во-вторых, банки относительно меньше (по сравнению со странами ЦВЕ) участвовали в финансировании убыточных предприятий, поскольку уже был запущен механизм эндогенного создания своеобразных «квазиденег» - неплатежей, минуя банковскую систему. В-третьих, увеличился приток иностранного капитала, начиная с 1995 г. и особенно в 1996 и 1997 гг. В результате развития банковской системы в России возник высокий уровень сегментированности. Сбербанк фактически обладал монопольным положением на рынке вкладов населения. Создание предприятиями "карманных" банков сделало их в значительной степени зависимыми от финансового положения ограниченного круга клиентов. Кроме того, к ним, а также к бывшим спецбанкам, входившим в систему Промстройбанка и Агропромбанка, зачастую предъявлялись требования создавать эндогенные необеспеченные деньги путем выдачи заведомо невозвратных кредитов. В ряде регионов складывались замкнутые финансовые потоки, которые, как правило, обслуживались одним банком. К концу 1996 г. сформировалась следующая конфигурация потоков движения средств. Сбербанк привлекал наиболее долгосрочные пассивы в форме вкладов населения и размещал средства в наиболее ликвидные активы (государственные ценные бумаги). Таким образом, он обслуживал кругооборот "сбережения населения - финансирование дефицита государственного бюджета'' Большое количество "корпоративных" банков обслуживало другой кругооборот: "средства реального сектора - его кредитование"10. Потенциально эти банки были менее устойчивы, поскольку их пассивы состояли в основном из депозитов до востребования, а активы - из низколиквидных и рискованных кредитов. Такая система движения средств была нестабильна и приносила потери реальному сектору. Но стимулом для ее сохранения стал приток иностранного капитала, выступивший в качестве дополнительного источника финансирования предприятий и государственного бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|