Производственное обучение как основная форма работы мастера п/о
Выписка из ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профобразования включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Основная задача производственного обучения - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков учащихся по осваиваемой профессии (группе профессий). Основным содержанием производственного обучения является обучение учащихся трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии. (Эти задачи, в первую очередь решает мастер п/о). Они стояли перед мастером всегда, а сегодня требования ещё более усложняются. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Перед современной системой производственного обучения стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации: а) привитие профессиональных навыков; б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств; в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей; г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии. При повышении квалификации рабочих: а) совершенствование имеющихся навыков; б) освоение новых, более сложных работ и навыков; в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства; г) освоение новых методов и приемов труда и его организации.
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс. Основные принципы обучения
Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственных работ. Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения в собственное содержание процесса обучения. Основными общими дидактическими требованиями учебно-производственных работ являются: • содержание и объем работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности; • работы (изделия), как правило, должны иметь производственную ценность; • учебно-производственные работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой; • трудовые приемы, операции, способы, применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам производственного обучение по соответствующим профессиям; • учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучение степени сложности, точности, физическим усилиям и объему необходимых профессиональных знаний; • в качестве учебно–предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, типичные для осваиваемой профессии, дающие возможность учащимся овладеть передовой техникой, технологией и методами труда.
Правильный подбор учебно-производственных работ обеспечивает освоение учащимися прогрессивных технологических процессов, передовых методов труда, планомерный рост профессионального мастерства, способствует систематическому росту их производительности труда. Разработка учебно-технической документации Учебная инструкционно-технологическая документация играет важную роль в производственном обучении. Необходимо достичь, чтобы учащиеся с первых дней производственной работы в учебной мастерской приучались выполнять производственные задания по учебно-технологической документации. В состав инструкционно-технологической документации входят инструкционные, инструкционно-технологические, технологические карты; схемы, эскизы; карточки-задания, карты контроля и самоконтроля; учебно-технические и учебно-технологические требования; справочные таблицы. Инструкционные и инструкционно-технологические карты включают в себя сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и способах их устранения. Располагая инструкционными и инструкционно-технологическими картами, учащиеся могут проводить производственные работы без вмешательства мастера. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование. Схемы показывают операции, которые необходимо проделать для выполнения работы, и их последовательность, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать правильность выполнения задания. Учебно-технические требования характеризуют требования к материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, массе. Учебно-технологические требования отражают точность, качество работы, соответствие нормативам. Карточки-задания позволяют мастеру определить уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Применение учебно-технологической документации создает объективные возможности для значительной экономии учебного времени, так как почти исключает необходимость проведения общегруппового и бригадного инструктажей и больше времени уделить индивидуальному инструктажу. При этом учащиеся проявляют большую самостоятельность в выполнении задания. Правильное использование различной учебно-технологической документации на уроках производственного обучения дает положительные результаты. Большое значение для успешности процесса производственного обучения имеет оценка успеваемости учащихся. Педагогический эффект оценки во многом зависит от исходных положений, учитываемых при ее определении. Такие исходные данные отражены в единых для всех педагогических работников училищ критериях оценки. Применительно к оценке производственного обучения учащихся выделены следующие критерии: - правильность выполнения приемов работы и организации рабочего места; - соблюдение технических требований и условий; - выполнение норм времени; - соблюдение правил техники безопасности; - степень самостоятельности выполнения задания. На основе этих критериев разработаны и приведены примерные показатели оценки умений и навыков, учащихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2. Оценки должны отражать фактическую успеваемость. Как мягкость, так и излишняя строгость при оценке знаний, навыков и умений учащихся наносят делу вред. Справедливая оценка оказывает большое воспитательное воздействие, и мастер обязан, умело ее использовать, побуждая учащихся к сознательному и прочному овладению знаниями, умениями и навыками. Умение преподносить оценку, это очень важная черта учебно-воспитательной работы. Поэтому мастеру необходимо умело ставить оценки уч-ся, что бы каждая из них, пусть это высокая или низкая оценка побуждала учащегося к улучшению результатов. В этом мастеру поможет таблица критериев оценки которая приведена ниже. Критерии оценки комплексной работы:
Мастер производственного обучения заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроках, ставит воспитательные цели. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы. Так, четкий и уверенный показ приемов работы – вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии; • поощрение за бережное, экономное отношение к материально-техническим средствам и наказание за халатное, расточительное отношение – способствуют экономическому воспитанию, воспитанию чувства хозяина; • систематическая организация выставок работ учащихся закрепляет интерес к труду, к выбранной профессии; • повышение оценки за красоту изделия, тщательную внешнюю отделку – способствует эстетическому воспитанию; • четкая организация учебной работы – приучает к дисциплинированности; • постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности; • правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков; • вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции – позволяет воспитывать умение саморегуляции своих действий и так далее. • важным для достижения поставленных воспитательных целей является личный пример мастера, а также четкое планирование воспитательной работы. • продуманные общественные обязанности учащихся – воспитывают чувство ответственности; • умелая организация соревнования бригад или отдельных учащихся – развивает их активность, творческое мышление. Профессиональные училища на практике реализуют принцип неразрывной связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания обучения с производственным трудом учащихся. Это определяет особенности работы мастера производственного обучения, который должен не только отлично владеть профессиональным мастерством, но иметь необходимую педагогическую подготовку. Для того чтобы успешно обучать и воспитывать учащихся, ему нужны разносторонние знания, высокая общая культура. Одна из первоочередных задач мастера по повышению квалификации - изучение передового производственного и педагогического опыта, отбор и использование в учебном процессе того, что наиболее полно отвечает специфике будущей профессии учащихся, а также изучение вопросов материально- технического оснащения мастерских училища и подготовки молодых рабочих для работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации мастера производственного обучения является стажировка на предприятиях. Во время стажировки мастер производственного обучения работает по программе, утвержденной руководителем училища и соответствующего предприятия. Эта программа предусматривает овладение опытом работы передовиков и новаторов производства, ознакомление с технологией производства, современным оборудованием, экономикой и организацией труда на предприятии, техникой безопасности. Большую помощь в овладении передовыми методами труда могут оказать семинары-практикумы, организуемые в училище. Их цель - изучение педагогического и производственного опыта мастеров других училищ, обучение мастеров передовым методам труда новаторов производства. Кроме того, на семинарах - практикумах мастера овладевают техникой выполнения сложных производственных заданий. Повышению квалификации мастера способствует также ознакомление с учебном методической документацией для с профессиональных училищ, изучение методической литературы. Хорошей школой повышения квалификации мастеров являться внутриучилищные и районные педагогические чтения, а также методические совещания, многие мастера принимаю в них активное участие. При составлении графика перемещений учащихся по рабочем местам необходимо учитывать, насколько они овладели навыками высокопроизводительной работы и нормами выработки.
Одной из главной задач подготовки мастера к новому учебному году является составление перечня учебно - производственных работ, выполняемых учащимися в учебных мастерских и на производстве Перечень учебно - производственных работ мастер производственного обучения составляет на полугодие или на год, в соответствии с программой производственного обучения. При составлении перечня учебно- производственных работ необходимо учитывать их содержание, сложность, объем для того, чтобы учащиеся планомерно и последовательно накапливали производственные умения и навыки в соответствии с учебной программой определенного периода обучения. Мастер обязан подбирать объекты для выполнения рабочих приемов, операций, и работ с применением современного оборудования, приспособлений и инструментов в точном соответствии с программой производственного обучения. Следует помнить, что обучение учащихся строиться по операционному – комплексной системой, т.е. учащиеся вначале изучают операции и приемы работ, а затем закрепляют их при выполнении комплексных работ по изготовлению специально подобранных изделий, которые должны полностью соответствовать учебными задачами каждой темы. Составленный перечень учебно - производственных работ до начала учебного года обсуждается вначале на методической комиссии училища, на педсовете и утверждается директором или заместителем директора по учебно-производственной работе. Мастера производственного обучения должны также периодически повышать свои знания и профессиональное мастерство в институте повышения квалификации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|