Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кооперация предприятий торговли в сфере сбыта




Кооперация по ассорти­менту

 

 

 

Закупочная контора

 

Объединения по месту нахождения

 

 

Объединение с целью рекламы

 

 

Рис. Формы горизонтальной кооперации в оптовой торговле.

Задачей формирования ассортимента (планирование, политика в этой области) является приспособление ассортимента к постоянно меняющимся условиям рынка. Если расширение ассортимента или мощностей невозможно (скажем, вследствие недостатка помещений, трудностей с закупками или финансированием), то кооперация по ассортименту между несколькими предприятиями оптовой торговли могла бы способствовать расширению ассортимента, а значит, сохра­нению основной массы покупателей, а также обеспечению сбыта.

Закупочные конторы являются «непрямой» кооперацией торго­вых предприятий в сфере закупок, поскольку они имеют собственную правовую форму (например, общество с ограниченной ответственно­стью). Они могут действовать от собственного имени и за счет пред­приятий оптовой торговли, которые их организуют. Наряду с закуп­ками закупочная контора может оказывать предприятиям оптовой торговли дополнительные услуги, например, решать управленческие задачи (скажем, вести бухгалтерский учет, составлять статистические материалы, проводить производственные сравнительные анализы) и осуществлять рекламные мероприятия. Кооперируясь в сфере сбыта, предприятия оптовой торговли могли бы пользоваться услугами крупных оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптовой торговли.

Под крупными оптовыми рынками понимается проводящиеся регулярно в определенных местах, как правило, на крытых площадках рыночные распродажи, организуемые оптовой торговлей. Чаще всего, таким образом, производится торговля скоропортящимися товарами. Преимущество кооперации в целях проведения рекламы состо­ит, по моему мнению, в том, что при имеющемся круге лиц, области и времени распространения затраты на рекламу составляют лишь часть общих затрат, которые должны быть использованы на проведение рекламы в целом. Недостатком, видимо, является то, что при проведе­нии рекламы по одному продукту или для фирменной группы имидж отдельного предприятия не формируется. Вертикальная кооперация предприятий оптовой и розничной торговли может быть представлена добровольными цепочками. Под добровольными торговыми цепочками мы понимаем кооперационные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной от­расли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (поли­тика сбыта). Толчок образованию добровольных торговых цепочек обычно дают предприятия оптовой торговли. Целью добровольной цепочки является, как правило, противодействие тенденциям исклю­чения (например, отстранения оптовой торговли вследствие организа­ции закупочных объединений, образованных предприятиями рознич­ной торговли, или осуществления производителями прямого сбыта).

 Кооперация между производителями и торговыми предпри­ятиями на рынке может осуществляться в форме предста­вительств предприятий, сбытовых объединений либо франшизы.

Под сбытовыми объединениями понимается система догово­ров между производителями и предприятиями торговли с целью сбы­та продукции лишь по определенным путям сбыта (каналам) и лишь в определенное время. В России, на мой взгляд, нельзя недооценивать возможности создания систем франчайзинга. С помощью иностранного партнера в качестве лицензиара франшизы может быть создана эффективная сис­тема в сфере торговли продуктами питания и потребительскими това­рами. Благодаря совместной организации закупок несколькими пред­принимателями в сфере розничной торговли может возрасти мощь и этой группы по отношению к поставщикам, с этой целью на уровне розничной торговли может быть сформирована закупочная кооперация. Такая кооперация позволит получать больше информации о поставщиках, товарах и закупочных ценах. Кроме того, группа предприятий располагает большими финансовыми средствами, чем отдельно взятый магазин. В рамках кооператива могут быть со­вместно разработаны концепции маркетинга и рекламы. Далее могут быть созданы торговые марки и организован селективный сбыт опре­деленных продуктов (эксклюзивное предложение). В этом случае чле­нами кооператива будут продаваться товары, недоступные конкурен­там. Деятельность кооператива может осуществляться, например, по следующим направлениям: закупки, формирование ассортимента, реклама, обучение персонала, исследование рынка, обмен опытом, консультирование.

Одним из наиболее значительных событий последнего времени, как отмечает Ф. Котлер[4], стало появление вертикальных маркетинго­вых систем, бросающих вызов традиционным каналам распределения. Вертикальная маркетинговая система (ВМС) состоит из производите­ля, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или несколь­ких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. ВМС возникли как сред­ство контроля за поведением канала распределения и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собст­венные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обла­дают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. ВМС стали преобладающей формой распределения в сфере потреби­тельского маркетинга на Западе, где ими охвачено уже 64% всего рынка.

Различают три основных типа ВМС:

Корпоративные, где последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении.

Договорные, состоящие из независимых фирм, связанных договор­ными отношениями и координирующие программы своей деятель­ности для совместного достижения большей экономии и/или боль­ших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.

Управляемые, координирующие деятельность ряда последователь­ных этапов производства и распределения не из-за общей принад­лежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников.

Кроме того, для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы все чаще прибегают к использованию многоканальных (гори­зонтальных) маркетинговых систем. Во многих западных фирмах многоканальные маркетинговые системы используются для обслужи­вания разных заказчиков.

Немаловажное значение для российских предпринимателей, как показывает практика, имеет также организационная форма хозяйст­венных объединений. Из всего многообразия договорных объедине­ний, существующих в мировой, а в последнее время и в отечественной практике, наиболее приемлемыми для торговли следу­ет признать хозяйственные ассоциации, концерны и консорциумы, выступающие в качестве вспомогательных управлен­ческих структур, в особенности на муниципальном уровне, и ориен­тирующие предприятия на наиболее эффективную деятельность в ус­ловиях рыночных отношений.

Названные виды договорных объединений могут образовывать­ся по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав учредителей, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.

Под хозяйственной ассоциацией понимается добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченно­го круга задач, как правило, не заменяющих и не централизующих ос­новные виды деятельности участников, а лишь способствующих, в конечном счете, укреплению финансовой устойчивости предприятий - участников.

Самое широкое распространение хозяйственная ассоциация мо­жет получить, на мой взгляд, в розничной торговле. С одной стороны, это объясняется тем, что для образования данного вида договорного объединения относительно хорошо развита базовая структура рознич­ных торговых предприятий с различными формами собственности. С другой стороны, ассоциация практически не ограничивает экономиче­скую свободу предприятий - участников, предполагая определенные выгоды. В конкретных условиях ведения розничной торговли доста­точно эффективными, очевидно, могут оказаться ассоциации пред­приятий, базирующихся на коллективной или индивидуальной форме собственности, создаваемые с целью укрепления позиций предприни­мательства. Не составляет исключения и оптовая торговля. Анализ показы­вает, что создаваемые в оптовом звене ассоциации ставят перед собой за­дачи содействия насыщению рынка товарами, укрепления материаль­но- технической базы, рационализации использования всех видов ре­сурсов, решения социальных вопросов, развития новых производств по выпуску дефицитных товаров народного потребления (на основе создания при ассоциациях малых предприятий), развития новых форм внешнеэкономического сотрудничества. Достижению поставленных целей на муниципальном уровне в наибольшей степени, по моему мнению, может способствовать соз­дание ассоциаций по товарному признаку: ассоциации оптовых пред­приятий изделиями легкой промышленности, ассоциации оптовых предприятий по торговле товарами культурно-бытового и хозяйствен­ного назначения.

Примером региональной ассоциации является создание в Санкт- Петербурге Лиги предпринимателей торговли Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Экспортно-аналитический совет Лиги создал крупную торговую фирму, которая объединила в себе (и экономически, и юридически) по 10-15 устойчиво работающих предприятий. Это позволило добиться увеличения оборота. Такая фирма является крупным партнером товаропроизводителей на местном рынке, и обеспечить продвижение национальных товаров на рынок. В дальнейшем предполагается создание целой корпорации с участием банков, товаропроизводителей и розничного звена. Корпо­ративные взаиморасчеты через пластиковые карты при этом позволят решить проблему неплатежей и недоплат.

Многообразие задач и целей, которые могут поставить перед со­бой учредители ассоциации, обуславливает многообразие ее функций. Анализ практики функционирования торговых ассоциаций в нашей стране и за рубежом показывает, что эти виды добровольных объеди­нений предприятий могут выполнять следующие функции:

координация деятельности входящих в их состав предприятий-участников;

защита и представление интересов участников в органах государст­венного управления, арбитраже и суде, международных органах и организациях;

исследование рынка потребительских товаров региона деятельности и представление предприятиям конъюнктурных образов и прогно­зов;

анализ, обобщение, распространение и внедрение в практику тор­говли передового опыта, достижений научно-технического прогрес­са в области организации, транспортировки, хранения и реализации товаров народного потребления;

поиск контрагентов и оказание помощи в заключении договоров, юридическая экспертиза заключаемых сделок и соглашений;

подготовка кадров в области менеджмента, маркетинга, стратегиче­ского планирования и управления, а также других направлений;

решение вопросов социального развития коллективов предприятий, входящих в ассоциацию;

содействие во внешнеэкономической деятельности предприятий, осуществление бартерных и других внешнеторговых сделок;

создание производственной инфраструктуры и другие функции.

Необходимо отметить, что торговые ассоциации, по моему мнению, могли бы создаваться по самым различным из нижеследую­щих признаков:

региональный (районный, городской) и межрегиональный;

товарный (наиболее присущ оптовым предприятиям определенной товарной специализации) или потребительский (предприятия по обслуживанию определенных потребностей покупателя - в товарах и услугах определенного комплекса);

межотраслевой или межподотраслевой (оптовая и розничная тор­говля);

зависящий от типа предприятий - участников (ассоциация универ­магов, универсамов и т.п.);

зависящих от формы собственности предприятий (ассоциация част­ных, коллективных и других предприятий);

зависящих от размеров деятельности предприятий (ассоциация ма­лых предприятий);

другие признаки, в том числе смешанный, функциональный и т.п.

По указанным признакам, очевидно, могут формироваться так­же и концерны как один из видов договорных объединений предпри­ятий.

Под концерном понимается объединение предприятий, добро­вольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Анализ мировой практи­ки функционирования концернов показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как правило, кооперацион­ными, технологическими и другими хозяйственными связями.

Концерн характеризуется единством управления и контроля (как правило, финансового). По сравнению с ассоциацией, концерн характеризуется наиболее высокой степенью централизации функций управления, а также широким кругом централизованно решаемых за­дач. Поэтому предприятия, вошедшие в состав концерна, как показы­вает практика, в большей степени теряют свою экономическую само­стоятельность.

В числе функций, выполняемых концерном и отличающих его от ассоциаций, выделяются такие как: финансовый контроль деятель­ности участников; разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого участника в отдельности; координация деятельно­сти участников с целью повышения эффективности объединения в це­лом; проведение единой ассортиментной, торговой, закупочной, инвестиционной, научно-технической политики; маневрирование товар­ными и финансовыми ресурсами, создание для этого соответствую­щих фондов и резервов; установление особых принципов внутренних взаимоотношений между участниками.

В розничной торговле базовой структурой предприятия для об­разования концерна становятся крупные розничные торговые пред­приятия, имеющие устойчивые прямые связи с производителями то­варов, а также реализующие широкий товарный ассортимент.

Концерн в оптовом звене целесообразно созда­вать в тех случаях, когда для повышения эффективности работы опто­вых предприятий требуется обеспечить жесткую централизацию вы­полнения отдельных функций. Такая ситуация возникает при созда­нии в оптовом звене крупных складских комплексов с централизован­ными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания. Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспе­чение эффективного использования складских емкостей, интенсифи­кация использования автотранспорта, подъемно-транспортного обо­рудования, рационализация использования производственного и об­служивающего персонала, рассредоточенного по различным оптовым предприятиям.

Относительно меньшее развитие в торговле может получить консорциум - временное объединение на договорной ос­нове нескольких предприятий, осуществляемое в целях координации их деятельности при решении конкретной затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При выполнении поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое существование либо преоб­разуется в другой вид договорного объединения.

По признаку взаимоотношений со сторонними организациями могут образоваться консорциумы закрытого и открытого типа. В пер­вом случае в договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из предприятий, выбранное остальными участниками лиде­ром консорциума и несущие полную ответственность за выполнение всего комплекса обязательств. Отношения остальных участников кон­сорциума строятся на договорной основе, где предусматривается, в том числе, доля участника в обязательствах, принятых на себя лиде­ром. Лидером консорциума становятся обычно предприятия, имею­щие наибольший удельный вес в выполнении поставленных перед консорциумом задач, знающие особенности избранной сферы дея­тельности или рынка сбыта предполагаемой продукции, принявшие на себя обязанности генерального подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с третьими лицами вступает каждый участник консорциума и несет полную ответственность по своим обязательст­вам.

По признаку членства, как показывает практика, консорциумы могут носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем случае член консорциума оставляет за собой право уча­ствовать в работе других консорциумов.

Образовавшие консорциум предприятия обычно сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиня­ются консорциуму в части решения поставленной перед ним задачи.

Образование консорциумов во внутренней торговле нашей страны может быть оправдано при выполнении комплексных программ с целевым централизованным финансирова­нием. В розничной торговле такой консорциум может быть образован, скажем, при выполнении программы развития обслуживания населения. В этом случае в консорциальном со­глашении должны, видимо, оговариваться размеры средств, разме­щаемых между участниками, виды и порядок осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения программы и т.д. Оп­товыми предприятиями консорциум может быть создан для выполнения государственного заказа по закладке и хранению этими предпри­ятиями конкретного резерва товарной массы, необходимой для удовлетворения государственных нужд либо нужд конкретного заказчика. Вполне реальное развитие в оптовом звене могут получить консор­циумы при решении таких задач как развитие материально-технической базы, а также особых видов торговой деятельности, на­пример, посылочной торговли.

Опыт функционирования отечественных и зарубежных объеди­нений показывает, что принципиальная схема построения их внутрен­ней структуры может предусматривать выделение следующих основ­ных звеньев:
высший орган управления, в котором представлены все участники;
исполнительный орган, формируемый высшим и осущест­вляющий оперативно-хозяйственное руководство текущей деятельно­стью объединения;
исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность, осуществляемую ис­полнительным органом и аппаратом.

 Высшим органом управления объединением должно являться общее собрание (конференция) его участников. Оно определяет стра­тегию развития объединения, утверждает его планы и отчеты, прини­мает и изменяет устав, решает вопросы вступления в объединение и выхода из него, утверждает состав и порядок целевых фондов объеди­нения, формирует исполнительный и контрольный органы объедине­ния, принимает решение о прекращении его деятельности.

Исполнительный орган (правление, совет директоров) в этом случае осуществляет координацию деятельности участников, реализу­ет основные направления хозяйственного развития, выработанные высшим органом, созывает общие собрания, осуществляет управление объединением. В период между созывами высшего органа решает во­просы текущей работы структурных единиц, ведет необходимую до­говорную работу, рассматривает кадровые, производственные, ком­мерческие, научно-технические, финансовые и другие вопросы.

Для реализации текущих общехозяйственных и управленческих функций исполнительный орган может создавать исполнительный ап­парат, который непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного органа.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности исполни­тельного органа осуществляет ревизионная комиссия. Комиссия док­ладывает высшему органу результаты проведенных проверок, состав­ляет заключение по годовым отчетам и балансам.

Экономические взаимоотношения между участниками объеди­нения должны строиться, по-видимому, на договорной основе. Разно­гласия между ними решаются органами суда или государственного арбитража в установленном порядке. Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли от совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения. Получение части при­были, думается, может производиться пропорционально доле вклада предприятия в уставный фонд объединения.

С углублением рыночных преобразований в России первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединиться сменилось, таким образом, пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных, торгово-финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг. В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной торговли и общественного питания.

Необходимо, однако, отметить, что на втором этапе приватизации, когда активизировались процессы вторичной смены собственников и перераспределения собственности, неконтролируемый процесс образования объединений может привести к возникновению мощных частных торговых монополий взамен бывших государственных монополистов. Последствиями такого монополизма могут стать необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация только выгодной и дорогостоящей продукции. Поэтому задача органов управления торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких тенденций. Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ приватизации и демонополизации.

Кооперация и самоорганизация торговых предприятий - это, по сути дела, самоорганизация среднего класса - опоры государственно­сти в демократическом обществе. Следовательно, государст­во должно стимулировать и поддерживать кооперацию предпринима­телей, ибо тем самым оно укрепляет свои собственные основы.

Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы муниципальных структур:

3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

В условиях становления рыночных отношений программному методу регулирования экономики принадлежит важное место. Он предполагает разработку и реализацию системы мер це­левого назначения как эффективного способа направленного воздей­ствия государства (либо органов местного самоуправления) на про­цессы экономического и социального развития, формирования межре­гиональных пропорций и связей.

Основой программно-целевого регули­рования народного хозяйства являются теории общественно­го воспроизводства, системного анализа, управления экономикой, ме­тодологии комплексного регионального развития и размещения про­изводительных сил. Они создают условия для научного понимания и обоснования сущности, принципов и механизма реализации целевых комплексных муниципальных программ. Целенаправленное планиро­вание экономических, научно-технических, социальных и других ме­роприятий в комплексных программах согласуется с использованием в ходе реализации этих мероприятий рыночных регуляторов. Про­граммный метод управления хозяйством в условиях высокого уровня его обобществления обладает дополнительными возможностями эф­фективно сочетать начала планомерности и саморегулирования.

Целевые комплексные муниципальные программы как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики в современных условиях призваны выполнять функции интеграции государственных, общественных и индивидуальных интересов и отношений, концен­трации ресурсов на осуществлении местных народно-хозяйственных проектов. Это важнейший инструмент социально-экономической по­литики местных органов власти, предусматривающий использование разнообразных административных и, главным образом, экономиче­ских методов, среди которых - индикативное регулирование и мест­ное самоуправление. Следовательно, под муниципальной программой в новых усло­виях хозяйствования следует понимать обоснованный и при­нятый в установленном порядке планово-прогнозный документ, рас­крывающий цели и принципы развития муниципальных структур, содержащий механизмы их реализации.

Реализация муниципальных программ создает условия для значительных преобразований многих сторон жизни населения муниципальных структур, при этом привлекаются многосторонние ресур­сы капиталовложений, труда, материально-технических средств, что определяет необходимость тщательного научного и проектного обос­нования такой программы. Это обязательное требование связано и с новыми задачами развития местного самоуправления в России, вы­званными изменением ее геополитического и социально-экономического положения. Поэтому высокий научный уровень под­готовки программ — одно из важнейших условий муниципально - программного регулирования.

Одним из основных направлений реализации местной социаль­но- экономической политики выступает политика развития потреби­тельского рынка муниципальных структур и, в частности, их сфе­ры торговли. Данная сфера создает предпосылки как для развития местной промышленности и экономики в целом, так и для осуществле­ния местной социальной (повышение уровня качества жизни населе­ния через удовлетворение его насущных потребностей) и экологической политики (потребление качественной, экологически чистой про­дукции).

В качестве основного механизма реализации политики развития потребительского рынка муниципальных структур выступает про­граммный метод. Конкретные меры регулирования потребительского рынка в рамках данной программы, по моему мнению, должны включать следующие мероприятия.

В первую очередь, мероприятия по регулированию потреби­тельского рынка должны быть направлены на оздоровление финансо­вого положения местных предприятий, и, следовательно, стабилиза­цию доходной части бюджетов, без наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем данных муниципальных структур. Так, в части осуществления мер протекционизма по от­ношению к местным товаропроизводителям должно быть запланировано:

принятие на уровне администрации области, администраций городов и районов решений о предоставлении льгот по налогам, та­рифам на коммунальные услуги предприятиям торговли, у которых в объеме реализации удельный вес местных товаров превышает опреде­ленный уровень;

реализация проекта «местные продукты», предусматривающе­го организацию продажи на комиссионных началах на крупных пред­приятиях торговли с большой пропускной способностью товаров вы­сокого качества и в самом широком ассортименте, производимых ве­дущими местными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности;

приоритетное выделение инвестиций из местного бюджета (инвестиционного фонда) для осуществления проектов, обеспечи­вающих повышение конкурентоспособности продукции местных предприятий (улучшение товарного вида, фасовки, упаковки, качест­ва);

открытие специализированных торговых предприятий по реа­лизации промышленных товаров, выпускаемых местными предпри­ятиями, предусмотрев возможность организации оптовой и мелкооп­товой продажи товаров;

предоставление налоговых льгот предприятиям промышлен­ности, увеличивающим объем реализации продукции (при условии сохранения объема платежей в бюджет на уровне предшествующего периода);

разработка и утверждение мероприятий по ограничению ввоза на территорию муниципальных структур алкогольной продукции (при условии ее местного производства).

В части создания нормальной конкурентной среды, защиты от недобросовестной конкуренции, борьбы с теневым оборотом про­грамма должна акцентировать внимание на следующих направлениях:

ужесточение контроля за качеством товаров, вытеснением с потребительского рынка товаров сомнительного происхождения (без сертификатов соответствия, фальсифицированных и т.п.);

разработка и принятие комплекса мер по упорядочению тор­говли на вещевых и продовольственных рынках;

разработка предложений по применению дифференцирован­ных ставок местных налогов, лицензионных сборов, тарифов к мел­ким предприятиям торговли, общественного питания, которые по сравнению с крупными предприятиями объективно имеют более вы­сокий уровень издержек обращения, но выполняют важную социаль­ную функцию по обеспечению населения товарами первой необходи­мости;

координация деятельности на территории муниципальных структур Государственной налоговой инспекции, Управления федеральной налоговой полиции, управлений внутренних дел, Госторгинспекции по борьбе с теневым оборотом, обеспечению исполнения за­конодательства об обязательном применении контрольно-кассовых машин;

осуществление комплекса мер по наведению порядка на рын­ке алкогольной продукции.

В части регулирования цен на основные продукты питания целесообразно предусмотреть в программе следующие мероприятия:

создание муниципального продовольственного фонда с финансированием закупок из бюджета, что дает возможность устанавли­вать минимальные цены на хлеб для всего населения данной террито­рии и на основные продукты питания, поставляемые учреждениям со­циальной сферы (при этом закупки целесообразно осуществлять через муниципальную продовольственную корпорацию);

создание в рамках муниципального продовольственного фон­да резерва товаров для проведения товарных интервенций для подав­ления всплесков цен в случае их возникновения;

кредитование в отдельных случаях закупок крупных оптовых партий продовольствия для проведения товарных интервенций через государственные структуры, контролируемые мэрией;

снижение цен на продукты питания для учреждений социаль­ной сферы за счет организации прямых поставок от товаропроизводи­телей (без участия посредников) по системе взаимозачетов (через го­родской бюджет) и через вексельное обращение.

В качестве реализации мер государственной поддержки пред­приятий торговли и общественного питания, осуществляющих соци­ально значимые функции целесообразно на муниципальном уровне осуществление следующих мероприятий:

компенсация за счет средств бюджета убытков магазинов потребительской кооперации от торговли хлебом и другими товарами первой необходимости в отдаленных и малонаселенных пунктах;

предоставление налоговых льгот торговым организациям, обслуживающим сельское население;

льготное кредитование сезонных закупок и завоза товаров в сельскую местность.

В целях создания системы гарантированных заказов и стабиль­ных потребителей для сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности муниципальных структур в программе должно быть предусмотрено:

-заключение долгосрочных договоров с организациями и учреждениями Министерства обороны, МВД Российской Федера­ции на поставку продовольствия с условием авансирования закупок;

создание в муниципальных образованиях системы централи­зованных закупок продовольствия у собственных товаропроизводите­лей для местных бюджетных организаций через муниципальную про­довольственную корпорацию, не допуская распыления средств по бюджетным учреждениям, что значительно снижает эффективность их использования;

подготовка предложений по расширению закупок в муници­пальный продовольственный фонд в целях повышения роли этого фонда в снабжении населения муниципальных структур и регули­рования цен.

В части развития рыночной инфраструктуры и создания систе­мы цивилизованных посредников целесообразно проведение следую­щих мер:

участие в создании в районах области заготовительно-сбытовых кооперативов по реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки;

участие в создании межрегионального оптового продовольст­венного рынка;

организация муниципальной продовольственной корпорации с собственной материально-технической базой (складские помещения и торговые площади) для осуществления непосредственных закупок не только у крупных, но и у мелких товаропроизводителей, а также для организации мелкооптовой торговли;

создание Торгово-сервисного дома на принципах акционерно­го общества с равным долевым участием жителей муниципальных структур;

воссоздание на новых принципах заготовительной системы потребительской кооперации: а) при недостатке оборотных средств организация закупок сельхозпродукции у населения с расчетами по схеме натурального обмена в форме встречных поставок промышлен­ных товаров; б) интеграция заготовительных организаций потребко­операции с межрегиональным оптовым продовольственным рынком; в) создание организациями потребительской кооперации совместно с сельскими хозяйствами кооперативов по переработке и сбыту сель­хозпродукции, закупаемой у населения;

организация на территории муниципальных структур интегрированных структур оптовых посредников и создание торгово-финансовых групп;

содействие развитию местной Торгово-промышленной пала­ты.

 

В качестве активных мероприятий по продвижению местных товаров на внутреннем и внешнем рынках в муниципальной экономи­ческой программе могут быть запланированы:

проведение местных, областных, межрегиональных, междуна­родных выставок-ярмарок продукции и товаров;

проведение розничных торговых ярмарок под девизом «город - селу» и «село - городу»;

организация выставочно-торгового центра;

создание постоянно действующей выставки товаров местных товаропроизводителей;

издание и рассылка каталога продукции, выпускаемой мест­ными предприятиями;

заключение соглашений с администрациями республик, краев и областей России об экономическом сотрудничестве и организация на их основе товарообмена;

изучение и внедрение новых технологий продвижения това­ров в условиях неплатежей юридических лиц и низкой платежеспо­собности населения (внедрение пластиковых кредитных карточек, систем натуральных выплат заработной платы, пенсий, совмещенных со взаимозачетами с внебюджетными фондами и бюджетом, комисси­онная торговля для товаропроизводителей и т.д.).

 

С целью организации внешнеэкономических связей целесооб­разно проведение ряда мероприятий:

развитие внешнеэкономических связей в увязке с состоянием внутреннего рынка и проблемой поддержки местных товаропроизво­дителей;

сдерживание попыток иностранных фирм и их представи­тельств по захвату внутреннего рынка готовых изделий муниципальных структур, особенно продуктов питания и товаров массового спроса;

поддержка, в первую очередь, контактов с фирмами, имею­щими интерес по закупке в муниципальном образовании готовых из­делий, полуфабрикатов, сырья и материалов;

отдавать приоритет привлечению иностранных инвестиций и созданию совместных предприятий в сфере производства.

 

В плане организации на территории муниципальных структур маркетинговой деятельности в программе может быть отражено:

объединение банков коммерческой информации муниципаль­ного информационно-аналитического центра, областного (городского) комитета по статистике, информационно-консультационного центра областного управления сельского хозяйства, межрегионального опто­вого продовольственного рынка и обеспечение доступа к этим банкам данных субъектов потребительского рынка на определенных услови­ях;

совершенствование технологии ведения местного реестра то­варов и организация обмена реестрами с другими муниципальными образованиями и регионами России (на основе заключенных соглаше­ний);

организация муниципального центра по оказ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...