Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль – это типичное поведение человека в контексте социального взаимодействия




Отличительные признаки и типология рабочих групп

Успешно работающая группа демонстрирует эффект синергизма, который заключается в том, что эффективность группы выше, чем сумма эффективностей составляющих ее членов.

Признаки рабочих групп:

  • наличие единых целей у участников трудового процесса;
  • общая трудовая мотивация, не сводимая к индивидуальным мотивам;
  • разделение трудового процесса на отдельные действия (операции): распределение на этой основе рабочих ролей;
  • объединение – совместность выполнения трудовых функций членами группы;
  • согласованность, координация выполняемых действий в соответствии с намеченной программой;
  • наличие единого конечного результата, общего для всей группы;

· единство пространственно-временного функционирования.

Наличие указанных признаков позволяет отличить формальные рабочие группы, которые специально создаются менеджментом организации для достижения организационных целей от неформальных групп, которые возникают на работе естественным путем, без вмешательства извне.

Основными типами создаваемых в организациях формальных рабочих групп являются:

1. Отделы (департаменты, управления и т.п.)

2. Проектные рабочие группы – это временные группы, которые создаются для решения важных, часто «прорывных» производственных задач

3. Специальные группы – это сменяемые по составу группы, которые создаются организацией для выполнения особых функций – например, комитет по этике, совет по стратегическому развитию, комиссия по работе с молодыми специалистами и т.п.

 

Неформальные группы возникают без вмешательства менеджмента организации.

-- группы по интересам и

-- дружеские группы.

Они могут выходить за пределы организации и позволяют сотрудникам удовлетворять преимущественно социальные потребности человека: в общении, в принятии, в признании и др.

Могут оказывать значительное влияние на функционирование формальных групп – поэтому знание неформальных групп важно для понимания особенностей ОП.

Какие группы более важны? Через какие лучше всего оказывать влияние на людей?

В какой ситуации лучше объявлять приказы всей группе или человеку ее представляющему?

[???] Какой группой являются те, кто сидят в одном кабинете?

Физические признаки важны – свяжите людей общими реальными делами, и они сблизятся.

Элементы групповой структуры: роли, нормы, статус

[или как описать группу?]

Задание в группы (3 шт.) – придумать схему, по которой можно описать группу (20 минут).

Ключевой характеристикой группы является ее структура – она делает групповое поведение предсказуемым. К элементам групповой структуры относятся роли, нормы и статус.

Особенно ярко влияние роли на поведение человека проявилось в знаменитом «Стэндфордском тюремном эксперименте» Ф. Зимбардо. В нем было показано, что достаточно было нескольких дней для того, чтобы студенты стали приняли и стали усердно выполнять роли «надсмотрщиков» и «заключенных».

Роль – это типичное поведение человека в контексте социального взаимодействия

На роли в рабочих группах влияют:

-- Должность – получаешь роль согласованную с должностью

-- Профессиональные компетенции и склонности человека.

Принятая человеком роль предписывает ему вполне определенный способ организационного поведения, что позволяет рабочей группе контролировать поведение своих членов. Процесс ролевой дифференциации происходит постепенно, по мере развития группы. Существует большое разнообразие ролей, которые могут быть разбиты на три группы:

1. роли, ориентированные на выполнение задания (например, инициаторы, исполнители, эксперты, активизаторы и т.п.);

2. роли, ориентированные на поддержание взаимоотношений (например, гармонизаторы, примиренцы, вдохновители, диспетчеры и т.п.);

3. роли, ориентированные на удовлетворение собственных потребностей или эгоцентрические (например, блокираторы, ищущие признания, доминаторы, уклоняющиеся и т.п.).

Для понимания внутренней жизни группы и эффективного управления необходимо знать, как распределены роли в той или иной рабочей группе. К кому с какой просьбой обращаться.

Нормы – это согласованные неформальные правила поведения, регулирующие поведение членов группы.

Соблюдение групповых норм вознаграждается дружелюбным отношением и поддержкой, а нарушение – наказывается критикой, игнорированием и даже изгнанием из группы.

Соблюдение групповых норм делает поведение людей прогнозируемым, ожидаемым и повышает эффективность.

Однако нормы могут быть некорректными, неэтичными или устаревшими – в этих случаях отклонение от них может быть полезным для всей группы.

1. // Неписанное правило, чтобы избежать критики и неприятностей не нужно доводить информацию о возникающих в работе проблемах до руководителя, а лучше незаметно исправить самостоятельно. Следствием этого является то, что руководитель не получает адекватной информации и не может принимать управленческие решения.

Часто групповые нормы формируются под влиянием существующих профессиональных норм, имеющих свою специфику в разных сферах.

2. // К примеру, «неторопливость» в исполнении распоряжений чиновниками невысокого уровня можно объяснить принятым в этой профессиональной среде правилом «трех гвоздей». Согласно этому неписанному правилу, прежде чем приступить к исполнению распоряжения, надо дать ему «отлежаться» — повесить на первый гвоздь... Если поручение действительно важное, то о нем обязательно неоднократно напомнят, а если нет – то его и нужно выполнять. Но при этом значительно удлиняются сроки выполнения важных поручений.

В целом считается, что наиболее оптимальным для эффективной работы и достижения целей является умеренный баланс соблюдения и отклонения от групповых норм (см. рис.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...