Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, связанные с пороками социально-политических и культурных основ жизни общества




Негативные социальные явления вынуждают общество самосовершенствоваться: чтобы избавиться от них, необходимо улучшать организацию общественной жизни. Еще А.Кетле в средине XIX в. подметил: изменение социальной системы влечет изменение преступности. Для избавления от организованной преступности необходимо понять ее истоки — почему она возникла, какие социальные факторы делают ее устойчивой и почему не удается ее искоренить.

Одним из глобальных факторов организации преступности является несоответствие между сложной социальной природой криминального феномена и упрощенными подходами к воздействию на него — попытки избавиться от преступности с помощью различных мер борьбы без серьезных изменений культурных и политических основ жизни общества. Проведем несложную аналогию: предположим, ветер занес на поле семена какого-то дерева, и там выросли деревца. Маленькие ростки легко скосить вместе с травой. Но корень у каждого скошенного деревца сохранился, и в следующем году он вновь даст побеги. Их вновь можно скосить, однако основание стебля с каждым годом уплотняется, и однажды он сломает косу. То же происходит и в обществе. Оно продуцирует преступность посредством социального неравенства, несправедливости общественного устройства, поддержанием бедности, безработицы, нищеты. Пороки подчас не только не отторгаются, но и получают поддержку, а некоторые (такие как проституция, наркомания, гомосексуализм) постепенно становятся культурной нормой современной западной цивилизации. Все это постоянно продуцирует преступность, а попытки избавиться от нее в рамках порочных политических и культурных основ социальной организации лишь «уплотняют» криминальный феномен. И однажды становится очевидным, что традиционная «коса» правоохранительных органов оказывается неспособной справиться с ней.

Капиталистический взрыв стал причиной мутаций криминального феномена, в результате чего бандитские группировки типа китайских «Триад», японского «Бориокудана» и неаполитанской «Каморы» превратились в преступных монстров, практически неуязвимых для государственного разрушающего воздействия. Им удалось нащупать социальную нишу, вытеснить из которой их оказалось весьма затруднительно. Эволюция преступного мира проходила в условиях жесткой борьбы. В ходе этой борьбы слабые уничтожались, а сильные становились еще более живучими. В итоге сильным представителям криминального мира удалось найти такую форму социального бытия, которая сводила на нет все усилия правоохранительной системы по их уничтожению и нейтрализовывала различные механизмы социального контроля.

Этот процесс одним из первых описал Э.Ферри: «В истории преступности наблюдаются два явления: с одной стороны, цивилизация, как это заметил Тард, уничтожает одни виды преступности, ею же созданные, и создает на их место новые; с другой стороны, преступность претерпевает двойную морфологическую эволюцию, делающую ее характерным показателем каждого исторического периода, для каждой социальной группы... В Италии мы видим, как разбой в течение последних лет перешел из формы кражи с применением оружия и взимания выкупа, в форму взимания постоянной платы».[165]

Способность к самоорганизации показала, что преступность — это не просто разрозненные преступники, совершающие преступления независимо друг от друга. Преступность — это не просто цифра преступлений (статистическая совокупность). Это социальное явление, проявляющее признаки жизнеспособного организма, обладающего инстинктом самосохранения (причем не только на уровне отдельных преступников, но и на уровне явления в целом).

Факторами криминальной эволюции являются:

- развитие криминальной мысли, криминального управления, криминальной организации;

- аккумуляция и воспроизводство криминального опыта, формирование криминальной культуры;

- взаимосвязь преступников, преступных организаций, поколений преступников (взаимопомощь и передача криминального опыта от одного преступника другому, от одной преступной организации другой, от одного поколения — другому).

Во взаимодействии с пороками политической организации общества, как в отдельных государствах, так и на мировом уровне, криминальная эволюция ведет к возникновению и развитию организованной преступности.

Итак, к числу негативных факторов, продуцирующих организованную преступность, относятся:

1. Пороки культурных, политических и социально-экономических основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение мер борьбы с нею отвечать усилением мер обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства, политическими, идеологическими и социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью политических лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концентрации усилий общества на борьбе с преступностью. Опора государственных структур на преступные группировки в межгосударственных конфликтах (например, в 1944 г. вторжение войск США и Великобритании в Италию обеспечивали группировки сицилийской мафии, в 1999 г. в ходе войны с Югославией силы НАТО опирались на вооруженные формирования албанской наркомафии).

В XIX в. немецкий философ Гегель детально исследовал закон развития через разрешение противоречий. Когда общество оказывается перед дилеммой: тотальная криминализация и господство организованного криминалитета либо избавление от пороков социального устройства,— судьба будущего зависит от способности человечества сделать разумный выбор: как на интеллектуальном уровне (найти оптимальные ориентиры социального развития), так и на политическом (адекватно реализовать идеалы в социальной практике).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...