Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое сотрудничество Франции с другими субъектами мировой экономики




Экспорт и импорт Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 1980-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.

Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока.

Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

За последние десятилетия география внешних торговых связей сильно изменилась. В связи с распадом французской колониальной империи уменьшилась доля стран зоны франка, но зато резко выросла торговля между Францией и странами Западной Европы, особенно с другими членами Европейского рынка (Приблизительно 2/3 внешних связей приходится на страны ЕС).

Самый крупный торговый партнер Франции - Германия, в торговле с которой она имеет в последние годы хронический дефицит. Кроме европейских стран в импорте велика доля США.

Торговый баланс Франции активен, экспорт превышает импорт, однако темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Доля экспорта в ВВП в 2010 г. составляла 23,5%. Франция - четвертый в мире экспортер и импортер товаров. Товарный экспорт в 2010 г. составлял 307 млрд долл. - 5,7 мирового экспорта; товарный импорт - 287,2 млрд долл. - 5,2 мирового импорта. Что касается услуг, то общий объем их экспорта в 2010 г. превысил 78,6 млрд долл. (6,1 процент мирового), а импорта - 62,8 млрд долл. (4,9 процента). Торговый баланс положителен, его сальдо в 2010 г. составило 35,6 млрд долл.

Примерно 1/7 часть ее национального продукта экспортируется. На долю промышленности приходится около 4/5 национального экспорта товаров и услуг.

Внешняя торговля страны характеризуется следующими особенностями:

торговля с относительно небольшой группой стран, прежде всего, со странами ЕС;

в торговле промышленными товарами с экономически развитыми странами (Японией, США) торговый баланс пассивен;

низкий уровень товарной диверсификации;

довольно высокая зависимость от импорта топлива и сырья.

Таким образом, основная сфера приложения французского капитала - страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия и Швейцария, а также страны Африки. Растет значение экспорта в страны ОПЕК и Латинской Америки.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60 процентов экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16 процентов экспорта и 20 процентов импорта. На втором месте Италия (12 процентов). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1 процента экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4 процента за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5 процентов общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4 процентов французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57 процентов. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4 процента до 36,5. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. [7, c. 26].

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50 процентов французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

В товарной структуре экспорта страны преобладает транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, вертолеты, локомотивы), оружие, оборудование для АЭС, космическая техника, электротехника, сталь и алюминий, ткани и одежда. Благодаря успешному развитию ядерной энергетики Франция занимает первое место в регионе среди экспортеров электроэнергии. Вместе с тем доля товаров повышенной и высокой технологии в экспорте страны ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США. Это мировой лидер в экспорте спиртных напитков, зерна, молочных продуктов, сахара и др. и в то же время крупный покупатель дешевых вин из средиземноморских стран.

Объем экспорта Франции представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Объем экспорта, млрд. долларов США

 

Импорт Франции (21 процент ВВП) превышает 50 процентов объема производства продукции таких важнейших отраслей современной промышленности, как основная химия, производство электротехнического и электронного оборудования; около 60 процентов объема импорта приходится на инвестиционные товары. Громадный импорт нефти - главная причина дефицита торгового баланса.

Ввозятся также кофе, какао, чай и другие продукты тропического сельского хозяйства.

Многие французские изделия отличаются высоким качеством и новизной, но не все они выдерживают конкуренцию иностранных изделий даже на внутреннем рынке, поэтому около 1/3 продаваемых в стране товаров - импортные.

Объем импорта Франции представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Объем импорта, млрд. долларов США

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...