Основные проблемы и сложности французской экономики. Перспективы развития экономики на современном этапе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Экономическая ситуация во Франции в 2012 году продолжает ухудшаться. Безработица растет, а уровень жизни снижается. Об этом говорит как суровая статистика, так и объявленные недавно меры властей по борьбе с кризисом. Во Франции все отчетливее проявляются «греческие» симптомы, обещающие острый бюджетно-долговой кризис и депрессию в экономике Французская Республика обладает второй по значимости экономикой в Евросоюзе после Германии. В 2008-2009 годах страна пережила серьезный спад. В 2010-м на волне мировой финансовой стабилизации во Франции началось оживление. Однако ему не суждено было перейти в устойчивый рост, как надеялись аналитики-оптимисты. В 2011 году оживление прервалось. По данным Банка Франции, в четвертом квартале прошлого года рост ВВП оказался нулевым. Ранее статистическое бюро страны констатировало увеличение ВВП в третьем квартале на 0,3 процента, а во втором - на 0,1 процента; лишь первый квартал показал ощутимый рост на 0,9 процента. Примечательно, что Франция столкнулась с проблемами в экономике одновременно с другими странами. Ставка процента по французским государственным облигациям, вероятно, будет расти. Но вместе с тем с 60 до 62 лет может быть увеличен пенсионный возраст, а еще раньше - повышены косвенные налоги. Рядовым французам грозит снижение уровня жизни, а многим государственным служащим и занятым в частном секторе - потеря работы. Провоцировать это будут не только экономические проблемы, но и меры правительства по «спасению» Франции по образцу Греции, то есть по антикризисным стандартам ЕС. Хорошие тенденции 2011 года закончились для Франции в мае. Затем стали расти страхи и ощущение нестабильности - успехи французской индустрии по итогам минувшего года не впечатляли. В ноябре 2011-го рост промышленного производства во Франции в сравнении с ноябрем 2010-го составил 2,2 процента. Об этом свидетельствует национальное статистическое бюро Insee, но критики официальной статистики имеют право усомниться даже в этой скромной цифре. Согласно отчету министерства труда, за 2011 год безработица в стране выросла на 5,6%, достигнув в декабре 9,6 процентов трудоспособного населения республики. Лишь за последний месяц минувшего года этот печальный показатель поднялся на 1 процент. И все указывает на то, что в 2012 году рост безработицы продолжится. Это показано на рисунке 3 и в таблице 2.
Рисунок 3 - Уровень безработицы, в процентах
Таблица 2 - Уровень безработицы, в процентах
Шесть французских телеканалов транслировали 29 января выступление президента Николя Саркози. Его обращение было посвящено конкретным мерам по выводу страны из кризиса, в котором она все сильнее вязнет. В январе агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг Франции и присвоило ей негативный прогноз. Другие международные агентства не поддержали этих выводов. Европейский союз, словно споря с S&P, объявил, что Европа получит свое рейтинговое агентство. Но решение это бессильно спасти Францию от реальных экономических проблем, и в 2012 году затруднения республики станут важным фактором финансово-экономической нестабильности в Европе. Многие французы потеряли надежду трудоустроиться: за год 1,61 млн человек не смогли найти постоянного места работы. Вместе с остальными они внимательно смотрели выступление Саркози. От зрителей не ускользнуло, что президент всячески старался подчеркнуть свою роль реформатора-спасителя, действующего под давлением реальности - кризиса в экономике. Однако и без того непопулярный глава республики сделал упор на шоковые меры, направленные не против причин кризиса, а против французов. Это имеет свои резоны: по данным Европейского статистического агентства, размер государственного долга Франции в 2011 году возрос до 1,688 трлн евро, что равнозначно 85 процентов ВВП. В докризисном 2007 году он составлял лишь 1,21 трлн евро. Иными словами, Франция стоит не только перед пропастью депрессии, но и на грани государственного банкротства.
Французское правительство в 2012 году рассчитывает уменьшить бюджетный дефицит до 4,5 процента ВВП (с 5,7 процента в 2011-м). О способах сокращения этого дефицита и говорил Саркози. С 1 октября власти повышают косвенное налогообложение, НДС будет увеличен с 19,6 до 21,2 процента. Поднимется на два пункта социальный налог на финансовые доходы - скромная популистская мера. Казна в итоге должна будет получить 13 млрд евро дополнительных доходов. Без сомнения, увеличение и без того высоких косвенных налогов ударит по французским трудящимся. Но Саркози этим не ограничивается. Он выступает за пересмотр 35-часовой недели. Саркози стремится предоставить руководству компаний право сокращать зарплату работника, если они считают, что его занятость уменьшилась. Эта мера, по мнению президента Франции, должна помочь предотвратить рост безработицы. Но нетрудно догадаться, сколь дурно отразится она на уровне жизни, а следом и на потребительском рынке страны. Снижение заработной платы под любым предлогом остается общим для Евросоюза принципом. Примечательно, что Саркози ставит французским наемным работникам условие: если они не отдадут предпочтение уменьшению заработной платы, пусть не удивляются сокращению рабочих мест. Впрочем, даже если французы вдруг захотят принять предложение президента, безработица в стране расти не перестанет. И идея президента обязать предприятия нанимать не 4, а 5 процентов учеников ничего не изменит. Повышение уровня безработицы во Франции отражает ухудшение общей экономической ситуации и работает на развитие долгового кризиса. Названные Саркози меры гарантируют проблемы французскому рынку и государственному бюджету. Все это повторение тех мер, которые за 2010-2011 годы загнали экономику Греции в небывалую депрессию. Французский президент обеспокоен нежеланием банков кредитовать индустрию. В феврале во Франции появится особый «банк промышленности» (филиал «банка помощи» PME Osйo) с капиталом 1 млрд евро. Средства эти, по словам Саркози, будут одалживаться реальному сектору, а не финансовому. Однако такая мера не вытянет индустрию и почти ничего не отнимет от более крупных средств, идущих на помощь банкам.
Европейская пресса продолжает называть обещанное введение налога на финансовые транзакции в размере 0,1 процента «скандальной инициативой» главы республики. Налог начнет действовать в августе 2012 года и, как ожидается, будет ежегодно приносить государству по 1 млрд евро. Идею такого налога в ЕС больше никто не поддержал. Но обещанный им налог на «жадных банкиров» меркнет по сравнению с готовящимися мерами жесткой экономии. Шумиха вокруг возможного введения «революционного налога» на финансовые транзакции должна немного отвлечь французов от мрачных мыслей о будущем: их доходы пойдут под нож куда сильнее, чем прибыль французских банков. Также, в марте потребительские расходы во Франции сократились на 2,9 процента по сравнению с февралем, полностью сведя на нет рост показателя в первые месяцы этого года. Налоговое бремя во Франции и так уже очень высоко, что ведет к бегству капитала и заставляет все больше состоятельных французов переносить место жительства в соседние страны. Но слишком большая фискальная нагрузка - это лишь одна из тех проблем, которые породило многолетнее чрезмерное вмешательство государства в экономику. Стоит отметить, что среди проблем имеется и незначительные улучшения макроэкономических показателей. Например, Франция достигла успехов в стабилизации цен. Прекрасные достижения в области внешней торговли являются хорошим показателем развития национальной экономики Франции. Можно отметить и то, что потребление энергоносителей упало на 11 процентов с наступлением тепла. Саркози не оставлял без помощи финансовый сектор страны в 2008-2011 годах. Во многом именно из-за этого госдолг Франции достиг столь опасного уровня, увеличившись почти на 480 млрд евро. И бремя этого долга ложится на плечи французов, а следом - всей реальной экономики. Власти боятся потерять контроль над огромным долгом государства и выбирают политику жесткой экономии. А это означает, что французская экономика не перестает тонуть в кризисе [20].
Многие эксперты опасаются, что после выборов французские правящие круги вновь сделают ставку на государственное регулирование экономики в то время, как сейчас важнее было бы выбрать реформы для повышения конкурентоспособности в условиях глобализации.
Заключение Современные тенденции мирохозяйственного развития Франции подтверждают тесную взаимосвязь внутренней экономики и внешнеэкономических связей страны, их растущее взаимодействие и взаимопереплетение в условиях глобализации. Структура и характер участия Франции в международных экономических отношениях в полной мере отражают особенности национального хозяйства, базирующегося на мощном агропромышленном комплексе, обрабатывающих отраслях с высоким научно-техническим компонентом (автомобилестроении, авиакосмической, оборонной, химико-фармацевтической промышленности), а также диверсифицированной и весьма эффективной сфере услуг. Развитый государственный сектор и в целом значительные масштабы государственного вмешательства в экономику сыграли исключительно важную роль в становлении современной модели интернационализации французского хозяйства, в существенной степени основанной на деятельности компаний, полностью или частично, в настоящее время или в недалеком прошлом принадлежащих государству. Главные черты современной модели интернационализации французской экономики заключаются в следующем. В международном разделении труда для Франции по-прежнему большое значение имеет межотраслевой обмен, базирующийся на структуре и характере национальных конкурентных преимуществ. Соответственно экспортируются, в первую очередь, продукция транспортного машиностроения, химической и оборонной промышленности, продовольствие, туристические услуги. В импорте растет доля частей и компонентов, свидетельствующая о расширении внутриотраслевой торговли, но все же интенсивность ее ниже, чем в большинстве других развитых стран. Отмечая отдельные негативные моменты в динамике международной конкурентоспособности Франции, проявившиеся как следствие трудностей адаптации ее экономики к условиям глобализации и углубления европейской интеграции, необходимо подчеркнуть, что многие существующие проблемы возможно имеют благоприятные перспективы разрешения.
Улучшение макроэкономических показателей, наметившееся в самое последнее время, в том числе свидетельствует о позитивном влиянии набирающих силу процессов транснационализации французского бизнеса на общехозяйственную ситуацию. При поддержке государства французские компании сегодня в целом успешно противостоят иностранной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Постепенное приспособление французской экономики к «дорогому» евро позволяет рассчитывать на бездефицитный торговый баланс и снижение бюджетного дефицита. Но множество проблем остается не решенными. Остается только ожидать, какие меры будет предпринимать новый президент Франции Франсуа Олланд. Франции необходимы значительные реформы, меняющие даже структуру экономики. Может быть тогда страна начнет выходить из затяжного кризиса и разрешит проблемы, столь накопившиеся за последние годы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|