В годы великой отечественной войны
(1941–1945 гг.)
Перестройка советского государственного Аппарата на военный лад
Период 1941-1945 гг. – это одновременно и одна из самых трагических, и самых героических страниц в истории нашей Родины. В течение долгих четырех лет советский народ вел смертельную борьбу против гитлеровского фашизма. Это была в полном смысле слова Отечественная война, поскольку речь шла о жизни и смерти нашего народа, советского государства. Гитлеровская Германия преследовала цель не только захвата «жизненного пространства» – новых территорий, богатых природными ресурсами и плодородной землей, но и уничтожения существовавшего социального и государственного устройства СССР, истребления значительной части населения. Сам Гитлер неоднократно заявлял, что уничтожение СССР как социалистического государства является смыслом всей его жизни, целью, ради которой существует национал-социалистическое движение. Великая Отечественная война до сих пор продолжает оставаться на острие идеологических и политических баталий, вызывает яростное столкновение различных точек зрения. Не прекращаются попытки переписать ее историю, и даже в какой-то мере реабилитировать агрессора, представить его вероломные действия «превентивной войной» против «советского экспансионизма». Эти попытки дополняются стремлением исказить вопрос «о главном архитекторе победы», поставить под сомнение решающий вклад СССР в разгром фашизма. Но как бы то ни было, истинным победителем в войне стал именно советский народ. Советский народ и его Вооруженные Силы на своих плечах вынесли основное бремя Второй мировой войны и добились всемирно-исторической победы. Именно Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме главной силы фашистской коалиции – гитлеровской Германии. Очень образно по этому поводу выразился английский премьер-министр У.Черчилль, традиционно враждебно настроенный к Советскому Союзу: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины...».
Главным источником победы был патриотизм советских людей, их любовь к Родине. Советский народ воевал за свою свободу и независимость, за свою советскую власть. С первого дня войны – 22 июня 1941 г. многонациональный советский народ поднялся на борьбу с фашистским агрессором. Лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!» подчинили свою деятельность все народы нашего Отечества. На фронтах войны советские воины показывали чудеса массового героизма, ведя бои порой с превосходящими силами противника в самых невыгодных условиях. На захваченной врагом территории организовывались партизанские отряды. Страна превратилась в единый военный лагерь. Но не только мужество и самоотверженность советских людей на фронтах и в тылу решили исход войны. Большую роль в успехе сыграл и советский государственный аппарат, существенным образом реорганизованный в первый период Великой Отечественной войны, и приспособленный к условиям и нуждам военного времени. Роль советского государственного аппарата в организации обороны страны и достижении победы в Великой Отечественной войне была исключительна велика. Однако в историко-правовой и общеисторической литературе она освещена недостаточно, что в особенности относится к деятельности (ее формам и методам) высших звеньев государственного аппарата в годы войны. Программа перестройки всей жизни страны на военный лад была изложена в директиве ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. и конкретизирована в выступлении по радио 3 июля 1941 г. И.В.Сталина. В условиях военного времени советский государственный аппарат, прежде всего, должен был обеспечить развертывание во все возрастающих масштабах военного производства и поставки фронту необходимого вооружения, боевой техники и другого имущества. Для этого нужно было:
· сконцентрировать все ресурсы для обеспечения нужд войны; · изменить экономические пропорции в интересах увеличения военного производства; · увеличить пропускную способность железных дорог; · нацелить деятельность научных и опытно-конструкторских учреждений на достижение военно-технического превосходства над противником и обеспечение потребностей Вооруженных Сил; · мобилизовать материальные и трудовые ресурсы сельского хозяйства на бесперебойное снабжение Вооруженных Сил, населения городов – продовольствием, а промышленности – сырьем; · перераспределить людские ресурсы для обеспечения мобилизации в Вооруженные Силы и потребностей военной экономики; · мобилизовать финансовые ресурсы для нужд войны. Осуществление всех этих мероприятий серьезно осложнилось оккупацией противником Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, части территории РСФСР и массовой эвакуацией на восток большого числа промышленных предприятий, колхозного имущества, населения. В новой, военной обстановке потребовалась провести существенную реорганизацию государственного аппарата. В этом процессе прослеживались три взаимосвязанные тенденции: во-первых, созданы временные чрезвычайные органы власти и управления, наделенные особыми полномочиями; во-вторых, усилилась роль центральных органов управления; и, в-третьих, проведена определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Лишние звенья управленческого аппарата были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены. Высшим органом стратегического руководства вооруженной борьбой советского народа, объединившим управление и действиями Вооруженных Сил на фронте, и военной экономикой в тылу стал Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР. Он был образован 30 июня 1941 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б). В ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда более в истории страны не имелось чрезвычайного органа с такими неограниченными полномочиями, даже в годы гражданской войны, когда действовал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны под председательством В.И. Ленина. Решения ГКО имели силу законов военного времени: партийные, советские, хозяйственные, военные органы и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения комитета.
Создание ГКО не было предусмотрено Конституцией СССР, поэтому некоторые ученые высказывают сомнения в легитимности данного органа. Однако, как бы то ни было, именно ГКО СССР на протяжении всех четырех военных лет направлял и организовывал борьбу советского народа с врагом. Главным направлением в деятельности ГКО была работа по развертыванию Вооруженных Сил, подготовке резервов, их обеспечению вооружением, снаряжением, продовольствием. ГКО руководил также мобилизацией экономики, организацией военного хозяйства, принимал меры к увеличению производства вооружений, боеприпасов, металла, топлива, продовольствия и т.д. Наконец, ГКО непосредственно руководил обороной Москвы и Ленинграда. ГКО работал в тесном контакте с ЦК ВКП (б) и СНК СССР. Единство их деятельности обеспечивалось совмещением постов. Члены ГКО являлись членами Политбюро ЦК ВКП (б) и (или) занимали должности заместителей Председателя СНК СССР и секретарей ЦК ВКП (б), а Председатель ГКО – И.В. Сталин был одновременно Секретарем ЦК ВКП (б) и Председателем СНК СССР. Члены ГКО персонально отвечали за различные области работы. ГКО не имел своего особого аппарата, а использовал аппараты ЦК ВКП (б), Совнаркома и наркоматов, в особенности Наркомата обороны. Для изучения и решения некоторых наиболее сложных проблем ГКО создавал специальные комитеты, советы и комиссии, которые готовили проекты постановлений, но и нередко непосредственно решали конкретные вопросы. Так, 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, председателем которого был назначен Н.М. Шверник. Для наведения порядка в движении поездов 25 декабря 1941 г. ГКО образовал Комитет по разгрузке транзитных и других застрявших на железных дорогах грузов под председательством А.И. Микояна, а несколько позже, в феврале 1942 г. при ГКО был образован Транспортный комитет под руководством И.В. Сталина.
Для проведения в жизнь решений ГКО на местах учреждались должности уполномоченных Государственного Комитета Обороны. В большинстве случаев ими были секретари ЦК ВКП (б) и ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их заместители. Так, для решения на месте вопросов, связанных с размещением эвакуированных предприятий, на Урал был командирован уполномоченный ГКО – заместитель Председателя СНК СССР В.А. Малышев. Наделение Государственного Комитета Обороны самыми широкими полномочиями, упрощенный порядок его работы позволили быстро и оперативно принимать решения, эффективно руководить страной в самых тяжелых условиях войны. «На заседаниях ГКО, которые проходили в любое время суток..., - писал Г.К. Жуков, - обсуждались и решались важнейшие вопросы. Планы военных действий рассматривались Политбюро Центрального Комитета партии и Государственным Комитетом Обороны. На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операции. Это позволяло, когда появлялась возможность, сосредоточить огромные материальные силы на важнейших направлениях, проводить единую линию в области стратегического руководства и, подкрепляя ее организованным тылом, увязывать боевую деятельность войск с усилиями всей страны». За годы войны ГКО издал свыше 10 тыс. постановлений. Эти постановления, по словам Г.К. Жукова, - «строго и энергично исполнялись, вокруг них закипала работа, обеспечившая проведение в жизнь единой партийной линии в руководстве страной в то трудное и тяжелое время». Для непосредственного руководства Вооруженными Силами 23 июня 1941 г. по решению Политбюро ЦК партии была образована Ставка Главного Командования - высший орган стратегического руководства вооруженной борьбой во главе с наркомом обороны С.К. Тимошенко. В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны. 10 июля она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования, а её председателем стал И.В. Сталин. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления Наркоматов обороны и Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандующего. Связь с войсками осуществлялась через военные советы фронтов и представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив ВГК, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций.
Координация действий ГКО и Ставки во многом обеспечивалась тем, что они возглавлялись одним лицом: И.В.Сталин занимал посты и Председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего (с 8 августа 1941 г.). Такая организация стратегического руководства ведением войны показала свою эффективность и сохранялась на всем её протяжении. При этом, несмотря на то, что ГКО и Ставка возглавлялись одним человеком, их функции существенно различались. ГКО являлся высшей инстанцией, осуществлявшей общее руководство вооруженной борьбой Советского государства, а Ставка – исполнительным военным органом, руководствовавшимся указаниями ГКО. Кстати, оценивая впоследствии процедуру образования высших органов стратегического руководства ведением войны, Н.Г. Кузнецов, бывший наркомом военно-морского флота и членом Ставки, подчеркивал, что если бы Ставка была создана еще до начала военных действий, «то первые боевые действия, думается, сложились бы более благоприятно для наших Вооруженных Сил». Наряду с ГКО и Ставкой ВГК как чрезвычайными органами высшего руководства вооруженной борьбой, временные чрезвычайные органы в годы войны создавались также в городах, расположенных в непосредственной близости к фронту (в первую очередь в осажденных врагом). Впервые такие органы стали создаваться в Киеве, Таллинне и ряде других городов еще в июле-августе 1941 г. по инициативе местных работников и военного командования. Первоначально они назывались по-разному (штаб обороны города, комиссия по обороне и т.д.), на анализ их состава и функций показывает, что именно летом и осенью 1941 г. был выработан такой тип чрезвычайных органов, как городские комитеты обороны. Впоследствии опыт их деятельности был обобщен и закреплен в постановлениях ГКО. 22 и 23 октября 1941 г. ГКО постановил образовать комитеты обороны в городах Подмосковья – Серпухове, Коломне и др. Тогда же были созданы комитеты обороны в Сталинграде, Астрахани и Камышине; несколько позже – в Туле, Ростове-на-Дону, Мурманске, Севастополе и ряде других городов. В общей сложности комитеты обороны имелись более чем в 60 городах. По постановлениям ГКО городские комитеты создавались в интересах сосредоточения у них всей гражданской и военной власти, установления строжайшего порядка в городах и прилегающих районах в составе первого секретаря обкома или горкома партии, председателей облисполкома и горисполкома, военного коменданта города и начальника управления НКВД. В некоторых случаях в их состав вводились также командующие войсками. Комитеты обороны городов имели право объявлять осадное положение, переселять жителей, вводить комендантский час, давать промышленным предприятиям военные задания. Они ведали строительством оборонительных рубежей, формировали части народного ополчения и истребительные батальоны, а иногда даже руководили их боевыми действиями (например, в Сталинграде). Некоторые комитеты продолжали действовать и после окончания боевых действий в районе города, т.к. в условиях неслыханных разрушений и бедствий очистка территории городов от мин, неразорвавшихся бомб, восстановление жилья, коммунального хозяйства, промышленности наиболее эффективно могли осуществить именно чрезвычайные органы. Многие городские комитеты обороны существовали почти до конца войны. Вместе с временными чрезвычайными органами руководства вооруженной борьбой в период Великой Отечественной войны продолжали действовать и постоянные (конституционные) высшие органы государственной власти и управления: Верховный Совет СССР, его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР работали каждый в сфере своей компетенции, хотя она, конечно, претерпела определенные изменения. Условия войны не давали возможности проводить сессии Верховного Совета СССР 2 раза в год, как это предусматривалось Конституцией 1936 г. Тем не менее, в годы войны состоялись 3 сессии Верховного Совета СССР (июне 1942 г., февраль 1944 г. и апрель 1945 г.). Так, в 1942 г. Верховный Совет обсудил и ратифицировал подписанный в мае того же года англо-советский Договор о союзе в войне против гитлеровской Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Законом от 1 февраля 1944 г. сессия Верховного Совета внесла изменения в Конституцию СССР, согласно которых союзные республики получили право организовывать республиканские войсковые формирования и вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Осуществляя свои конституционные функции, проводил большую работу Президиум Верховного Совета СССР. В частности, он издал (издавал) указы: о военном положении; о мобилизации военнообязанных соответствующих возрастов; об учреждении новых орденов и медалей; о реорганизации ведомств; назначении и освобождении от должностей наркомов и их заместителей; о присвоении высших воинских званий; о дополнении уголовного, гражданского, семейного, процессуального законодательства и т.д. Военные условия потребовали внести определенные коррективы в деятельность СНК СССР, который и во время войны являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Совнарком руководил наркоматами, в том числе ведавшими производством невоенной продукции, решал вопросы гражданского и жилищного строительства, сельского хозяйства, социально-культурного строительства и т.д. Он ведал сношениями с иностранными государствами, внешней и внутренней торговлей, направлял и координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны, обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан. СНК разрешал многие вопросы руководства народным хозяйствам в целом, производства вооружения, снаряжения, снабжения армии и т.д., хотя этими же вопросами занимался и ГКО. Полномочия ГКО СССР и СНК детально не были разграничены, но анализ практической работы этих органов и их постановлений позволил специалистам сделать вывод о том, что в большинстве случаев ГКО принимал наиболее важные, принципиальные решения, а СНК затем разрабатывал постановления, обеспечивавшие выполнение решений ГКО. Организация работы СНК СССР приспосабливалась к военной обстановке с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывное и эффективное управление страной. Осенью 1941 г., когда создалась непосредственная угроза столице, было принято решение об эвакуации ряда правительственных учреждений в Куйбышев. Туда переведены были аппараты СНК СССР, ЦК ВКП (б) и большинства наркоматов, а также дипломатический корпус. В Москве остались ГКО, часть аппарата СНК и ЦК ВКП (б), а также оперативные группы важнейших наркоматов, непосредственно связанных с ГКО, во главе с наркомами или их первыми заместителями. 25 октября 1941 г. заместителю Председателя СНК Н.А. Вознесенскому было поручено представлять Совет Народных Комиссаров СССР, руководить работой эвакуированных на Восток наркоматов и добиться того, чтобы в кратчайший срок были пущены в ход заводы, эвакуированные на Волгу, Урал и Сибирь. Одновременно находившийся в Куйбышеве секретарь Центрального Комитета партии А.А. Андреев был уполномочен давать от имени ЦК указания и распоряжения обкомам партии Поволжья, Сибири, Урала и ЦК компартий республик Средней Азии по вопросам организации промышленности в связи с эвакуацией предприятий в этой области, а также по вопросам сельскохозяйственных заготовок. В целях большей оперативности и быстроты в разрешении неотложных вопросов помощи фронту, повышения инициативы в поисках внутренних резервов были расширены права наркомов. В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» они могли распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями и стройками, подведомственными своим наркоматам. Наркоматы получили также право переводить специалистов, рабочих и служащих с одного предприятия на другое. Согласованность в деятельности военных и гражданских органов иногда достигалась путем объединения под одним руководством военных органов ряда гражданских наркоматов и ведомств. Например, в феврале 1942 г. начальник тыла Советской Армии одновременно стал наркомом путей сообщения, начальник главного военно-санитарного управления - наркомом здравоохранения СССР. Во многих наркоматах были созданы специальные главные управления по обслуживанию военных нужд. В частности, такие военизированные главные управления были созданы в союзных наркоматах связи, путей сообщения, строительства, торговли, здравоохранения и т.д., а также в некоторых республиканских наркоматах. Например, в наркоматах социального обеспечения республик были учреждены отделы по обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны, семей военнослужащих и погибших на фронтах. В регионах наибольшей концентрации предприятий оборонной промышленности действовали территориальные управления соответствующих наркоматов. Военные нужды потребовали образования ряда новых наркоматов. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности; в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. Был также образован ряд комитетов, главных управлений, бюро и других ведомств при СНК СССР (Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Совинформбюро, Центральное управление по делам репатриации, Главснаблес, Главснабуголь и т.д.). В 1943 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) создан Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Кроме того, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Аналогичные комиссии образовывались в республиках, областях (краях) и городах. Условия войны потребовали существенной перестройки и местного государственного аппарата, пересмотра системы, внутренней структуры, прав и обязанностей многих его звеньев, форм и методов их деятельности. В наибольшей степени это относилось к местным Советам районов, близких к фронту и объявленных на военном положении. В этих районах все функции власти по вопросам обороны, обеспечения порядка и государственной безопасности были переданы военным властям (военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений). С началом войны, естественно, изменились направления деятельности местных Советов, причем как в прифронтовой полосе, так и в тыловых районах. Особенно большую роль они сыграли в развертывании военного производства. Велика роль местных Советов в организации эвакуации промышленности, а также размещении и скорейшем вводе в строй промышленных предприятий на новых местах. Для руководства этой работой в областях, куда перебазировалось большое число эвакуированных предприятий, при облисполкомах создавались специальные отделы, ведавшие выполнением военных заказов и монтажом эвакуированного оборудования. На местные Советы также легла трудная работа по эвакуации населения, его размещению и устройству в восточных районах страны. При исполкомах областных, городских и районных Советов были созданы специальные эвакуационные отделы. Многие Советы уменьшили жилищно-санитарные нормы, доведя их до 3-5 кв.м. на человека, и перераспределяли жилую площадь с целью обеспечения ею эвакуируемых. Еще одним направлением в работе местных Советов, вызванным военными условиями, явилось обеспечение и бытовое устройство семей фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны и семей лиц, погибших на фронте. Советы держали под контролем проведение сельскохозяйственных работ, помогали совхозам, колхозам, МТС. Уже в первый период войны на фронт ушло 60-70 % председателей колхозов и бригадиров, поэтому совместно с политотделами МТС была организована подготовка новых кадров руководящих работников и механизаторов с широким привлечением женщин. Ввиду нехватки рабочих рук местные Советы проводили в централизованном порядке перераспределение ресурсов рабочей силы между районами и колхозами. Все это требовало расширения прав местных Советов и их исполнительно-распорядительных органов. Постановлением СНК СССР от 23 июля 1941 г. Совнаркомам республик и краевым (областным) исполкомам было разрешено переводить рабочих и служащих на другую работу. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. разрешило местным Советам в прифронтовой полосе организовывать уборку безнадзорных посевов, мобилизуя для этого рабочих, служащих и членов их семей. Как видно, объем деятельности местных Советов значительно увеличился, задачи их усложнились, при этом депутатский состав резко уменьшился. К декабрю 1942 г. в тыловых районах оставалось не более 44 % депутатов сельских Советов, а в прифронтовых и освобожденных от врага районах (особенно в Украине и Белоруссии) в сельсоветах было по 1-2 депутата. По состоянию на 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59 % всех депутатов, избранных до войны. Трудности в созыве сессий местных Советов потребовали серьезного расширения прав их исполкомов. Ряд вопросов, которые в мирное время рассматривались на сессиях, теперь решали исполкомы. Для соблюдения в работе принципа коллегиальности широко практиковалось проведение вместо сессий расширенных заседаний исполкомов с активом. Однако, как отмечал в феврале 1942 г. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.Ф. Горкин, - «совещание исполкома с активом не может заменить сессию Совета». Сессии Советов на местах более или менее регулярно стали созываться с 1942-1943 гг. Полномочными признавались сессии, на которых присутствовало 2/3 наличного состава депутатов, тогда как по Конституции в мирное время для этого требовалось присутствие 2/3 избранных депутатов. Депутаты, находившиеся на фронте или занятые специальными заданиями, при таком исчислении кворума исключались. Для сельских Советов установилось правило, что на сессии должно быть не менее 3-5 депутатов. Широко стали практиковаться выездные сессии Советов на предприятиях и в колхозах, приглашение актива на сессии с предоставлением совещательного голоса, общие собрания граждан, сельские сходы и т.д. В местностях, где созыв сессий Советов был невозможен из-за отсутствия депутатов, исполкомы проводили собрания граждан. Крайне сложным во время войны был вопрос о формировании Советов и их исполкомов. Организовать выборы местных Советов было невозможно, поэтому Президиум Верховного Совета СССР и Президиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены в течение 1941-1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов, т.е. избранные в предвоенное время депутаты продолжали выполнять свои обязанности. Советы, где было достаточное число депутатов, формировали свои исполкомы на сессиях, как это и предусматривалось Конституцией. Но там, где не было кворума или, же вообще не осталось депутатов, применялись иные способы. В ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов и т.д. назначались вышестоящими исполкомами и вступали в освобожденный город или район вместе с войсками. Они сразу же приступали к восстановлению местного аппарата Советской власти, установлению правопорядка. Затем председатели подбирали из партизан и граждан, проявивших себя в борьбе с фашизмом, работников исполкомов. Этот состав исполкома представлялся на утверждение вышестоящему исполкому. В других случаях (особенно в Белоруссии) сельское население избирало уполномоченных-выборщиков, а те выбирали председателя сельсовета, который утверждался райисполкомом. В тех местах, где Советская власть была восстановлена партизанами, ими же формировались и исполкомы. На многих территориях, оккупированных фашистами, захватчикам не удалось полностью ликвидировать советские государственные органы. В занятых врагом районах, областях и республиках сохранялись или создавались партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольное движение. Летом 1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу врага находилось под полным контролем партизан. В тылу фашистских войск в разное время действовали 35 обкомов партии, 2 областных партийных центра и много других партийных органов различных уровней. В Ленинградской и Орловской областях, на Украине и в Белоруссии созывались подпольные сессии сельсоветов и райсоветов. Иногда роль советских органов исполняло командование партизанских формирований. Республиканские органы тех союзных республик, территории которых полностью подверглись оккупации, были эвакуированы в тыл и здесь продолжали свою работу по организации подпольной борьбы и по подготовке к грядущему восстановлению Советской власти. Таким образом, советский государственный аппарат в военный период с честью выполнил свои задачи, сумев сконцентрировать материальные и людские ресурсы на направлениях, наиболее важных для вооруженной борьбы с агрессором. Непосредственно же на фронтах Великой Отечественной войны борьбу с немецкой армией и её союзниками (Румынией, Италией, Финляндией, Венгрией и др.) вели советские Вооруженные силы, в состав, структуру и систему управления которых война внесла существенные коррективы. Нападение фашистских войск потребовало проведения немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно. Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. В соответствии с постановлениями ГКО от 16 июля 1941 г. «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» и от 18 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек. Кроме мобилизованных в армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться части и соединения народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Они формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований. По официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. В январе-феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия, при этом отличившимся частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям) присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен, а для личного состава были установлены особые отличия в виде гвардейских званий воинских и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей. Стратегическое руководство Вооруженными Силами осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования. Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись стратегические направления (Северо-Западное, Западное и Юго-Западное), а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими войсковыми объединениями стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Военные советы фронтов и армий руководили военными операциями и несли перед ГКО и Верховным Главнокомандующим полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск. К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше. С июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск, но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. С октября 1942 г. стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками, институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти, но в партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. Для руководства партизанской борьбой в мае 1942 г. ГКО образовал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов, в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения. В годы войны регулярно обобщался боевой опыт всех родов войск. Этот опыт нашел свое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке. Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений. Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривали дела о воинских преступлениях и обо всех других преступлениях, совершенных военнослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. трибуналам были переданы и многие дела, входившие в компетенцию общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, при корпусах и иных соединениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховным Судом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожная и Военная воднотранспортная коллегии. В начальный период войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей. Однако уже с июня 1942 г. к рассмотрению дел стали привлекать армейскую общественность - заседателей, назначаемых командованием и политорганами. Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, входящих в подсудность и военных трибуналов (хищении, грабеже, разбое, убийстве), но совершенных в местностях, не объявленных на военном положении, а также все другие дела, не отнесенные к подсудности военных трибуналов. Центральное место в их работе занимало рассмотрение дел, связанных с нарушением в военное время трудовой и государственной дисциплины. Не прекращалось в годы войны рассмотрение народными судами и гражданских дел. Так, в Москве даже после объявления осадного положение преобразования городского суда в военный трибунал, в каждом районе города для рассмотрения гражданских дел был сохранен народный суд. Но в целом число гражданских дел в судах в этот период резко сократилось. Однако, оно вновь выросло после освобождения территории страны от захватчиков. В военное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскими органами возлагается на военную прокуратуру. Военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором осуществляла высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных Силах. Главная военная прокуратура объединяла и направляла деятельность прокуратур бригад, дивизий, корпусов, армий, фронтов, отдельных видов вооруженных сил и военных округов. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.
Право в условиях войны.
В период Великой Отечественной войны советское право обеспечивало, прежде всего, выполнение военных задач и функций государства. Не меняя основных принципов и институтов права, военная обстановка в тоже время вынудила внести в него ряд существенных поправок в интересах успешного решения оборонных проблем. Административное и военное право. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». В соответствии с данным указом военное положение могло объявляться в отдельных местностях или по всему СССР. Как было отмечено выше, в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государстве
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|