Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драконы: мифы и легенды народов мира, пережившие века




 

Пожалуй, одним из самых известных мифических существ является дракон. Греческое слово δράκων, что означает «взгляд», описывает не только его название, но также говорит о свойствах: многим разновидностям драконов приписывается убийственная сила взгляда. Так что же представляет собой дракон, чей образ пережил тысячелетия, и присутствует в мифологии практически всех народностей, населявших нашу планету, или живущих на ней ныне?

Мифы о драконах описывают его как существо огромного размера, по виду напоминающее змея-исполина с большими крыльями. Очень часто дракон совмещал в себе признаки других животных: некоторые легенды о драконах описывают его многоглавым, или с собачьей головой, с огненным или смертоносным дыханием, когтистыми, как у льва, когтями, шипами на хребте, и обладающего способностью регенерировать наподобие гидры. Драконы умеют летать, и живут несколько тысяч лет, а некоторые из них и вовсе бессмертны.

Мифические рептилии могут жить под водой или в пещерах, под землей и обитать высоко в горах. Но у каждого народа есть легенда о своем, «национальном», драконе. Поэтому в сказках и легендах разных народов мира драконы могут быть добрыми и злыми, черными, белыми, красными, синими и золотыми, могут быть воздушными и ледяными, каменными и огненными, дикими и разумными, многоглавыми и с одной головой, живущие очень долго или просто обладающие бессмертием.

А может, так оно и есть? Ведь уже давно на нашей планете нет племени ацтеков и майя, тольтеков и ольмеков, а «пернатый змей», существовавший в их религии, жив и поныне. Его называли Кетсалькоатль, что на языке ацтеков означало «змей с перьями кетсаль», и приносили ему человеческие жертвы. Многие короли Южной Америки брали себе его имя, дабы подчеркнуть свое происхождение от божественного дракона с крыльями райской птицы кетсаль.

Легенды о драконах в Древней Персии рассказывают о Ажи-Дахаке, «Великом Змее» с тремя головами, одна из которых была человеческой. Дракон обладал «тысячью чувств» и был ближайшим сподвижником Аримана, злого божества. Из ран дракона исходила не кровь, а скорпионы, змеи и прочие гады. По легенде, Ажи-Дахака в настоящее время прикован к горе Дамаванд, что неподалеку от Тегерана.

Мифы о драконах в буддизме свидетельствуют о том, что однажды Будда обратил в свою веру водяного дракона Апалалу, жившего в реке Сват.

В Древнем Египте также существовала свой, египетский, вид дракона. Он был представителем тьмы, хаоса, и был рожден от плевка Нит, богини охоты. Апеп (или Апофис) был противником бога Солнца Ра, и охотился на него, когда тот путешествовал по подземному миру. Чаще всего побеждал Ра, но если верх одерживал Апофис, наступало солнечное затмение.

В мифологии хеттов есть образ мифического дракона Иллуянки, который враждовал с Тешубом, богом грозы. По одной из версий легенды Иллуянка был сильнее Тешуба, и потерпев очередное поражение, противник Иллуянки обращается к хитрости, чтобы погубить могучего дракона. А другая версия легенды свидетельствует о том, что дракон, убив Тешубу, забирает у него сердце.

У скандинавов бог хитрости Локи и великанша Ангброда родили огромного змея, Йормундганда. Вид этой змеи был настолько ужасен, что верховный бог Один, увидев ее, решил отправить чудище на морское дно. Дракон в воде вырос настолько, что смог достать головой свой хвост, обвив при этом всю Землю. Поэтому в легендах о драконах он носит имя Митгард, что означает «мировая змея». Мифы о драконах в скандинавском эпосе также упомнинают Нидхегга, «раздирателя трупов», живущего в темном подземном мире и грызущего корни мирового дерева.

В древнегреческой мифологии золотые яблоки в саду Гесперид охранял ни кто иной как стоглавый дракон Ладон, который был детищем водного чудовища Кето и морского бога Форкия. Особенностями этого дракона была способность каждой из голов говорить на разных наречиях множеством голосов.

Кроме того, древние греки знали еще одного дракона: Лернейскую Гидру, чудовище с девятью головами. Один из подвигов Геракла как раз и состоял в возможности спасти своих соотечественников, убив страшное чудище, жившее на ядовитых болотах и имевшее одну бессмертную голову. Кстати, стрелы, смоченные в ядовитой крови поверженной гидры, впоследствии стали причиной смерти Геракла.

Иудаизм предлагает свою модель дракона. Левиафан, морской дракон, созданный Богом, упоминается в Книге Бытия в еврейском переводе как морское чудовище, или змея. Этот монстр рассматривается Талмудом иначе, чем Библией, и в Торе сказано, что Бог создал его как забаву для того, чтобы в свободное от работы время не скучать.

В японской мифологии есть великий и ужасный Орочи, тело которого простирается через долины и холмы Изумо (провинция на юго-востоке страны).

Этот японский дракон был о девяти головах и с девятью хвостами, и тело его пролегало через девять холмов. Число 9 в этом мифе символизирует бесконечность, ибо никто не мог измерить долину Орочи, и голов у дракона было неисчислимое множество.

Продолжая путешествие по странам и континентам в поисках мифов и легенд о драконах, заглянем во Францию, ведь именно там обитало драконоподобное чудовище, названное Тараской (Tarasque) по имени французского города Тараскон, жителей которого оно истребляло, а городу наносило страшные разрушения. Победа над драконом приписывается святой Марте, ведь против него были бессильны самые отважные рыцари и катапульты не брали чудище. А искренние молитвы св. Марты смогли зачаровать дракона, и, приведенный в город, он был повержен. С тех пор последнее воскресенье июня отмечается фестивалем Тараски.

Легенды о драконах говорят о том, что и в шумерской, и в вавилонской цивилизации знали сего зверя. Тиамат – главная фигура “Энума Элиш” – вавилонского эпоса о сотворении мира, представлена крылатым ящером, который отдаленно напоминает образы европейских драконов. Тиамат была богиней соленых вод, и узнав о смерти своего мужа – бога пресных вод, в гневе породила драконов, людей-скорпионов, людей-рыб и отдала им приказ идти против богов. Мардук, ее внук, прибег к тактической хитрости, и умертвил чудовище, из одной его половины сотворив небо, а из другой – землю.

Мифология хаанитских племен хранит рассказы о семиглавом драконе, который был королем морей и воевал с богом Ваалом. Впоследствии он был повержен Ваалом. А в легендах шумеров сцществует похожий на дракона бог Зу, описываемый как орел с львиной головой, изрыгающий пламя.

Британский дракон, запечатленный на флаге Уэльса, носит имя У Дрейг Гоч, что в переводе с валлийского означает «красный дракон». Древневаллийский эпос «Мабиногион» рассказывает о том, как король Ллюд и его брат – французский король Ллевелис избавили Британию и ее жителей от драконов, красного и белого, которые разрушали окрестности во время схваток между собой. Драконов заманили в большую яму ароматом меда, а потом засыпали землей. Вскоре на этом месте стали строить крепость, но ее стены разрушались каждую ночь. И тогда правящий король приказал раскопать подземное озеро и оттуда на волю вырвались два дракона. В поединке красный победил белого, и с тех пор остался символом отваги и силы на флаге Уэльса.

Скандинавская мифология предлагает версию о жизни Фафнира - сына короля гномов, самого сильного среди прочих отпрысков рода, но очень агрессивного. Легенда гласит, что Фафнир охранял под видом дракона свои богатства на горе Гнитахейд, но золото, которым хотели все обладать, принесло ему смерть, но не дало счастья тому, кто убил дракона.

В польскх сказках дракон жил в Кракове, на Вавельском холме, где ныне находится собор и крепость. Каждый месяц для него на берег реки Вистулы приводили молодую девушку, которую он беспощадно съедал. Расправился со свирепым ящером ученик сапожника, Жевзик Дратевка, обладавший смекалкой и ловкостью. Он подбросил к пещере дракона отравленную тушу ягненка, которую ненеасытное чудище быстро поглотило, а после, мучимое жаждой, пило до тех пор, пока не лопнуло.

Славянский эпос хранит легенды о своих драконах, коих насчитывается столько, сколько народностей относится к славянам.

В южнославянской мифологии упоминается Бадня'к, чей образ связан с образом змея, лежащего в корнях дерева. Сжигаемые в сочельник ветка дерева или пень символизируют поражение злого дракона, который воплощает себе нижний мир. Огонь является очищающим символом, а ритуал знаменует начало нового цикла в году.

Хала – дракон или змей в мифологии сербов, хорватов и македонян. Чудовище в образе многоголового чудища имеет длину в 6 шагов человека, лошадиные глаза и крылья под коленями. Иногда дракон описывается как змея с головой, живущей в облаках, и хвостом, уходящим под землю. Иногда он может принимать образ орла. Болгары считают, что Хала может обернуться туманом и мглой, препятствующей созреванию хлебов. Она ненасытна и сильна, но с ней борются не только духи земли, охраняющие свои сады и поля, но также св. Илья.

По легендам южнославянских народов на скалах живет Огняник, дракон, изрыгающий огонь из своей пасти. Он может летать на облаке, или жить в пещере. Его чешуя отливает всеми красками, а полет дракона похож на блеск молнии. Опускаясь на землю, он искрит, и гром от дракона раскатывается по всей округе.

Рарог, Зимулан, Змей Огненный Волк – это также разновидности драконов славянской мифологии.

Одним словом, каждый эпос имеет своего, «национального» дракона, который в разных легендах является олицетворением разных явлений, философских взглядов, этапов духовного развития.

 

Крис Ахиллеос. Амазонки, драконы и истинное фэнтези

 

Художник Крис Ахиллеос, урожденный киприот, является одним из знаменитейших авторов иллюстраций в жанре фэнтези, пин-ап и комикса наряду с Робертом Вальехо и Джули Белл. Переехав в 1960 году в Британию, юный Крис бросил все свои силы на совершенствование художественного мастерства.

В чужой стране парню было неуютно, и это отражалось в его творчестве – эскапистских изображениях прекрасных амазонок, изящных и ужасных драконов, ковбоев и индейцев. В школе Крис Ахиллеос увлекся рисованием комиксов, что и позволило ему начать учиться на иллюстратора в Академии художеств.

Именно иллюстрирование фэнтези-литературы, создание обложек и артбуков и стало его основной специализацией. Из под его руки вышли классические иллюстрации к «Конану», саге об Элрике Майкла Муркока, а также концепт-арты ко многим фильмам, в том числе «Уиллоу» и «Бэтмену» Тима Бартона.

Все популярные образы в работах Криса Ахиллеоса предстают в необычных ракурсах. Возьмем драконов. Тогда как Вальехо и другие художники предпочитают изображать этих мистических существ в классическом европейском стиле, Ахиллеос играет с китайской символикой, придает драконам особый шарм, делая их больше похожими на птиц, чем на рептилий.

В то же время встречаются на его работах и драконы, похожие на ящериц – варанов и игуан. В этом истинное очарование иллюстраций Криса Ахиллеоса – их всегда можно отличить от работ остальных корифеев фэнтези-живописи.

Драконы в его ярких, красочных картинах зачастую становятся спутниками и соратниками амазонок, рыцарей и колдунов, а не врагами человечества. В нескольких подарочных изданиях книг-игрушек «Боевое фэнтези», разработанных Крисом, драконам уделяется очень много внимания. Нашли они свое место и на коллекционных игральных картах с иллюстрациями Ахиллеоса.

 

Роман Сергея Лукьяненко и Ника Перумова "Не время для драконов"

 

Роман Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов» давно признан шедевром русскоязычного фэнтези. Еще бы – ведь за создание романа взялась пара самых известных и любимых писателей в этом жанре. Хотя стиль произведения больше напоминает творчество Перумова, но романтический рыцарский настрой книг Лукьяненко создает особую атмосферу.

Сюжет книги построен на привычной коллизии – парень из нашего мира попадает в сказочное королевство, которое здесь называется «Серединный мир», и начинает устанавливать там свои порядки, оказывается избранным, главным Убийцей Драконов иной реальности.

Есть и древнее пророчество – именно Виктору суждено уничтожить страшного Дракона, который пока что в спячке, и магические суперсилы, которыми наделяется герой в своем новом облике. «Не время для драконов» - это классическое фэнтези с драконами, магами, эльфами, орками и прочими волшебными расами, определенное многими критиками как дебют Сергея Лукьяненко в жанре.

Кроме того, в романе есть элементы стимпанка, к примеру – механический дракон, которого создали нехорошие маги для получения абсолютной власти над миром. Главный герой – толкинист, или же ролевик, и он исполняет мечту всех своих реальных коллег… но хорошо ли исполняет?

Дело в том, что драконы в этом мире к моменту прибытия Избранного Виктора уже закончились, и кого ему следует убивать, непонятно. Да и маги, они же Прирожденные, уверены, что Срединному миру больше нужен Дракон, чем его убийца.

Драконов как таковых в романе нет – ведь для них не время, только люди сражаются за оставленные великими рептилиями мир.

Дракон как одно из наиболее распространённых[1] мифологических существ — это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея — четыре, у дракона — две), хотя в большинстве художественных образов (в картинах, фильмах, скульптурах) у драконов четыре лапы. Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово «дракон» к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «Дьявол» используются как синонимы)[2]. В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и «змий», и «дракон». В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова «дракон» русским «змий». Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит «dragon». В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как «змий»[3].

В XIX веке «змия» переименовали в «дракона», вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов «дракон» и «змий» показывает, что ими обозначалось одно и то же существо[3].

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе — к Франции, Италии и Испании. Третье — к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое — в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, — к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, — к Северной и Южной Америке и Австралии[4].

Корни образа

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов — символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (см. Змей Горыныч, Змей).

Распространение образа

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (см. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение образа

Уроборос. Змей, проглатывающий собственный хвост

Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом — это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант — змееобразный патрон инициации[5].

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини, однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию[5].

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть «убита» как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает «убийство» невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии[5].

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева)[5].

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин)[5].

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни)[5].

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека[5].

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе — летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Мотив змееборчества также составляет суть теории «основного мифа».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...