Договор международной смешанной перевозки грузов.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Смешанными (комбинированными, мультимодальными) перевозками именуются перевозки с использованием различных видов транспорта - морского, воздушного, автомобильного, железнодорожного. Такие перевозки могут осуществляться как по единому транспортному документу (то есть в прямом смешанном сообщении), так и на основании различных документов (непрямое смешанное сообщение). В качестве лица, ответственного за осуществление смешанной перевозки, выступает оператор смешанной перевозки. Он «объединяет в себе черты экспедитора и перевозчика, причем последние преобладают». По договору с грузоотправителем оператор должен организовать перевозку, и он несет ответственность за все этапы смешанной перевозки грузов. Для организации перевозки оператор должен выбрать наиболее оптимальный маршрут следования груза и заключить с различными перевозчиками соответствующие договоры. При этом грузоотправитель по общему правилу находится в договорных отношениях только с оператором, но не с перевозчиками. Таким образом, оператор берет на себя ответственность за сохранность груза на протяжении всей перевозки. В качестве документов используются прямые смешанные коносаменты и документы смешанной перевозки. Прямой смешанный коносамент выдается морским перевозчиком в случае, когда груз после завершения морской перевозки передается в порту другому транспорту для завершения перевозки. В коносаментах обусловливается ответственность морского перевозчика (который может именоваться также экспедитором) за доставку груза конечному получателю. При этом ответственность морского перевозчика за несохранность груза, как правило, ограничивается определенным пределом, а сроки доставки не гарантируются. Международными и национальными транспортными организациями разработаны проформы прямых смешанных коносаментов, например одобренный БИМКО смешанный коносамент Комбиконбилл.
Ответственность оператора обычно наступает по правилам так называемой сетевой ответственности (network liability principle), то есть на основании норм того национального законодательства или международных транспортных конвенций, которые применяются к соответствующему участку перевозки, где имело место нарушение договора. В 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (Конвенция в силу не вступила; Россия в Конвенции не участвует). Конвенция применяется ко всем договорам смешанной перевозки из одного места в другое, которые расположены в двух государствах, если место принятия оператором груза к перевозке или место доставки оператором груза находится в государстве-участнике Конвенции. Конвенция предусматривает фигуру оператора смешанной перевозки, который от собственного имени заключает договор смешанной перевозки или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки. После принятия грузов к перевозке оператор должен выдать грузоотправителю подписанный документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотным, то есть иметь товарораспорядительную силу, или необоротным. Документ содержит данные о грузе (характер, количество, внешнее состояние), наименование отправителя, а если документ необоротный, в нем также указываются грузополучатель, место и дата принятия груза оператором и место его доставки, срок доставки (если он согласован), провозные платежи, маршрут следования, виды используемого транспорта и др. Ответственность оператора за груз охватывает период времени с момента принятия груза в свое ведение до момента его выдачи грузополучателю или иному управомоченному лицу. Оператор несет ответственность за несохранность груза, а также просрочку в доставке на условиях вины, которая презюмируется (отвечает, если не докажет, что он, его служащие или агенты приняли все необходимые меры, чтобы избежать неблагоприятных последствий - ст. 16).
Предел ответственности за несохранность составляет 920 СПЗ за место или другую единицу отгрузки либо 2,75 СПЗ за 1 кг утраченного или поврежденного груза - в зависимости от того, какая сумма выше. Если известно место несохранности груза, действуют положения соответствующей международной конвенции или национального законодательства (принцип сетевой ответственности), если они устанавливают более высокий предел ответственности. Предел ответственности по Конвенции не применяется при наличии умысла или грубой вины оператора. Срок исковой давности составляет 2 года. В случае, если об утрате или повреждении в течение 6 месяцев не было направлено уведомление, срок давности составляет 6 месяцев. В 1975 г. Международная торговая палата (МТП) рекомендовала к применению Унифицированные правила о документе смешанной перевозки, которые применяются только при наличии ссылки на них в договоре международной смешанной перевозки. Правила предусматривают осуществление перевозки на основе документа смешанной перевозки оператором. Оператор несет ответственность за осуществление смешанной перевозки со времени принятия товара к перевозке и до момента его выдачи. Причем он несет ответственность как за свои действия по осуществлению перевозки, так и за действия всех Других перевозчиков, которых он привлекает для выполнения смешанной перевозки. Ответственность наступает при наличии вины, которая предполагается. Если неизвестно, на какой стадии смешанной перевозки произошла несохранность груза, оператор несет ответственность в переделах стоимости товаров, но не более 30 франков за 1 кг веса, а если стоимость товаров объявлялась, то в пределах объявленной стоимости товаров. В случае, если стадия перевозки, на которой произошла несохранность груза, известна, действует принцип «сетевой ответственности», то есть применяются положения транспортных конвенций и национального законодательства, регулирующие соответствующий вид перевозки (Варшавская конвенция, Брюссельская конвенция СМГС и т.д.).
В 1992 г. совместными усилиями ЮНКТАД и МТП были разработаны новые Правила ЮНКТАД/МТП о документе смешанной перевозки. Правила ЮНКТАД/МТП более склоняются к режиму ответственности, предусмотренному Гамбургскими правилами, чем правилами Гаага-Висби, что делает их привлекательными для многих государств1. Принятые международные конвенции о международных смешанных перевозках в силу пока не вступили. Поэтому регламентация осуществляется в рамках действующих в отношении отдельных видов международных перевозок транспортных конвенций и национального законодательства. В случае, если применимым правом оказывается российское, то в отсутствие специального законодательного акта о смешанных перевозках, принятие которого предусматривается ст. 788 ГК РФ, к международным смешанным перевозкам подлежат применению нормы о смешанных перевозках различных актов. В частности, правила о смешанных перевозках содержатся в УЖТ (гл. V), Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. (разд. VII), а также Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1956 г. Согласно ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов разными видами транспорта по единому транспортному документу, а также порядок организации этих перевозок устанавливаются соглашениями между этими организациями в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках. Например, по ст. 66 УЖТ порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта и правилами УЖТ, а в части, не предусмотренной УЖТ, - положениями кодексов, других федеральных законов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.
Указанные российские акты - ГК и транспортные уставы - не упоминают фигуру оператора смешанной перевозки. В определенной степени его функции по российскому законодательству охватываются функциями экспедитора в договоре транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ). Согласно ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (ст. 4). Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, и документы, необходимые для осуществления таможенного и других видов государственного контроля (ст. 5). При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, предел ответственности экспедитора за неисполнение своих обязанностей по договору не может превышать 666,67 СПЗ за место или иную единицу отгрузки, а ответственность экспедитора за утрату или повреждение груза не может превышать 2 СПЗ за 1 кг утраченного или поврежденного груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор докажет, что утрата или повреждение принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности (ст. 6-7).
[1] СПЗ – специальные права заимствования (другое название – СДР – SDR – Special Drawing Rights) – условная денежная единица, применяемая странами-членами МВФ. 1 СПЗ = 1,3 $ США. [2] Кроме того, к Варшавской конвенции приняты Гватемальский протокол 1971 г., Монреальский протокол 1975 г., а также Монреальское соглашение 1966 г. (последнее не является международным договором). [3] Имеется в виду франк Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). 250 франков составляют примерно 20 долл. США. При переводе франков в национальную валюту учитывается не стоимость самого золота, а его содержание в национальных. Однако сложность этой системы перевода франков привела к тому, что в настоящее время существует тенденция исчислять пределы ответственности перевозчика на основе СПЗ независимо от участия государства в Монреальском протоколе 1975 г. [4] В 1978 г. к Конвенции был принят Протокол, который заменил франк на СПЗ (8,33 СПЗ за 1 кг). РФ не участвует. [5] МДП - международная дорожная перевозка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|