Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор международной смешанной перевозки грузов.




Смешанными (комбинированными, мультимодальными) перевоз­ками именуются перевозки с использованием различных видов транс­порта - морского, воздушного, автомобильного, железнодорожного. Такие перевозки могут осуществляться как по единому транспортно­му документу (то есть в прямом смешанном сообщении), так и на основании различных документов (непрямое смешанное сообщение).

В качестве лица, ответственного за осуществление смешанной перевозки, выступает оператор смешанной перевозки. Он «объеди­няет в себе черты экспедитора и перевозчика, причем последние преобладают». По договору с грузоотправителем оператор должен организовать перевозку, и он несет ответственность за все этапы смешанной перевозки грузов. Для организации перевозки оператор должен выбрать наиболее оптимальный маршрут следования груза и заключить с различными перевозчиками соответствующие догово­ры. При этом грузоотправитель по общему правилу находится в до­говорных отношениях только с оператором, но не с перевозчиками. Таким образом, оператор берет на себя ответственность за сохран­ность груза на протяжении всей перевозки.

В качестве документов используются прямые смешанные коноса­менты и документы смешанной перевозки. Прямой смешанный ко­носамент выдается морским перевозчиком в случае, когда груз после завершения морской перевозки передается в порту другому транс­порту для завершения перевозки. В коносаментах обусловливается ответственность морского перевозчика (который может именоваться также экспедитором) за доставку груза конечному получателю. При этом ответственность морского перевозчика за несохранность груза, как правило, ограничивается определенным пределом, а сроки до­ставки не гарантируются. Международными и национальными транс­портными организациями разработаны проформы прямых смешанных коносаментов, например одобренный БИМКО смешанный коноса­мент Комбиконбилл.

Ответственность оператора обычно наступает по правилам так называемой сетевой ответственности (network liability principle), то есть на основании норм того национального законодательства или международных транспортных конвенций, которые применяются к соответствующему участку перевозки, где имело место нарушение договора.

В 1980 г. была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (Конвенция в силу не вступила; Россия в Конвенции не участвует). Конвенция применяется ко всем дого­ворам смешанной перевозки из одного места в другое, которые расположены в двух государствах, если место принятия оператором груза к перевозке или место доставки оператором груза находится в государстве-участнике Конвенции.

Конвенция предусматривает фигуру оператора смешанной пере­возки, который от собственного имени заключает договор смешан­ной перевозки или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки. После принятия грузов к перевозке оператор должен выдать грузоотправителю под­писанный документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотным, то есть иметь товарорас­порядительную силу, или необоротным. Документ содержит данные о грузе (характер, количество, внешнее состояние), наименование отправителя, а если документ необоротный, в нем также указываются грузополучатель, место и дата принятия груза оператором и место его доставки, срок доставки (если он согласован), провозные платежи, маршрут следования, виды используемого транспорта и др.

Ответственность оператора за груз охватывает период времени с момента принятия груза в свое ведение до момента его выдачи гру­зополучателю или иному управомоченному лицу. Оператор несет ответственность за несохранность груза, а также просрочку в доставке на условиях вины, которая презюмируется (отвечает, если не дока­жет, что он, его служащие или агенты приняли все необходимые меры, чтобы избежать неблагоприятных последствий - ст. 16).

Предел ответственности за несохранность составляет 920 СПЗ за место или другую единицу отгрузки либо 2,75 СПЗ за 1 кг утрачен­ного или поврежденного груза - в зависимости от того, какая сумма выше. Если известно место несохранности груза, действуют положе­ния соответствующей международной конвенции или национального законодательства (принцип сетевой ответственности), если они ус­танавливают более высокий предел ответственности. Предел ответ­ственности по Конвенции не применяется при наличии умысла или грубой вины оператора. Срок исковой давности составляет 2 года. В случае, если об утрате или повреждении в течение 6 месяцев не было направлено уведомление, срок давности составляет 6 месяцев.

В 1975 г. Международная торговая палата (МТП) рекомендовала к применению Унифицированные правила о документе смешанной перевозки, которые применяются только при наличии ссылки на них в договоре международной смешанной перевозки. Правила предусмат­ривают осуществление перевозки на основе документа смешанной перевозки оператором. Оператор несет ответственность за осуществ­ление смешанной перевозки со времени принятия товара к перевозке и до момента его выдачи. Причем он несет ответственность как за свои действия по осуществлению перевозки, так и за действия всех Других перевозчиков, которых он привлекает для выполнения сме­шанной перевозки. Ответственность наступает при наличии вины, которая предполагается.

Если неизвестно, на какой стадии смешанной перевозки произош­ла несохранность груза, оператор несет ответственность в переделах стоимости товаров, но не более 30 франков за 1 кг веса, а если сто­имость товаров объявлялась, то в пределах объявленной стоимости товаров. В случае, если стадия перевозки, на которой произошла несохранность груза, известна, действует принцип «сетевой ответст­венности», то есть применяются положения транспортных конвенций и национального законодательства, регулирующие соответствующий вид перевозки (Варшавская конвенция, Брюссельская конвенция СМГС и т.д.).

В 1992 г. совместными усилиями ЮНКТАД и МТП были раз­работаны новые Правила ЮНКТАД/МТП о документе смешанной перевозки. Правила ЮНКТАД/МТП более склоняются к режиму от­ветственности, предусмотренному Гамбургскими правилами, чем пра­вилами Гаага-Висби, что делает их привлекательными для многих государств1.

Принятые международные конвенции о международных смешанных перевозках в силу пока не вступили. Поэтому регламентация осущест­вляется в рамках действующих в отношении отдельных видов между­народных перевозок транспортных конвенций и национального законодательства.

В случае, если применимым правом оказывается российское, то в отсутствие специального законодательного акта о смешанных пе­ревозках, принятие которого предусматривается ст. 788 ГК РФ, к международным смешанным перевозкам подлежат применению нор­мы о смешанных перевозках различных актов. В частности, правила о смешанных перевозках содержатся в УЖТ (гл. V), Уставе автомо­бильного транспорта РСФСР 1969 г. (разд. VII), а также Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном со­общении 1956 г.

Согласно ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных органи­заций при перевозке грузов разными видами транспорта по единому транспортному документу, а также порядок организации этих пере­возок устанавливаются соглашениями между этими организациями в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках. Напри­мер, по ст. 66 УЖТ порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется соглашениями между организаци­ями соответствующих видов транспорта и правилами УЖТ, а в части, не предусмотренной УЖТ, - положениями кодексов, других феде­ральных законов, уставов, тарифных руководств, правил, регулиру­ющих перевозки грузов транспортом соответствующего вида.

Указанные российские акты - ГК и транспортные уставы - не упоминают фигуру оператора смешанной перевозки. В определенной степени его функции по российскому законодательству охватывают­ся функциями экспедитора в договоре транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ). Согласно ФЗ «О транспортно-экспедиционной де­ятельности» от 30 июня 2003 г. при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с до­говором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (ст. 4). Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, и документы, необходимые для осуществления таможенного и других видов государственного контроля (ст. 5). При оказании экспедицион­ных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сооб­щении, предел ответственности экспедитора за неисполнение своих обязанностей по договору не может превышать 666,67 СПЗ за место или иную единицу отгрузки, а ответственность экспедитора за утрату или повреждение груза не может превышать 2 СПЗ за 1 кг утраченного или поврежденного груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Правила ограничения ответ­ственности не применяются, если экспедитор докажет, что утрата или повреждение принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности (ст. 6-7).

 


[1] СПЗ – специальные права заимствования (другое название – СДР – SDR – Special Drawing Rights) – условная денежная единица, применяемая странами-членами МВФ. 1 СПЗ = 1,3 $ США.

[2] Кроме того, к Варшавской конвенции приняты Гватемальский прото­кол 1971 г., Монреальский протокол 1975 г., а также Монреальское согла­шение 1966 г. (последнее не является международным договором).

[3] Имеется в виду франк Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). 250 франков составляют примерно 20 долл. США. При переводе франков в национальную валюту учитывается не стоимость самого золота, а его содержание в нацио­нальных. Однако сложность этой системы перевода франков привела к тому, что в настоящее время существует тенденция исчислять пределы ответственности перевозчика на основе СПЗ независимо от участия государства в Мон­реальском протоколе 1975 г.

[4] В 1978 г. к Конвенции был принят Протокол, который заменил франк на СПЗ (8,33 СПЗ за 1 кг). РФ не участвует.

[5] МДП - международная дорожная перевозка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...