Научно-технический прогресс.
В советских и индийских исследованиях научно-технический прогресс был до недавнего времени (и является сейчас) очень популярной темой. Однако НТП рассматривался с точки зрения плановой экономики, что было не самым лучшим методом для такой работы. Рассматривались такие аспекты, как единая государственная научно-техническая политика, механизм внедрения достижений НТР, комплексные программы НТП. Этот подход был тупиковым и неэффективным, поскольку в СССР и Индии (частично) разработки отраслевого института были обязаны внедрять все предприятия отрасли. В организации этих структур господствовал принцип «ориентации на власть» (Power-oriented organization), а не признанный всеми капиталистическими державами и с точки зрения экономики наиболее эффективный принцип «ориентации на задачи» (Task-oriented organization). Такой подход отрывал науку от производства, от потребительского спроса и рынка, подавлял конкуренцию. С точки зрения экономики «единая научно-техническая политика» оказалась полным нонсенсом. Тем не менее, эта политика проводилась в течение определенного периода времени в обеих странах, становясь важным пунктом государственной деятельности в переломные моменты. Так, например, в СССР она выходила на первый план после II мировой войны, в период индустриализации и послевоенного восстановления народного хозяйства, во время бессмысленного и опасного для экономики соревнования с США (люди старшего поколения на себе ощутили, что такое «догонять и перегонять Америку»), и, наконец, в сравнительно недавнее время, при попытке спасти социалистическую экономику советского типа с помощью курса на «ускорение на базе машиностроения». Провал последней программы окончательно показал бесплодность попыток изобрести что-то более эффективное, чем централизованное планирование, не переходя при этом к рыночной экономике.
В Индии происходили аналогичные процессы. Сразу после завоевания независимости в 1947 году перед Индией встала дилемма о путях развития экономики в целом и науки в частности. В результате ожесточенной политической борьбы в Индии был осуществлен переход к плановой экономике, и наука была вынуждена подчиниться указаниям «сверху». Таким образом, несмотря на все усилия, отставание обеих стран от ведущих западных держав по ряду важнейших направлений НТР (особенно в гражданской сфере экономики) неуклонно увеличивалось. Одна из причин была уже названа – неэффективность системы планирования научно-технического прогресса. Но не следует искать корень всех зол только в этом. Немаловажную роль сыграли следующие факторы: Слабое развитие отраслей, работающих на личное потребление, в том числе и сферы услуг. На Западе, где экономика была в гораздо большей степени ориентирована на потребителя, эти отрасли стали мощнейшим источником спроса на нововведения. Это в свою очередь подтолкнуло НТП. Откровенно пренебрежительное отношение к новым научным дисциплинам (типа генетики, кибернетики и др.) (СССР) Резкая граница между оборонными отраслями промышленности с достаточно высоким техническим уровнем и гражданскими отраслями. (СССР и частично Индия) Серьезнейшие демографические проблемы (Индия) Затруднение распространения информации (СССР и Индия, но по разным причинам. В СССР просто боялись информационной свободы, а в Индии большую часть населения составляли абсолютно неграмотные люди) Технологический разрыв с индустриально развитыми странами рос катастрофическими темпами, и это подтолкнуло обе страны к попытке перенять западный опыт. На западе же более или менее законченной теории НТП не существует. Изучение проблем, связанных с развитием науки, его взаимосвязью с экономическим ростом, поисками способов достижения оптимального и эффективного результата в научной деятельности было и остается одной из центральных проблем экономического анализа. По мнению профессора Колумбийского университета Р.Нельсона, создание стройной непротиворечивой теории НТП может стать революцией в экономической теории в целом, поскольку в настоящее время проблемы НТП охватывают без исключения все стороны современного экономического роста.
Сейчас основной концепцией при анализе рынка как среды, в которой происходит научно-технический прогресс, можно считать теорию Йозефа Шумпетера. В отличие от неоклассиков и кейнсианцев он считает, что основное свойство экономики капитализма – не стремление к достижению равновесия предложения и спроса, а динамичный рост на основе нововведений. Нововведения могут быть разными – новые потребительские товары, новые рынки, новая технология, новые формы организации производства и управления. Такие нововведения связаны в основном с предпринимательской деятельностью, которая была запрещена (Sic!) в СССР и сильно ограничена в Индии. В книге «Capitalism, Socialism and Democracy» («Капитализм, социализм и демократия») Шумпетер утверждает, что капиталистический рынок закономерно стремится к монополизации. Одной из причин является неоспоримое преимущество крупных организаций в качестве источника нововведений и среды для их внедрения. Подобные идеи сразу стали предметом спора, но их до сих пор нельзя считать ни доказанными, ни опровергнутыми. С одной стороны, некоторые исследователи склоняются к мысли, что Шумпетер переоценил преимущества крупных корпораций в качестве двигателей НТП. Но с другой стороны, стратегия НТР Японии, основанная на принципах Шумпетера, дала блестящие результаты. В 50-е, 60-е гг., когда Япония выходила на передовые рубежи НТП, ее компании были сравнительно небольшими. Затем, в результате успешного экономического роста японские компании укрупнились, а темпы научно-технического развития ускорились. Америка в середине 80-х годов оказалась перед дилеммой: научно-технический прогресс или антитрестовское законодательство. Получила признание точка зрения о том, что национальные компании в ряде отраслей слишком малы для того, чтобы удержать технологическое превосходство над иностранными конкурентами, и что антимонопольная политика не стимулирует нововведений. В 1984 году антитрестовское законодательство было смягчено. Конкурирующим между собой компаниям было разрешено создавать совместные исследовательские консорциумы.
Аналогичные проблемы стоят и перед европейскими производителями. Решаются они, как известно, путем развития разнообразных форм интеграции и кооперирования (в частности, формированием «стратегических партнерств») на национальном и межнациональном уровнях. Сочетание монополии и конкуренции, складывающееся в результате эволюции рыночной структуры, в каждой стране несет на себе черты национальной специфики, прямые заимствования здесь невозможны. Современная хозяйственная практика развитых стран свидетельствует, что многие венчурные формы создания нововведений являются эффективным инструментом по отбору коммерчески рациональных инноваций. Крупные фирмы стали активно использовать такие организационно-управленческие подходы. Вопрос о роли крупных организаций в НТП требует дальнейших исследований. Предстоит выяснить, в каких видах инновационной деятельности такие организации имеют реальные преимущества. Важно также определить зависимость инновационного потенциала крупной организации от особенностей отраслевой структуры, характера и динамики межфирменной кооперации. Наконец, предметом специального изучения должно стать влияние различий в масштабах, организации и открытости национальных рынков, то есть характеристик рыночных структур, на уровень и динамику НТП. Для проверки гипотез Шумпетера необходимо уточнить и результаты начавшегося в 80-е годы активного процесса кооперации на доконкурентной стадии НИОКР, сопровождавшегося образованием технологических альянсов, растущей межнациональной интеграции инновационных процессов.
НТП: государство – рынок Эволюция капитализма во второй половине ХХ века привела к усилению государственного регулирования, к использованию элементов планирования и других методов организации экономической жизни, свойственных скорее социализму, чем капитализму эпохи свободной конкуренции. Большинство стран проделало путь от частнопредпринимательской модели НТП, предполагающей проведение всего инновационного цикла силами компаний, к смешанной, рыночно-государственной, в которой значительную часть финансово-экономической и административной ответственности за НТП несет правительство. России сейчас предстоит проделать обратный путь – от преимущественно государственной к преимущественно рыночной модели. Вмешательство современного государства, центральных правительств в инновационную деятельность проявляется в различных формах (прямое финансирование НИОКР, создание государственных и субсидирование частных лабораторий и центров, реализация государственных программ, меры косвенного регулирования). Сильнее всего тенденции централизации НТП проявились в Японии, где МВТП берет на себя функции управления в формах и масштабах неизвестных ни в США, ни в Западной Европе. Это выработка долгосрочных стратегических программ развития гражданских технологий и их финансирование, координация правительственной и частнопредпринимательской тактики развития. Тем не менее, ясно, что конкуренция, децентрализация, высокая степень свободы выбора и сопряженного с ней риска остаются основными чертами механизма НТП в развитой рыночной, а точнее, смешанной экономике. Так, по своим принципиальным основам рыночный механизм НТП в Японии мало отличается от американской системы, хотя результаты его функционирования можно считать более эффективными, чем в США. Возможно, причину следует искать в том, что в Японии по-прежнему основная (значительно большая, чем в США) часть научных исследований финансируется частными компаниями, жестко конкурирующими между собой. Меры, принимаемые МВТП в области координации, управления и согласования отдельных программ НИОКР, часто отвергаются компаниями, если они считают эти меры противоречащими их интересам. В Японии говорят, что многие направления НТП развиваются не благодаря, а вопреки МВТП. Техническому прогрессу присуще одно качество, которое делает исключительно трудным, а зачастую и невозможным централизованное управление и планирование в этой сфере (хотя в идеале оно могло бы оптимизировать использование ресурсов, исключить дублирование, улучшить координацию действий). Это качество – высокая степень неопределенности направлений НИОКР, которые наиболее перспективны с точки зрения приложения сил и последующей коммерциализации результатов. Всегда велика опасность, что выбор, осуществленный даже самыми квалифицированными экспертами, будет неверным. В связи с этим попытка добиться успеха на заранее отобранных направлениях чаще всего порождают ложные приоритеты, и единственный выход – работа конкурентов по нескольким направлениям. Многочисленные примеры неэффективности, злоупотреблений, перерасхода средств и финансирования тупиковых проектов при реализации амбициозных государственных программ – это не только из нашей и индийской социалистической практики, но и из новейшей истории США и Западной Европы. Не административные методы централизованного планирования, а инновационный механизм рынка стимулирует поиск во многих направлениях, часть которых оказывается весьма перспективными, обеспечивает перераспределение ресурсов на основе факторов риска, сопряженных с потерей прибылей и даже банкротством.
Быстрая обратная связь экономических субъектов в рыночной среде позволяет своевременно выявлять неэффективные направления и прекращать их разработку. Сторонники централизованной научно-технической политики считают, что такой механизм определения победителей и побежденных не оптимален с общественной точки зрения. Однако сравнение опыта разных стран за исторически продолжительные периоды показывает, что именно рыночный механизм поиска дает наиболее впечатляющие результаты. Умелое государственное регулирование призвано ослабить жесткость рыночного отбора, повысить общую эффективность механизма. Не снижая ключевой роли плюрализма, сочетание государственного регулирования с рынком сохраняет важнейшее преимущество рынка – отбор победителей после коммерческой реализации новых идей, а не до того, как была предоставлена возможность эти идеи сформулировать, апробировать и воплотить. При отсутствии нормальной рыночной среды НТП теряет связь с экономикой через систему цен и другие автоматические регуляторы. В результате исчезает и сам НТП. В этом убеждает, увы, вся наша прежняя практика, да и современная ситуация, когда стабильные рыночные отношения еще не сложились, обесцениваются обычные источники финансирования НИОКР и для НТП создается состояние опасно затянувшейся паузы. Отсюда вытекает, что ныне главной задачей российского государства в сфере технического развития становится упрочение здоровых рыночных отношений. Попытки активизировать НИОКР, организуя разработку и выполнение очередных государственных программ приоритетного развития, в современной экономической ситуации обречены на провал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|