Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты современного этапа




Исследование экономических проблем современного этапа НТП позволяет охарактеризовать ряд его основных черт. Среди них – рыночный механизм НТП. Попытки обосновать, создать, усовершенствовать самостоятельный механизм, автономный по отношению к общему народнохозяйственному механизму, которыми так богаты наша экономическая теория и практика, не могли быть успешными. Эффективность западного механизма НТП определяется тем, что он является неотъемлемой частью рыночного механизма, дающего стимулы производителям и потребителям, ставящего заслон псевдоэффективной технике. Анклавное развитие приоритетных отраслей военно-космической техники в нашей стране, несмотря на весь свой демонстрационный эффект, не имело ничего общего с реальными экономическими потребностями.

Приоритет потребления. Рассмотрение НТП как части единой рыночной среды неизбежно приводит к выводу о приоритетности потребительского рынка. В развитых странах Запада все составляющие НТП ориентированы на конечное потребление и находят в нем наиболее полное воплощение. Импульсы от сферы потребления более обширны и быстродейственны, чем от сферы производства, в том числе и от военно-космических отраслей, долгие годы питавших наши иллюзии о техническом превосходстве. История экономического подъема Японии, а теперь и группы новых индустриальных стран убедительно свидетельствует о прямой связи результатов НТП с потребительским рынком.

Гуманизация и ресурсосбережение – основные приоритеты фундаментальных исследований и развития технологий на перспективу. Ресурсосберегающий характер НТП обеспечивает более полное удовлетворение общественных потребностей в повышении качества жизни. С другой стороны, социально эффективное использование ресурсов, высвобождаемых благодаря НТП в сфере материального производства, требует больших затрат на науки о жизни, гуманитарные исследования, здравоохранение, образование, сохранение и улучшение окружающей природной среды. В Индии еще Д. Неру в 1948 году объявил сбережение ресурсов одним из основных направлений развития НТП.

Социальная ориентация НТП, диктующая новую концепцию его анализа на макроуровне. В социальной модели НТП, наряду с традиционными параметрами производственной функции, целесообразно количественно оценить такие факторы, как повышение уровня конкурентного давления, стимулирующего технический прогресс, изменение интенсивности труда, динамики реальных доходов трудящихся и их удовлетворенности условиями работы, действенность методов организации и управления производством. Большая роль творческих элементов труда придает особое значение поведенческим подходам к изучению НТП.

На первый план в качестве важнейшего технологического фактора современного развития экономики, науки, образования в национальном и глобальном масштабе выдвигается информационная инфраструктура, объединяющая возможности вычислительной техники и средств связи. Россия и Индия пока находится на периферии этого направления НТП, они изолированы от мировых информационных потоков, что препятствует интеграции в мировое хозяйство.

Наметилось четкое разделение научно-технического прогресса на две ветви: а) традиционную, обеспечивающую удовлетворение неуклонно растущих (по масштабам и разнообразию) потребностей человека и общества в новой технологии, товарах и услугах; и б) жизнесберегающую, предотвращающую или компенсирующую отрицательные последствия самого НТП, связанные с разрушением экосистем, психофизическими нагрузками и ухудшением здоровья людей, техногенными катастрофами. Вторая ветвь привлекает к себе все большее внимание и поглощает все большую часть ресурсов, используемых в сфере НИОКР.

Уровень научного и технического развития, восприимчивость экономики к техническому прогрессу были и остаются главными факторами, определяющими различия между богатыми и бедными странами. Накопленный в России потенциал научных и технических знаний велик по любым меркам, однако его возможный вклад в национальное богатство никогда не был полностью реализован. Исторический опыт свидетельствует, что наличие этого потенциала является необходимым, но не достаточным условием для экономического роста и процветания.

Технический прогресс зависит от множества факторов – экономических и социальных, политических целей и приоритетов, культурных традиций и ценностей, от психологической склонности людей к риску или, наоборот, к стабильности, их «открытости» или сопротивления изменениям. Сравнение Индии и России с развитыми странами Запада показывает, что наши общие проблемы связаны в первую очередь именно с этими характеристиками, а не с уровнем образования или профессиональной подготовки ученых и инженеров, и тем более не с их неспособностью совершать научные открытия или создавать уникальные технические устройства. Многие из этих характеристик Россия унаследовала от Советского Союза. Назовем среди них высокую степень милитаризации экономического и научно-технического развития, отсутствие конкуренции, экономических стимулов технического прогресса, преобладание в НИОКР прикладных исследований в ущерб фундаментальному поиску и доведению научных результатов до стадии нововведений. К этому добавились экономические и социальные катаклизмы переходного периода, которые, несомненно, отразились на состоянии научно-технической сферы. Высокая инфляция, угрожавшая перейти в гиперинфляцию, в сочетании с падением объемов производства и платежеспособного спроса предприятий и населения делали экономически неприемлемыми даже самые незначительные инвестиционные проекты. Дефицит государственного бюджета заставил пойти на резкое сокращение абсолютных и относительных (в % к ВНП) масштабов финансирования НИОКР. Общая численность научных работников России уменьшилась. Эти процессы можно было бы считать предвидимой, хотя и крайне нежелательной экономической реакцией на происходящее изменение модели развития.

Вместе с тем растущее отставание заработной платы работников науки от средней по промышленности (не говоря уже об оплате труда в коммерческих структурах), постоянная угроза безработицы из-за сокращения численности персонала в организациях НИОКР, отток молодых и наиболее перспективных научных работников в другие сферы деятельности и за рубеж приводят к развалу творческого ядра многих институтов и лабораторий, создают угрозу потери непрерывности исследований на ряде направлений, в том числе и весьма перспективных. По оценкам ИМЭМО, в 1992 г, Россия по общим абсолютным размерам ВВП замыкает первую десятку стран, но в расчете на душу населения входит в 7-й десяток. Очевидно, что в этих условиях невозможно сохранить научно-технический потенциал в прежнем объеме. Происходит неизбежное сбрасывание «избыточного накопления» в сфере НИОКР. Этому процессу нужно придать целенаправленный структурный характер, защитить и сохранить лучшее, создать предпосылки для будущего эффективного роста.

Объективно очень сильны ограничивающие и противодействующие факторы: снижение объема ВВП и дефицит государственного бюджета; отсутствие внутреннего спроса на нововведения, наличие сильных групп давления, которые в условиях вакуума макроэкономического регулирования активно участвуют в распределении и перераспределении все уменьшающегося бюджета. Появилось 27 новых «академий наук», в системе Минсельхоза в 1990 г. существовало 4 НИИ, в 1996 г. их было уже 21. До сих пор не закрыт ни один из почти 5 тыс. отечественных НИИ. В этих условиях важнейшая цель государственной политики – без излишнего алармизма сдвинуть траекторию процесса от хаотического развития к тому, что Й. Шумпетер называл «разрушением ради созидания». В 1992 г. кое-что было сделано в этом направлении: создана законодательная база, отдающая решающие права собственности на научные результаты их авторам; учрежден Фонд фундаментальных исследований и привлечены иностранные капиталы для поддержки исследований, примерно 30 научным центрам был придан статус национальных лабораторий, что защищает их от превратностей перехода к рынку.

Вместе с тем произошло сокращение реального финансирования НИОКР, резко уменьшилось количество источников финансирования. Если раньше госбюджет покрывал 50% расходов на науку, и столько же поступало из средств предприятий и отраслей, то сегодня на госбюджет приходится 90% финансирования науки. В этих условиях деятельность Министерства науки и технологической политики носит преимущественно «пожарный» характер, направлена на спасение научного потенциала, первоклассных научных коллективов и приоритетных направлений НИОКР. Однако установление и отбор приоритетов государственной научно-технической политики является исключительно трудной задачей, тем более что мы не добились пока консенсуса по вопросу целей научно-технического развития. Основная проблема – военная компонента нашего научно-технического потенциала, сохранение и укрепление которой по-прежнему рассматривается многими политиками как безусловный фактор дальнейшего развития России. Но при такой ориентации нельзя рассчитывать на возникновение в стране среды, благоприятной для эффективной национальной системы нововведений, способствующей созданию новой техники и технологии, росту благосостояния.

К сожалению, из законодательства почему-то было исключено авторство на селекционные работы в сельском хозяйстве, создание искусственных микроорганизмов в генной инженерии и микробиологии населения, повышению конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешних рынках, ресурсосбережению, охране здоровья и окружающей среды. Опыт развитых стран Запада показывает, что именно на таком пути достигается подлинный динамизм НТП, и укрепляются все аспекты национальной безопасности. Этот же опыт говорит о том, что переход к такой модели не может быть стихийным, он требует продуманной разработки и последовательной реализации государственной политики.

Ключевым вопросом для России и Индии является переход от «индустриальной» цивилизации, отторгающей НТП или усваивающей его лишь в локальных сферах – к цивилизации «постиндустриальной», нерасторжимо связанной с НТП, который по-настоящему выступает здесь как постоянный фактор и естественный импульс саморазвития. Условием возникновения в России эффективной системы нововведений может быть только успех рыночной перестройки, адекватное изменение структуры экономики. К сожалению, нет и не может быть рецептов быстрой структурной трансформации. Везде это длительный и мучительный процесс. В Индии он идет с 1984 года и продолжается до сих пор. Очевидно, что ему должна предшествовать финансовая стабилизация, являющаяся главным условием роста спроса на нововведения и инвестиции.

Существует и определенная психологическая проблема. Индия и Россия долго жили в обществе, настроенном на стабильность и неизменность связей и отношений. Между тем экономический рост на инновационной основе требует непрерывных изменений, адаптации к ним, нередко сопряжен с переломами, кризисными периодами. Инновации подрывают устоявшиеся производственные структуры, вызывают цепную реакцию нестабильности во всех сопряженных сферах.

Характерной особенностью русской культуры является отношение к науке как к высшей духовной ценности. За последние 70 лет эта культурологическая доминанта существенно деформировалась, была подменена технократическими суррогатами, утилитарным пониманием полезности науки и научного познания мира. В условиях нарастающей жесткости бюджетных ограничений все чаще звучат голоса о «второстепенности» гуманитарного знания по отношению к естественным наукам. Инженеры, конструкторы убеждены в своем умении механистически решить сложнейшие вопросы общественного бытия. А именно они составляют большую часть нынешних академиков. Поэтому, видимо, возрождение гуманитарных исследований, общественных наук, экологических знаний – существенная часть и важная цель преобразований в науке и просвещении. В рыночной экономике большая часть занятых имеет социально-экономическое образование (финансы, юриспруденция, бухгалтерия, аудит, социальные услуги и т.д.). У нас по-прежнему более 80% затрат на высшее образование связано с техническими дисциплинами.

В России пока не сложилась ясная и четкая концепция научно-технической политики. Думается, что в наши дни нельзя уповать на возможность выбора «сверху» оптимальных приоритетов российских НИОКР, поскольку нет ни институциональной среды, ни инструментов для такого выбора. В прошлом политическая система слишком часто ошибалась в выборе приоритетов или выбирала их по принципу повторения западных («Шаттл» – «Буран», SST-ТУ 144, даже идея переброски сибирских рек имела свой американский аналог – NAWAPA).  В Индии была аналогичная ситуация, но туда по каналам дружбы и сотрудничества поступала второсортная советская технология, однозначно ориентированная на экстенсивный путь развития.

Представляется, что в современных условиях важно добиться общественного консенсуса по поводу общей цели научно-технического развития России. Эта цель может выглядеть следующим образом: преобразование на рыночных принципах национальной системы нововведений, способной обеспечить создание технологий и услуг, необходимых для экономического роста, основанного на повышении уровня и качества жизни, на конкурентоспособности отечественной промышленности, ресурсосбережении и охране окружающей среды. Не пытаясь развивать «все» направления науки и технологии (часто путем повторения западных приоритетов), необходимо использовать мировые достижения как источник экономии собственных ресурсов. При этом критически важны информационная инфраструктура и сближение отечественных и мировых стандартов образования.

Для обеих стран весьма болезненны проблемы отраслевой науки и прежде всего конверсии военных НИОКР. Здесь можно было бы рекомендовать:

для создания эффективного спроса выделять ресурсы не производителям, а потенциальным потребителям продукции конверсируемых предприятий

субсидировать и поддерживать в качестве необходимого мобилизационного резерва лучшие военные НИИ, а не пустующие производственные мощности;

разделять бремя финансовой поддержки НИОКР с местными бюджетами (по примеру ФРГ);

при приватизации и акционирования ряда предприятий обязательным условием должно быть сохранение в их составе научного подразделения (то же и при привлечении иностранных инвесторов в Индии);

предприятиям, размещающим исследовательские заказы во «внешней среде», компенсировать из госбюджета до 50% их стоимости;

оплачивать малым и средним предприятиям, создающим новые исследовательские рабочие места, существенную часть (скажем, 75%) фонда заработной платы научного персонала,

всеми доступными средствами поддерживать малые наукоемкие предприятия.

Следует также критически относиться к возможностям отраслей. Например, оценивая перспективы отечественного машиностроения, следует выбрать очень ограниченное количество защищаемых государством направлений (например, гражданское и военное самолетостроение, создание эффективных коммерческих систем орбитальной доставки). В отношении же остальных отраслей следует признать, что в среднесрочной перспективе в качестве внешних рынков сбыта их продукции реалистичнее рассматривать ближнее зарубежье, Восточную Европу, Ближний Восток, Китай, Индию и страны ЮВА, а не США, ЕС и Японию.

Заключение.

Работа по описанию экономики, политики или науки другого государства – занятие исключительно приятное и интересное. Можно сколь угодно долго заниматься перекрестным анализом или проводить параллели между, скажем, увеличением потребления джовара и баджры на душу населения среди списочных каст штатов Мадхья-Прадеш и Бихар и снижением инвестиционной активности в зоне экспортной переработки Наньцзы на Тайване. Вполне можно прийти к интересным или даже сенсационным выводам. И даже написать научную работу.

Большинство работ такого типа обычно заканчиваются словами: «Опыт страны *** может быть применен и в России, поскольку страна *** с помощью таких-то мер достигла того-то и того-то за относительно небольшой период времени и с небольшими затратами».

Но на практике попытки внедрения в России опыта страны *** обычно с треском проваливаются. Причины провала называют разные, но на мой взгляд, она единственная: недостаточно хорошее изучение новаторами особенностей России и ее жителей. Дело в том, что нельзя применять в России зарубежный опыт, закрывая глаза на местные реалии. В России, если существует проблема, то наиболее эффективный способ ее решения – поиск собственного рецепта с учетом зарубежного опыта.

Поначалу эта работа была задумана как сравнительный экономический анализ науки России и Индии. Но, к сожалению, российская наука настолько специфична, что по многим параметрам сравнение просто невозможно. Поэтому здесь рассматривается российская наука и проводятся параллели с развитыми странами и любимой автором Индией.

Список литературы

Ельмеев В.Я. Основы экономики науки. Л, 1977.

Киселева В.В. и др. Анализ научного потенциала. Межстрановой аспект. М, 1995.

Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М, Наука, 1983.

National Economic Survey of India, 1993-1997.

Rahman A. «Trimurti: Science, Technology and Society.» Bombay, 1977

International Comparisons on Scientific Performance Revised. Scientometrics, 1989-1993

National Planning Series: Education – General & Technical. New Delhi, 1948

Bharagava R. etc. Science in India. New Delhi, 1982

The World Development Report, 1988-1994

«Вопросы экономики» № 5/1997

Мировая экономика и международные отношения» №№ 1-12 1997, № 8/1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...