Фантастические проекты градостроительства
Стремясь раздвинуть рамки реальности, создатели фантастических проектов разворачивали свое «градостроительство» в самых экстравагантных местах: под землей, под водой, в воздухе – и даже на других планетах. Посмотрим, какие из этих идей были в итоге приняты на вооружение… Помните, каким невероятно далеким еще совсем недавно казался нам 21-й век? Это был некий рубеж, после которого должна была начаться совсем другая жизнь – Будущее! Вне всякого сомнения, эту «страсть по миллениуму» мы получили в наследство от фантастов эпохи НТР. Еще бы, весь двадцатый век писатели, поэты и, конечно же, архитекторы пытались вообразить себе, каким же оно будет, новое тысячелетие? Можно сказать, было предприняты две большие мозговые атаки (сначала в 20-е, а затем в 60-е годы), в процессе которых рождались предположения о том, как будет выглядеть земля, дома и люди на ней в будущем. И что же? Оказалось, что все эти утопии весьма схожи друг с другом, а варианты городов будущего могли бы уместиться на пальцах одной руки. Более того, если просмотреть рисунки и чертежи самых первых мечтателей и сравнить их с архитектурной фантастикой наших дней, то вы будете поражены очевидным сходством. Создается ощущение, что некое призрачное будущее действительно где-то уже существует – и все просто «считывают» в слоях ноосферы одну и ту же информацию. Или наш мозг просто не в состоянии вообразить себе ничего другого? В самом деле, ну что еще можно придумать, кроме того, как загнать города под землю, поднять их в воздух, оккупировать водные просторы городами-атоллами, сделать города подвижными, в конце концов, отправить их в космос. Чтобы потом вам сказали, что все это уже было придумано. Сто или пятьдесят лет назад…
В воде и под водой Несмотря на то что человечество уже давно облюбовало себе водную стихию для обитания (вспомните китайские дома-лодки, дома на сваях в Таиланде или многочисленные аналоги Венеции), первый настоящий «город на воде» был придуман в 20-е годы одним из столпов футуристической архитектуры Паулем Шеербартом. И если его идеи по тем временам были явной утопией, то плавучие города 60–70-х уже имели под собой реальную техническую основу. В то время японские архитекторы заразили весь мир задумкой расширить свою «жилую площадь» путем застройки… Токийского залива. В результате появилась целая серия проектов плавучих городов: линейный город, представляющий собой цепочку плавающих железобетонных цилиндров, от Кийонури Кикутаке, надувной город из пластика от Уильяма Катавалоса и множество других – француза Поля Меймона, именитого итальянца Паоло Солери и др. Не менее популярной оказалась и идея расположить жилье под водой: еще в 1975 году была предложена фантастическая идея подводного светящегося города под названием Акваполис, а уже к концу века подобные проекты стали вполне жизнеспособными. Сегодня все ждут окончания строительства нескольких подводных отелей, и, похоже, не за горами то время, когда поселения под водой станут обычной частью нашей действительности. Во всяком случае, техническая сторона этого вопроса уже решена во всех подробностях – дело за финансами. В воздухе Согласитесь, в условиях скученности мегаполиса и дефицита свободного места идея приподнять город над землей в прямом смысле этого слова висит в воздухе! Может быть, поэтому она уже давно была реализована и реализуется по сей день во многих мегаполисах мира. Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что до буйных фантазий, на которые так щедры оказались 20-е годы, нам еще шагать и шагать (если будет охота). К примеру, архитектор Антон Лавинский предложил тогда проект трехуровневого «Города на рессорах», в котором на первом «этаже» располагался парк, на втором – транспортная сеть, а на третьем людям предлагалось счастливо жить, покачиваясь в домах, укрепленных на стальных опорах. Добираться в дома-скворечники следовало с помощью движущихся лестниц, кроме того, дома эти умели даже поворачиваться вслед за солнцем.
Появилась целая серия городов-мостов: это и раскинутая металлической паутиной над горами и долами «Альпийская архитектура» Бруно Таута, и «аэрогорода» Казимира Малевича, и парящие над улицами жилые конструкции «бумажного» архитектора Якова Чернихова, и город «будетлян» (то есть людей, которые будут), подробно описанный русским поэтом-футуристом Велимиром Хлебниковым, и феерические проекты мечтателя Йоны Фридмана, предлагавшего построить воздушные города над старым Парижем и Лондоном, над Ла-Маншем и даже между континентами, и многие другие. Живые города «Я изобрел растущие дома, а вернее, домостроительные растения. Теперь нам больше не придется строить из мертвых стройматериалов, можно строить из живых» – так говорил один из героев рассказа писателя-фантаста Пауля Шеербарта. И если в начале 20 века читатель мог только подивиться истории о гигантском вьюне, на стебле которого вырастают не цветы, а готовые дома, то уже в 60-е годы японские архитекторы всерьез занялись созданием архитектуры, способной меняться или передвигаться. В архитектуре появились природные направления – метаболизм, органика, бионика. По примеру живого организма, в котором по мере износа заменяются клетки, архитекторы предлагали заменять в зданиях жилые ячейки. Например, англичанин Питер Кук придумал так называемый Город-штепсель, в котором все элементы могут быть демонтированы и заменены на новые в соответствии с жизненной необходимостью – как в гигантском конструкторе. Легендарный архитектор Паоло Солери (которому сейчас уже около 90 лет) уже давно мечтал о биотехническом городе, в котором дома ведут себя как живые организмы – реагируют на изменение температуры, освещенности, самостоятельно меняя свою форму и прозрачность своих стен. Сегодня он строит свой идеальный город в пустыне, используя все последние достижения науки и техники.
Фантазии продолжаются Что ж, окинув взглядом итоги столетней «мечтательной» деятельности, можно сказать: не напрасен был их труд. По небрежным карандашным наброскам великих мечтателей мы теперь живем – жаль, что они сами этого не увидели. Потому что в лучших своих проявлениях современная архитектура действительно фантастична.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|