Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер переходной экономики




Содержание переходного периода.

Каждая экономическая система проходит стадии становления и раз­вития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление но­вой системы.

Переходный период—это особый период в эволюции эко­номики, когда одна система сходит с исторической арены, а одновремен­но другая, новая, нарождается и утверждается. Поэтому развитие пере­ходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функциони­руют старые экономические формы и отношения, при одновременном воз­никновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, по­скольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие на­рождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меня­ется. Это касается любой переходной экономики.

Переходный период от командной к рыночной экономической систе­ме характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот пе­реход сопровождался промышленным переворотом, нарождением про­мышленности, и прежде всего—производства средств производства, ко­торое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.

Нынешний переходный период — это переход от осо­бенной, плановой экономики, которая базировалась на своеобразных ус­тоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обус­ловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собствен­ности, как акционерная, монополистическая и государственная. Это объе­ктивный, естественный процесс. Административно-командная система ба­зировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одними из главных задач переходного периода являются разгосударст­вление и приватизация государственного имущества, то есть вместо го­сударственной должны утвердиться многообразные формы собственнос­ти (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.). Сле­довательно, если при становлении рыночной экономики обобществление обусловливало развитие новых форм собственности, которые открывали простор растущим масштабам производства, то теперь идет обратный процесс — с тем, чтобы преодолеть чрезмерное формальное обобществле­ние производства и создать формы собственности, которые бы отвечали реальному обобществлению производства и способствовали развитию производительных сил.

В свое время развитые страны — по мере роста индустриальной ба­зы, концентрации и централизации производства и капитала — шли по пути утверждения крупного машинного производства и свойственных для него форм организации (в том числе—монополистических объединений и т п).

Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм, государство выступало главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. Поэтому при переходе к рыночной экономике объективной зако­номерностью является перестройка организационно-экономической струк­туры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производст­ва и децентрализации управления, широкого развития мелкого и средне­го предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственнос­ти должно дополняться многообразием форм хозяйствования.

Преобразование отношений собственности и организационно-эконо­мической структуры экономики означают становление новых производ­ственных отношений.

Становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную мате­риально-техническую базу. Встав на “собственные ноги”, капитализм обеспечил быстрое развитие экономики Административно-командная эко­номика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структу­ра не совершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна тех­нологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышлен­ности применялись высокие технологии, в потребительском секторе гос­подствовала технико-технологическая отсталость, а в сельском хозяйст­ве был очень высок удельный вес ручного труда И наконец: как уже ука. зывалось, для структуры экономики командной системы были характер­ны господство материального производства и недостаточное развитие со­циальной сферы.

Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить произ­водственно-технологическую структуру экономики, но это — не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое пе­ревооружение, переход на качественно новый уровень производитель. ных сил.

Чтобы преодолеть наше глубокое отставание, необходимо перейти на новый технологический способ производства, который бы существенно поднял эффективность материального производства и обеспечил сущест­венное изменение его соотношения с социальной сферой в пользу послед­ней. При этом следует учитывать, что социальная сфера—это не только результат высокого развития материального производства, но и активный фактор развития человека, науки, образования, что в наше время явля­ется главным фактором роста производства, социально-экономического развития в целом.

В силу глубокого, коренного отличия этих двух систем, современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономичес­кой, организационно-экономической и производственно-технологической структур командной системы условиям рыночной экономики определило тот факт, что переходный период начинается глубоким системным, транс­формационным кризисом: невиданными до сих пор в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа.

Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубы­ми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Их главная причина заключалась в том, что, по сути, рыночная и переход­ная экономики отождествлялись, то есть считалось: поскольку мы пере­ходим к рыночной экономике, го нам и в законодательной, и в управленческой деятельности нужно реализовать законы рынка, законы рыночной экономики. Этот глубокий теоретический просчет привел к тому, что “недееспособным оказался... принятый Верховным Советом целый па­кет законов, который был направлен на регулирование экономических процессов Это были законы классического рынка, которого в экономике Украины еще не существовало. Его нужно было еще построить. В резуль­тате общество на стартовом этапе перехода к рыночным отношениям ока­залось неготовым цивилизованно распорядиться возможностями свобод­ного предпринимательства, предоставленными ему в законах. Образова­лось несоответствие между новым законодательством и реальной эконо­мической практикой” 3. Это глубокое противоречие стало одним из оп­ределяющих факторов глубокой деформации хозяйственных процессов, углубления экономического кризиса. Ведь была создана легитимная ос­нова для криминализации экономики, “теневого” накопления капитала, его использования в целях, противоречивших интересам развития нацио­нальной экономики.

Наиболее губительным оказалось игнорирование специфичности ус­ловий рыночного трансформирования экономики Украины. Ведь наше го­сударство было частью бывшего Союза и ко времени провозглашения независимости не имело полного комплекса государственных институций. Кроме того, свыше 2000 крупнейших предприятий Украины были подчи­нены общесоюзным министерствам, что требовало осуществления широ­кого комплекса мер для обеспечения не формального, а реального под­чинения их интересам национальной экономики.

Как часть единого народнохозяйственного комплекса бывшего Сою­за экономика Украины была органично связана с экономиками его рес­публик. Достаточно сказать, что вследствие общественного разделения труда, специализации и кооперации производства наше государство про­изводило только около 20 % конечного продукта. Несмотря на это, с провозглашением независимости Украины была сделана переориентация ее внешнеэкономической политики с Востока на Запад. Создалась проти­воречивая ситуация: налаженные связи со странами Востока были разор­ваны, а для интеграции с Западом Украина была не готова производить конкурентоспособную продукцию. Вследствие этого спад производства на протяжении 1991—1995 гг. более чем на 50 % определялся факторами, связанными с ошибками во внешнеэкономической сфере.

Принципиально ошибочной была и социальная политика государст­ва, поскольку направлялась на искусственную “консервацию” доходов населения, что уменьшало платежеспособный спрос. В мировой практике модель одновременного “замораживания” цен и зарплаты использует­ся. Но неслыханной и деструктивной является политика повышения цен и сдерживания роста фонда оплаты труда. Вследствие этого произошли глубокие стоимостные деформации в экономике, что активно повлияло на углубление кризисных явлений.

Сочетание объективных и субъективных факторов, проявившихся в ошибках и просчетах экономической политики, обусловило глубокий со­циально-экономический кризис. “...То, что произошло с экономикой Укра­ины, не имеет исторических аналогов” 4. Только за 1991—1993 гг. произ­веденный здесь национальный доход сократился на 39,4 % (для срав­нения: за годы Великой депрессии 1929—1933 гг. спад производства в США не превышал 25 %; в Советском Союзе во время Второй мировой войны самая низкая отметка падения промышленного производства со­ставила 30 %). В стране происходят активная деиндустриализация, фи­зический распад производительных сил, с опережающим разрушением научно-технического и интеллектуального потенциалов общества. Осо­бенно угрожающими в последние годы были инфляционные процессы По статистическим данным, в 1993 г. уровень инфляции в Украине был

самым высоким в мире: если за 1992 г. он вырос в 21 раз, то за 1993 г. — в 100,5 раза.

Наращивание кризисных процессов в экономике Украины привело к резкому снижению уровня жизни ее народа В 1994 г реальная зара­ботная плата уменьшилась здесь (по сравнению с 1990 г.) более чем в 3, а реальное потребление домашних хозяйств — почти в 5 разБ. Сущест­венно ухудшилась структура личного потребления Наблюдается тенден­ция к сокращению продолжительности жизни.

Все это обусловило необходимость выработки нового курса социаль­но-экономической политики, направленного на осуществление радикаль­ных экономических реформ, ускорение рыночного трансформирования экономики Это единственное условие и основное средство выхода стра­ны из кризиса, стабилизации ее экономики. Ведь восстановление парали­зованной экономики — это единственное условие не только остановки беспощадного обнищания народа, но и выхода на качественно новый уро­вень в удовлетворении его жизненных потребностей и интересов

Характер переходной экономики

Одними из главных черт переходной экономики являются отмирание старой, командной, системы и нарождение и образование элементов но­вой, рыночной. Для этого процесса характерны постепенность, невозмож­ность быстрой замены существующих форм новыми, и тем более — невоз­можность такого подхода, согласно которому нужно сначала разрушить все старое, а затем создать новое. Иначе говоря, в условиях переходного периода довольно долго сохраняются старые формы, и в то же время происходит рост новых форм и отношений. Это значит, что в постепен­ности изменений в экономике реализуются преемственность и наследо­вание в социально-экономическом развитии.

Так, приватизация выступает одним из главных средств социально-экономических преобразований переходного периода. Ее ход характери­зует замену элементов старого новыми формами собственности (см. табл. 1).

Таблица 1

Приватизация в Украине (к концу периода) *

Годы Количе ство при ватизиро ванных поедприя тий Количество граждан, использовав ших ПИС (тыс чел) Количе­ство при ватизиро ванных квартир (тыс1 Площадь привати зирован ных квартир (млн м2) Количество   ХОЗЯЙСТВ Площадь угодий сель­ских “Ьермер ских хозяйств (тыс га)
1992 30 5         14681 292,3
1993 3585 728 902.8 42,7 27739 558,2
1994 11552 7106 1812,3 87,6 31983 699,7
1995 19800 21228 2236,3 108,6 34149 773.0

 

Приватизация — это сложный процесс, происходящий под влиянием объективных и субъективных факторов. Как свидетельствуют приведен­ные в таблице 1 данные, этот процесс в Украине продвигается вперед. Доля государственных предприятий в государстве уменьшается и к кон­цу III квартала 1995 г. составила уже менее половины—46 % Но если рассматривать этот процесс по кварталам и полугодиям, то картина по­лучается довольно пестрая Так, программа приватизации на 1994 г. пре­дусматривала приватизацию 29 тыс. предприятий. Но выполнена она при­мерно на 30 %.

Разрыв между планами и уровнем их выполнения сопро­вождается существенным изменением в темпах процесса приватизации

В I полугодии 1994 г наблюдалась тенденция к его ускорению: количе­ство приватизированных предприятий возросло (по сравнению с поквар­тальным уровнем 1993 г.) в среднем в 2,7 раза.

Во II полугодии 1994 г. количество приватизированных предприятий уменьшилось. Это произошло, главным образом, за счет падения объемов приватизации общегосударственного имущества в связи с постановле­нием Верховного Совета Украины, которое фактически приостановило приватизацию. В I квартале 1995 г. сохранилась тенденция к уменьше­нию ее объемов были приватизированы лишь 1250 предприятий, что меньше, чем в IV квартале 1994 г В соответствии с новыми установками Президента Украины, процесс приватизации вновь значительно ускорил­ся: во II квартале были приватизированы 2155, а в III — даже 4943 пред­приятия. Уменьшение доли государственного сектора означает рост него­сударственного рыночного сектора.

Наряду с существенными изменениями в промышленности, происхо­дят важные сдвиги и на других направлениях приватизации. Так, во II половине 1994 г. и I полугодии 1995 г. количество граждан, использовав­ших свои приватизационные счета, значительно возросло, и, по состоя­нию на конец III квартала 1995 г, их удельный вес достиг 41,2 % общей численности граждан Существенно расширился процесс приватизации квартир. За 1992—1995 гг количество фермеров повысилось в 2,5 раза, а площадь угодий сельских фермерских хозяйств — еще несколько боль­ше. Все это свидетельствует о нарастании удельного веса и роли него­сударственного сектора. Из этих процессов можно сделать два вывода. Постепенность социально-экономических преобразований означает, что, наряду с новыми, продолжают (причем, довольно продолжительное вре­мя) сохраняться и старые формы (социально-экономическая структура экономики — формы собственности; организационно-экономическая структура экономики—формы организации производства). И что осо­бенно долго существует, так это производственно-технологическая струк­тура экономики. Искусство руководства заключается в том, чтобы учи­тывать сосуществование элементов двух систем, использовать все воз­можности государственных предприятий и всячески способствовать рос­ту негосударственного сектора экономики. Преимущественный рост но­вых форм и отношений составляет механизм перехода к новой системе. Поэтому, наряду с негосударственным сектором, уже на первых этапах переходного периода возникают рыночные институции —коммерческие банки, товарные и фондовые биржи и т. п. Одновременно постепенно изменяется содержание старых отношений и форм. Они наполняются но­вым, рыночным, содержанием. Это касается денег, финансов, кредита, налогов, бюджета и т. п. Так, в условиях административно-командной экономики государство сосредоточивает в бюджете все возможные до­ходы и распределяет их под народнохозяйственный план, определяющий хозяйственные и финансовые приоритеты, а также на социально-культур­ные потребности общества. Ведущим является распределение материаль­ных ресурсов в натурально-вещественной форме через различные фонды, лимиты, наряды и т. п. Денежно-финансовые потоки следуют за движе­нием материального продукта. Не наличие денежных средств, не финан­совые возможности, а планово-управленческие решения определяли со­циально-экономическое развитие страны. Это лишало предприятия и людей инициативы и предприимчивости, неизбежно порождало иждивен­чество, государственный патернализм, что, в свою очередь, отрицательно влияло на эффективность экономики.

В переходный период возобновляется роль товарно-денежных отно­шений, повышается роль финансов, кредита, денег, им возвращается и\ определяющая роль в социально-экономическом развитии страны Госу­дарственный бюджет постепенно освобождается от не свойственных для

него функций (дотаций производителям, содержания жилищно-комму-нального хозяйства и др.). Создаются денежный, финансовый, валютный рынки. Из второстепенных орудий старой системы названные экономи­ческие категории становятся все более развитыми элементами рыночной экономики.

Постепенное отживание старого и нарождение и развитие нового неизбежно делают переходную экономику сплетением элементов разно­родных систем, сосуществованием различных форм собственности и форм хозяйствования. Причем происходит постоянный процесс экономических реформ, изменений права и институций собственности. Так, в процессе разгосударствления возникают новые формы собственности — акционер­ные, коллективные, кооперативные и др. Параллельно растет частная собственность, которая в определенной мере пронизывает другие ее фор­мы (покупка акций, паевание в коллективных сельскохозяйственных предприятиях и т. п.). Одновременно происходит постоянное перераспре­деление прав собственности и имущества. Вследствие этого господствую­щие формы собственности сочетают в себе черты ее разгосударствления, что свойственно для прошлого, и ее растущей корпоратизации, характер­ной для современной рыночной экономики.

То же самое касается и трудовых отношений. Они носят очень про­тиворечивый характер. С одной стороны, остаются элементы отношений, свойственных для административно-командной системы, пережитки вне­экономического принуждения (прописка, ведомственное или государст­венное жилье, очередь на жилье, слабая подвижность рабочей силы), не­достаточное развитие профсоюзного движения, а с другой,—формиру­ется примитивный рынок труда, что связано с деформацией рыночных отношений (незащищенность человека, его бесправие перед работодате­лем, высокий уровень эксплуатации, достаточно большое распростране­ние отношений личной зависимости). В соответствии с этим, изменяется механизм занятости.

Вместо гарантированной занятости и “скрытой” безработицы появились и распространяются открытая безработица и “безработица на работе”. Само положение тружеников обусловливает усиление процессов их сплочения, борьбы за свои права. Из наемных работников государства, из соучасников системы “государственного па­тернализма” они неизбежно превращаются в новую социальную силу, объединенную коллективной трудовой деятельностью, совместной борь­бой за условия жизни и труда. В то же время с ростом безработицы фор­мируется слой возможных, а нередко — и реальных, пауперов, обездолен­ных людей.

На противоположном полюсе формируется новая социальная прос­лойка — номенклатурно-буржуазная элита. Средний класс, занимающий промежуточное место между элитой и наемными работниками, в разви­тых странах формируется преимущественно из лиц творческого труда, квалифицированных рабочих и инженеров, мелких собственников. К со­жалению, в условиях переходной экономики люди творческого труда, квалифицированные рабочие и инженеры оказались в тяжелом положе­нии как в отношении условий труда и реализации своих возможностей, так и в отношении условий жизни. Поэтому средний класс формируется преимущественно из лиц, обслуживающих элиту (служащие СП, сред­няя государственная и корпоративная бюрократия, работники элитных финансово-банковских и торговых организаций и т. п.).

Глубокая противоречивость и даже искаженность реальных произ­водственных отношений переходного периода не обеспечивают реализа­цию общей закономерности социализации экономики и общества, сво­бодного, гармоничного развития личности, всемерной реализации ее творческих возможностей во имя роста богатства страны. Концентрация экономической власти в руках номенклатурно-корпоративной элиты, не­способность государства развивать науку, образование и культуру огра­ничивают возможности в отношении воспитания людей творческого тру­да, высококвалифицированных рабочих и инженеров, не позволяют полностью реализовать свои творческие потенциалы ученым, писателям, ху- [ дожникам, всем людям творческого труда. Еще хуже положение той час- \ ти общества, которую составляют наемные работники: они в значитель­ной степени отчуждены от собственности, труда и управления, их воз­можности в отношении образования и культуры уменьшаются, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на развитии общества.

Все это требует социальной переориентации рыночных реформ на развитие социально ориентированной экономики, экономики для челове­ка. Если эти процессы будут достаточно мощны, то возможным окажет­ся если не подчинение деятельности корпораций и государства, то на­правление ее с учетом требований демократических объединений тру­дящихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...