Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вестибулярный аппарат: строение, функции




Вестибулярный аппарат.

Хеморецепторные сенсорные системы.

Мышечная, тактильная и температурная чувствительность

План

 

1. Вестибулярный аппарат: строение, функции.

2. Мышечно-суставное чувств (двигательный, проприоцептивный анализатор).

3. Органы чувств внутренних органов.

4. Вкусовой анализатор: строение, функции.

5. Обонятельный анализатор: строение, функции.

6. Органы кожного чувств.

 

Основные понятия: вестибулярный аппарат, полукружные каналы, отолитовый аппарат, отолиты, механорецепторы, хеморецепторы, проприорецепторы, интерорецепторы, вкусовой анализатор, обонятельный анализатор.

 

 

Литература

 

1. Кирпиченко А.А. и др. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учеб. пособие /А.А.Кирпиченко, А.А.Гурленя, А.А.Пашков. - Мн.: Выс.шк., 1997.- С. 231-233.

2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Пискун В.М. Основы детской

патопсихологии: Учеб. пособие М.: Перун, 1996.- 464 с.

3. Медико-биологические основы валеологии. Учебное пособие для

студентов высших учебных заведений / Под ред. П.Д.Плахтия.- Каменец-Подольский Каменец-Подольский государственный педагогический

университет, 2000. - С. 112-123.

4. Основы психологии: Учебник / Под общ, ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця - М.: Просвещение, 1995. - 632 с.

5. Подоляк-Шумило Н.Г., Познанский С.С. Школьная гигиена. Учеб.

пособие для пед. ин-тов.- К.: Высшая школа, 1981. - С. 140-155.

6. Присяжнюк М.С. Человек и его здоровье: Пробная. учеб. пособие.-М.: Феникс, 1998. - С. 72-78.

7. Старушенко Л.И. Клиническая анатомия и физиология человека: Учеб.

посибн. М.: УСМП, 2001.-С. 237-238.

8. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-

М: Просвещение, 1988. - С. 136-138.

 

 

Вестибулярный аппарат: строение, функции

Во внутреннем ухе содержится не только рецепторная часть слухового анализатора, но и рецепторы анализатора положения головы и тела в пространстве. Лежат они в так называемом вестибулярном аппарате, который состоит из преддверия и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружныеканалы заполнены эндолимфой.

Преддверие состоит из двух мешочков - овального и круглого, расположенных ближе к улитке. На внутренней поверхности мешочков есть рецепторы равновесия, или отолитовый аппарат. Отолитовый аппарат расположен вертикально в овальном мешочке и горизонтально в круглом. В отолитовом аппарате находятся чувствительны рецепторные волосковые клетки - механорецепторы. Волоски этих клеток погружены в студенистую массу, которая содержит многочисленные известковые кристаллы - отолиты, которые образуют так называемую отолитовую мембрану. Благодаря отолитам - твердым включениям, плотность мембраны выше плотности среды, что его окружает. Поэтому, под действием силы тяжести или ускорения, мембрана смещается относительно рецепторных клеток, волоски которых сгибаются за ней. Возникает возбуждение клеток. Таким образом, отолитовый аппарат контролирует положение тела относительно силы тяжести (в горизонтальном или вертикальном положении находится тело) и реагирует на прямолинейное ускорения при вертикальных и горизонтальных движениях тела.

Вторая часть вестибулярного аппарата - трех полукружных каналы диаметром около 2 мм. На внутренней поверхности полукружных каналов расположены гребешки - специальные чувствительные клетки, которые способны воспринимать раздражение и передавать импульсы в центральную нервную систему. Они раздражаются движениями эндолимфы, и обусловлены перемещением тела в пространстве. При этом подвижные реакции, возникающие способствуют сохранению равновесия. Этому способствуют также зрение и мышечно-суставная рецепция. Полукружные каналы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому их рецепторные клетки реагируют на круговые и вращательные движения головы и туловища.

С рецепторов вестибулярного аппарата отходят тонкие чувствительные нервные волоконца, которые, сплетаясь, образуют вестибулярный нерв. От него импульсы о положении тела в пространстве поступают в продолговатый мозг, в частности в вестибулярный центр, соединенный нервными путями с мозжечком, подкорковыми образованиями и корой головного мозга и зрительными центрами.

При повреждении (особенно одностороннем) вестибулярного аппарата наблюдаются тяжелые расстройства движения и потеря способности к сохранению равновесия. Такие повреждения часто бывают у людей глухонемых от рождения.

Формирование вестибулярного аппарата заканчивается раньше других рецепторов. У новорожденного ребенка он расположен почти так же, как у взрослого человека. Возбудимость вестибулярного аппарата и вестибулярного анализатора в головном мозге существует от рождения и развивается в процессе упражнения.

 

2. Мышечно-суставное чувство (двигательный, проприоцептивный анализатор)

 

Большое значение в определении положения тела и его частей в пространстве, а также координации движений имеют рецепторы, содержащиеся в мышцах, сухожилиях и суставах (проприорецепторы). Импульсы, возникают в проприорецепторах при движении, по центростремительным нервам поступают к мозжечку и задней центральной зоне коры полушарий головного мозга, где возникает ощущение изменения в положении частей тела. В результате раздражения проприорецепторов возникают рефлекторные сокращения той или иной группы мышц, или изменение их тонуса. Это способствует поддержанию или изменению движения, а также приводит позу тела, которая обеспечивает его в равновесие. С помощью мышечно-суставного чувства можно, поднимая предмет, приблизительно определить его вес.

У школьников возбудимость проприорецепторов с возрастом увеличивается: низкая она у учащихся I класса, самая высокая - у учащихся XI класса. Наибольшая возбудимость проприорецепторов в дни и часы уроков труда, физкультуры, занятий в спортивных секциях, игр и прогулок на улице. Наименьшая - в часы относительной недвижимости (на уроках, во время выполнения домашнего задания). Она повышается в первой половине дня и снижается вечер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...