I. Назначение, устройство и техническое обслуживание буксового узла прицепного вагона
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ. Буксовый узел служит для механической связи колесных пар с рамой тележки и передачи нагрузки от веса вагона и пассажиров на шейки осей колесных пар. Буксы также воспринимают тяговые и тормозные усилия от колесных пар и передают их на раму тележки. Кроме того, корпус буксы защищает шейку оси и подшипники от влаги и грязи. Он заполнен смазкой ЖРО, необходимой для нормальной работы подшипников.[1] На электропоездах применяют буксы только с роликовыми подшипниками качения, которые по сравнению с подшипниками скольжения обладают следующими преимуществами: оказывают меньшее сопротивление движению, особенно при трогании; требуют меньшего ухода; обеспечивают большую долговечность работы буксового узла; позволяют увеличить скорость движения и экономию электрической энергии; предотвращают износ шеек оси, так как имеют внутренние кольца. Надбуксовое рессорное подвешивание предназначено для подрессоривания рамы тележки относительно колесных пар и пути. На моторных и прицепных вагонах в качестве рессор применяются цилиндрические пружины. Корпуса букс имеют конструктивные отличия в зависимости от конструкции рамы тележки, которые подразделяются: · Челюстные; · Поводковые; · Шпинтонные. Буксы по конструкции подшипников подразделяются на подшипники качения (роликовые) и на подшипники скольжения. Подшипники качения обладают следующими преимуществами: · оказывают меньшее сопротивление движению, особенно при трогании; · требуют меньшего ухода; · обеспечивают большую долговечность работы буксового узла; · позволяют увеличить скорость движения и экономию электрической энергии; · предотвращают износ шеек оси, так как имеют внутренние кольца.
Передача тяговых и тормозных усилий от колёсной пары на раму тележки и обратно происходит: · через челюсти; · поводки (моторный вагон); · шпинтоны (головной и прицепной вагоны). Букса является наиболее ответственным узлом в экипажной части подвижного состава, т.к. от неё во многом зависит безопасная и безаварийная работа ЭПС, поэтому за данным узлом установлен постоянный температурный контроль: · машинистом во время работы, который осуществляется по сигнальной лампе «РБ» на пульте машиниста; · помощником машиниста при постановке состава в депо (ПТО), который осуществляется проверкой тепловых узлов тыльной стороной кисти руки не позднее 20 мин. после его захода. · вне поездной аппаратурой КТСМ (ПОНАБ) во время движения. Данная аппаратура предназначена для автоматического обнаружения перегретых (неисправных) буксовых узлов вагонов и локомотивов при проходе поездами пункта размещения ее перегонных устройств. При обнаружении перегретых (неисправных) буксовых узлов аппаратура выдаёт обслуживающему персоналу станции информации о стороне поезда, вагона и № буксы в поезде. На электропоездах постоянного тока ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭД4М и т.д. применяются бесчелюстные рамы тележек (поводковые и шпинтонные), а буксы только с роликовыми подшипниками качения. Буксы моторного прицепного вагонов аналогичны и отличаются друг от друга в основном корпусами. Буксовая подвеска прицепных вагонов несколько отличается от подвески моторных. К опорным плитам на концах продольных балок рамы прикреплены болтами стальные литые шпинтоны которые служат направляющими для буксовых пружин. На верхние витки пружин опирается рама тележки, нижние витки установлены в чашках крыльев буксы на резиновых амортизаторах через стальные прокладки предохраняющей резину амортизаторов от износа.
I. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БУКСОВОГО УЗЛА ПРИЦЕПНОГО ВАГОНА 1.1 Назначение, устройство и монтаж буксового узла прицепного вагона
Буксовый узел прицепного вагона предназначен: · для соединения колесных пар с рамой тележки (за счёт надбуксовых цилиндрических пружин); · для передачи нагрузки от веса вагона и пассажиров на шейки осей колесных пар; · для ограничения продольного и поперечного разбега колесной пары; · для воспринятия тяговых и тормозных усилий от колесных пар и передачи их на раму тележки или на раму кузова; Кроме того, корпус буксы защищает шейку оси и подшипники от влаги и грязи. Он является резервуаром для заполнения смазкой ЖРО, необходимый для нормальной работы подшипников. В буксовом узле рассположена первая ступень рессорного подвешивания, которое предназначено для подрессоривания рамы тележки относительно колёсной пары. Букса прицепного вагона состоит из тонкостенного стального литого корпуса, крышек, лабиринтных колец, подшипников и деталей, связывающих ее с рамой тележки. Внутренняя полость корпуса буксы имеет целендрическую поверхность под посадку подшипников. Корпус буксы прицепного представляет собой одно целое с опорными чашками (крыльями) для установки комплекта цилиндрических пружин. Крылья букс, в отличие от моторного вагона, расположены симметрично (в одном уровне). Комплект пружин используется как элемент рессорного подвешивания. Комплект состоит с двух пружин: внутренней и внешней, с правосторонней и левосторонней завивкой соответственно. Так же крылья букс предназначены и для передачи тяговых и тормозных усилий через шпинтон, установленном на раме тележки. Для прохода шпинтонов тележки через крылья буксы (чашки) в них имеются отверстия, диаметр которых на 20 мм больше, чем диаметр втулок, насаженных на хвостовики шпинтонов. Поэтому достигается свободное, без ударов перемещение буксы относительно рамы и самоустановка буксы за счет поперечной упругости надбуксовых пружин. Нижние концы шпинтонов проходят через отверстия в крыльях буксы и оканчиваются резьбой, на которую навертывается корончатая гайка. Под гайкой установлена тарельчатая пружина, упирающаяся в торец втулки, напрессованной на шпинтон. При движении пружина смягчает удары гайки шпинтона о крыло буксы (рисунок 1.1).
Рисунок.1.1. Надбуксовое подвешивание тележки прицепного вагона: 1 – шпинтон; 2 – наружная пружина; 3 – внутренняя пружина; 4,9 – конические кольца; 5 – стальная прокладка; 6,8 – резиновые гасители; 7 – прокладка нижнего гасителя; 10 – гайка; 11 – пружинная шайба; 12 – гильза; 13 - сухарь
С передней стороны имеются 2 крышки – смотровая и крепительная. Между корпусом буксы и крышкой устанавливают уплотняющее резиновое кольцо, на правой буксе передней колесной пары головного вагона дополнительно смонтирован привод скоростемера ЗСЛ-2М. Буксовая подвеска снабжена фрикционным амортизатором клинового типа — его конструкция довольно проста, и он не требует ухода в эксплуатации. На головных вагонах на первую колесную пару устанавливают привод скоростемера. Букса колесной пары прицепного вагона изнутри принципиально такая же, как и букса колесной пары моторного вагона, за исключением отсутствия дистанционных колец (впритык). Подшипники содержат внутренние и наружные кольца между которыми в сепараторе находятся ролики. Внутренние кольца подшипниов устонавливают на шейку оси с натягом в горячем состоянии, наружные – свободно. Рисунок.1.2 Букса прицепного вагона 1 – смотровая крышка; 2 - торцевая гайка; 3,5 – болт; 4 – стопорная пластина; 6 – крышка; 7 – корпус буксы; 8 – подшипник; 9 – лабиринтное кольцо; 10 – ось колесной пары
Диаметр шейки оси и размеры подшипников определяются нагрузкой и допустимой частотой вращения (диаметр шейки оси 130 мм, длина ролика 80 мм).
Монтаж буксы Буксы монтируются на шейках оси колесной пары. Монтаж буксы и подшипников осуществляют в таком же порядке, как и на моторном вагоне электропоезда ЭР2Т. Процесс монтажа буксы можно разбить на три последовательных операции: сборка деталей на шейке оси; сборка деталей в корпусе буксы; совместный монтаж деталей. · Сборка деталей на шейке оси: На предподступичную часть оси в горячем состоянии насаживают лабиринтное кольцо до упора ее бурта в торец предподступичной части. Затем вплотную к лабиринтному устанавливают разогретое внутреннее кольцо заднего роликоподшипника с буртом, ставят холодное малое дистанционное кольцо и разогретое внутреннее кольцо переднего роликоподшипника. Нагрев лабиринтного кольца и внутренних колец роликоподшипников ведут в горном воске-озокерите до температуры 110 - 120°С. Озокерит в дальнейшем предотвращает появление коррозии деталей. Посаженные на ось детали поджимают упорным кольцом и осевой гайкой и оставляют для остывания.
· Сборка деталей в корпусе буксы: В корпусе буксы собирают наружные кольца подшипников с сепараторами и роликами. Предварительно стенки корпуса смазывают тонким слоем смазки ЛЗ-ЦНИИ и на скользящей посадке опускают в него последовательно наружное кольцо с сепаратором и роликами переднего подшипника. В выточку горловины корпуса буксы на задней его стенке со стороны оси заводят войлочное уплотнение, а ролики подшипника закрывают смазкой ЛЗ-ЦНИИ. · Совместный монтаж деталей: Совместный монтаж деталей, находящихся на шейке и в корпусе буксы, и окончательное закрепление буксы на оси. Сняв осевую гайку и упорное кольцо, после остывания, одевают корпус буксы на шейку оси. После этого снова устанавливают упорное кольцо, выполняющее роль бурта для внутреннего кольца переднего подшипника, завертывают осевую гайку, ставят и закрепляют двумя болтами стопорную планку. Совместный монтаж деталей, находящихся на шейке и в корпусе буксы, и окончательное закрепление буксы на оси. Сняв осевую гайку и упорное кольцо, после остывания, одевают корпус буксы на шейку оси. После этого снова устанавливают упорное кольцо, выполняющее роль бурта для внутреннего кольца переднего подшипника, завертывают осевую гайку, ставят и закрепляют двумя болтами стопорную планку. Болты крепления планки стопорят проволочной скруткой в виде восьмерки. Буксу закрывают сначала крепительной упорной крышкой, выступ которой закрепляет наружные кольца подшипников, а затем контрольную крышку, предварительно добавив смазку. Общее количество смазки ЛЗ-ЦНИИ, закладываемой в буксу, составляет около 1,6 кг.
1.2 Требования нормативных документов (ПТЭ, соответствующих Инструкций, конструкторской, технической и технологической документации) к буксовому узлу прицепного вагона в эксплуатации и по выпуску из ремонта
Проверяют зазоры и разбеги подшипников.
1.3 Основные неисправности, возникающие в эксплуатации, способы их выявления и устранения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|