Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения экономики знаний




Определение

 

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. В наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США,ЕС и Япония). Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

 

Инфраструктура экономики знаний

 

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие:

·   Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.

·   Высококачественное образование.

·   Эффективная фундаментальная наука.

·   Эффективный научно-технический венчурный бизнес.

·   Высококачественный человеческий капитал в его широком определении.

·   Производство знаний и высоких технологий.

·   Информационное общество или общество знаний.

·   Инфраструктура реализации и трансфера идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств и далее - до потребителей.

Для экономики знаний характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний.

Пока в наибольшей степени реализовали экономику знаний США и, частично, ведущие страны ЕЭС.

 

Основные положения экономики знаний

 

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 60-х гг. XX в. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль в экономическом росте. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологичная цивилизация", "общество знаний", "информационное общество", "постиндустриальное общество" близки понятию "экономика знаний".

Описывая характерные черты экономики знаний, прежде всего необходимо определить ее главное отличие от других типов экономик. Для экономики средних веков главным ресурсом была земля, для экономики индустриального общества - капитал, главный ресурс экономики знаний - информация и знания.

Выделяют следующие основные структурные характеристики экономики знаний. В первую очередь - это высокая доля работников, чья деятельность в основном связана не с ручным трудом (работник ручного труда), а со знаниями (интеллектуальный работник, или работник знаний).

Работник знаний - работник, основным результатом деятельности которого являются новые знания.

Известный американский ученый, специалист в области управленческих наук П. Друкер, отмечает, что работники знаний быстро становятся наибольшей единой группой в рабочей силе каждой развитой страны. В США эта группа составляет, по его оценкам, около 40% всей рабочей силы (по состоянию на конец XX в.). В других развитых странах доля данной группы меньше, но она быстро увеличивается. "Общество будущего будет интеллектуальным.

Знания станут его основным ресурсом, а интеллектуальные работники станут основной группой в армии рабочей силы", - делает он вывод.

Второй структурной характеристикой экономики знаний является высокая (более 10% ВВП) по сравнению с остальными странами и постоянно растущая доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также на образование и переподготовку сотрудников в общих расходах государства и частных фирм. Необходимо отметить, что США расходуют на НИОКР около 40% общемировых затрат.

Третья структурная характеристика - высокий уровень доли добавленной стоимости, создаваемой высокотехнологичными отраслями экономики и сектором интеллектуальных услуг в ВВП. Например, в 1998 г. в экономике Южной Кореи доля добавленной стоимости, создаваемой высокотехнологичными отраслями в ВВП, составляла 14,9%, в Германии - 14,1, США - 11,9, Японии - 12,6%. Сюда же можно отнести и высокую долю (70-80%) накопленного невещественного капитала в общем накопленном капитале. По имеющимся данным, в США доля вещественного ("омертвленного" в стоимости зданий и сооружений, машин и оборудования, запасов сырья и товаров) капитала в 1950 г. составляла 52-53% совокупного капитала, в 1998 г. - 31-33%. На микроуровне проявлением этого стал отрыв рыночной стоимости компании от стоимости реальных активов - зданий, сооружений, оборудования и запасов. Данный процесс начал нарастать с 80-х гг ХХ в. Для отражения этого процесса используется такой показатель, как коэффициент Тобина - соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между ценами стали называть "невидимые активы", "интеллектуальный капитал", "знания компании". У компаний экономики знаний коэффициент Тобина больше единицы, у традиционных - меньше. Так, по данным на конец 2001 г., у Microsoft он составлял 5,5, Intel - 4,6, IBM - 2, тогда как у General Motors - 0,11, Ford - 0,1, Nippon Steel - 0,14.

Причинами зарождения экономики знаний стали взаимосвязанные процессы глобализации и развития технологического уклада производства.

Процесс глобализации отражается, прежде всего, в мировом разделении труда. Схематично данное деление можно представить в формировании трех групп стран:

·   страны, экономика которых направлена главным образом на производство знаний (технологий)

·   страны, производящие товары и услуги на основе разработанных в первой группе стран технологий

·   страны, преимущественно поставляющие сырье и материалы для первых двух групп.

Экономика, основанная на знаниях, - это определенный этап развития общества, осознание чрезвычайной важности информации и знаний как стратегических ресурсов, необходимых для экономического роста, значение которых возрастает вследствие активного их использования во всех сферах общественной жизни. Активизация фактора знаний вызвана, в частности, усилением рыночной конкуренции и, как следствие, потребностью в постоянном процессе внедрения инноваций, что, по сути, является воплощением новых идей персонала на базе новых знаний и информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...