Проблемы культурно-исторического процесса. Эволюционизм и релятивизм.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Природа культурного феномена. Формы её существования. Мифология как исторический тип мировоззрения. Природа культурного феномена. Формы её существования. Что такое культура? 1) Исторический; Культура – это всё, что создано человеком; результат человеческой деятельности. 2) Технологический; 3) Теоретический; Культура – свойство человека, т. к. она является его саморазвитием. 4) Культура как мир символических форм. Причины многообразия понятий: a) Культура представляет собой системные качества человеческого существования (нет ни одного явления человеческого бытия вне культуры. На уровне явления культура полностью совпадает с человеческим сознанием). b) Культура по своей природе ноуменальна (опосредована).
Также формами культуры являются: Мифология как исторический тип мировоззрения. Идейно-смысловое единство первобытной культуры. Задаётся мифологией. Мифология как исторический тип мышления (обобщения). Язык – материальная форма свидетельства действительности. Инкорпорация (инкорпоративный тип языка). Отличие от современных языков: Слово-предложение (одно слово – целое предложение): образование путём соединения основ, нет членов предложения, частей речи, следовательно нет причинно-следственных связей, всё всё. Данное мышление ещё чётко не разграничивает логические категории (предельно общие понятия): a. Логические категории вещей и свойства; b. Логические категории общего и единичного (отдельного): · Отдельная конкретно-чувственная вещь начинала выполнять функции общего (тотемизм (тотем – прародитель рода)); · Данное мышление было неспособно к абстрагированию общего от единичного, процесс мышления мог осуществляться только с опорой на чувственный уровень, что нельзя представить, то нельзя помыслить. Образ – язык мифологии.
Культура как структурно-организованная целостность. Проблема культурного основания. Культура не является механической суммой культурных явлений, она являет собой некую целостность, имеет системный характер, которая выражается, воплощается на уровне явления. Шпенглер ярко портретирует «души» культур: · Вавилонская; · Арабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела); · Египетская — пра—символ «путь»; · Индийская; · Китайская — пра—символ «Дао»; · Майанская (Мексиканская); · Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своем основании «аполлоновскую» душу); · Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа, воплощенная в символе чистого бесконечного пространства и временного процесса).
Проблемы культурно-исторического процесса. Эволюционизм и релятивизм. I. Культурный эволюционизм. II – варварство I – дикость Высшая форма – Европейская культура.
II. Культурный релятивизм.
3. Отдельные культуры не сопоставимы, каждая уникальна. Культура – система ценностей. I – Первобытность
≈ 40 тыс. лет назад Кроманьонец 1. Появление классового деления; 2. Зарождение политической организации; 3. Земледелие отделилось от скотоводства; 4. Появление городов; 5. Выделение ремёсла; 6. Разделение умственного и ручного труда; 7. Появление письменности; 8. Разложение мифологии, появление отдельных форм сознания: мораль, право, эстетическое сознание, религия, зачатки философии и науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|