Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы культурно-исторического процесса. Эволюционизм и релятивизм.




Природа культурного феномена. Формы её существования. Мифология как исторический тип мировоззрения.

Природа культурного феномена. Формы её существования.

Что такое культура?
Определение понятия культура >300 (лат. возделывание почв, философских термин XVII в.):

1) Исторический;

Культура – это всё, что создано человеком; результат человеческой деятельности.
При объяснении культуры её противопоставляют природе.

2) Технологический;
Культура как способ человеческой деятельности.
Результат человеческой деятельности – объективизация, опредмечивание, овеществление самой деятельности (деятельность из процесса в вещь) и человеческой идеи (в сфере мышления: потребности, идеалы, представления), знания о внешнем мире.

3) Теоретический;

Культура – свойство человека, т. к. она является его саморазвитием.
Культура – это сущностная характеристика человека.
Человек есть существо культурное, т. е. культура – это то свойство, которое отличает его от животных.
Свойство индивидуального бытия – культура.
Культура – мера родового в индивидуальном.

4) Культура как мир символических форм.
Культурные явления имеют знаковую символическую природу.
Знак – любой материальный предмет, который отсылает к чему-то иному, чем он сам, замещает его и несёт определённую информацию, значение, которые непосредственно не связаны с его предметными характеристиками.

Причины многообразия понятий:

a) Культура представляет собой системные качества человеческого существования (нет ни одного явления человеческого бытия вне культуры. На уровне явления культура полностью совпадает с человеческим сознанием).

b) Культура по своей природе ноуменальна (опосредована).
Ноумен – сущность, уровень сущности, которая проявляет себя, являет себя феноменальном ряду.
Феномен – явление.
→ два ряда.
Культура как символически выраженная смысловая ценность.

Также формами культуры являются:
1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

Мифология как исторический тип мировоззрения.

Идейно-смысловое единство первобытной культуры.

Задаётся мифологией.
Миф – это нехудожественный образ, не сказание, не аллегория, творение народов, исторический тип мировоззрения и мышления.
Иной тип сознания.
Культурные эволюционисты: «Мир иной реальности, иного мировоззрения, отличный от реальности».

Мифология как исторический тип мышления (обобщения).

Язык – материальная форма свидетельства действительности.

Инкорпорация (инкорпоративный тип языка).

Отличие от современных языков: Слово-предложение (одно слово – целое предложение): образование путём соединения основ, нет членов предложения, частей речи, следовательно нет причинно-следственных связей, всё всё.

Данное мышление ещё чётко не разграничивает логические категории (предельно общие понятия):

a. Логические категории вещей и свойства;

b. Логические категории общего и единичного (отдельного):

· Отдельная конкретно-чувственная вещь начинала выполнять функции общего (тотемизм (тотем – прародитель рода));

· Данное мышление было неспособно к абстрагированию общего от единичного, процесс мышления мог осуществляться только с опорой на чувственный уровень, что нельзя представить, то нельзя помыслить.

Образ – язык мифологии.


 

Культура как структурно-организованная целостность. Проблема культурного основания.

Культура не является механической суммой культурных явлений, она являет собой некую целостность, имеет системный характер, которая выражается, воплощается на уровне явления.
Культура представляет собой структурно-организованное единство, задаваемое культурным основанием.
Концепция Шпенглера («Закат Европы»).
Философия «жизни».
Теория циклического развития культур.
Культура – аналогия с живым организмом.
Появление, рост, становление, увядание, смерть.
Детство, рассвет→культура, цивилизация.
У человечества нет законов общих, а культурная эволюция может быть представлена как эволюция отдельных культурно-исторических (8) типов.

Шпенглер ярко портретирует «души» культур:

· Вавилонская;

· Арабо-византийская — пра—символ «пещера» (в основе «магическая» душа со строгим противопоставлением души и тела);

· Египетская — пра—символ «путь»;

· Индийская;

· Китайская — пра—символ «Дао»;

· Майанская (Мексиканская);

· Греко-римская (Античная) — пра—символ «телесное, скульптурно оформленное тело» (имеет в своем основании «аполлоновскую» душу);

· Западноевропейская — пра—символ «бесконечность» («фаустовская» душа, воплощенная в символе чистого бесконечного пространства и временного процесса).


Каждый культурно-исторический тип вырастает на своём основании, имеет душу→целостность.
«Культура как совокупность чувственно ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертная, приходящая …, культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страдает».


 

Проблемы культурно-исторического процесса. Эволюционизм и релятивизм.

I. Культурный эволюционизм.
конец XIX в.
Представители: Тайлор «Первобытная культура», Фрезер «Золотая ветвь», Морган.
1. Существует общие законы культурного развития для всего человечества.
2. Культурная эволюция прогрессивна.
3. Можно выделить 3 этапа исторической эволюции.
III – цивилизация

II – варварство

I – дикость

Высшая форма – Европейская культура.
Европоцентризм→Отдельные культуры сопоставимы по принципу «выше-ниже».

II. Культурный релятивизм.
XX в.
1. Отрицание наличия общих законов культурного развития.
2. Культурная эволюция – развитие отдельных культур.

 

3. Отдельные культуры не сопоставимы, каждая уникальна.

Культура – система ценностей.
Оценка ценностным фактам возможна только на основании данной культуры.
Внешний наблюдатель (представитель другой культуры) будет давать оценки исходя из собственной культуры.
Сегодняшний день
II – Цивилизация
Зарождение цивилизации 4 тыс. лет до н. э.

I – Первобытность

 

≈ 40 тыс. лет назад Кроманьонец

1. Появление классового деления;

2. Зарождение политической организации;

3. Земледелие отделилось от скотоводства;

4. Появление городов;

5. Выделение ремёсла;

6. Разделение умственного и ручного труда;

7. Появление письменности;

8. Разложение мифологии, появление отдельных форм сознания: мораль, право, эстетическое сознание, религия, зачатки философии и науки.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...