Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восток-Запад: сравнительный анализ культурных парадигм.




Парадигма – образец, матрица.
При переходе на стадию цивилизации постепенно формируются две культурные парадигмы Запада (Европа) и Востока (Восточная и Юго-восточная Азия).
Запад:

1) Мир распадается на субъект и объект (отношение человека к миру деятельное, активное). Человек – творец, целью которого является преображение действительности.
Френсис Бекан (новая Европейская философия XVIII в.): «Штурмом взять стены природы», «И наша труба зовёт людей… к тому, чтобы мы заключили союз между собой, объединёнными силами встали на борьба с природой, захватили штурмом её неприступные укрепления и раздвинули границы человеческого могущества».
Идея овладения внешним пространством XVI в.
Освоение природы XVII в.
Устройство социальной действительности XVIII в.
Трансформация человека конец XIX – начало XX вв.

2) Идея борьбы
Гераклит: Борьба – отец всего и всему царь. Евгеника – создание нового человека путём естественного отбора. «Всё рождается в распре, огонь живёт смертью земли, воздух – огня, вода – воздуха, и земля – смертью воды».

3) Основная идея – опрометчиво и безрассудно вторгаться в природную целостность и разрушать её, а также навязывать природе свой образец.

4) Складывается через критическое преодоление мифа.

5) Культура логоса (мышления).
Мышление становится единственным верным средством постижения мира.

6) Язык логоса (слова)

Восток:

1) Идея следования природе, идея ненасилия над природой.
Основная идея – природе нужно следовать, гармония – основной принцип существования.

2) Идея природного ритма, естественного хода.
Восток, как и Запад, выделяет наличие противоположностей, взаимодействие которых не приводит к их исчезновению, а приводит к их смене, чередованию, что порождает естественный ход (Инь-Ян)
«Один раз Инь, один раз Ян и есть Дао».

3) Складывается через рационализацию мифа (перевод языка образа на язык понятия), внерациональное мифологическое знание никогда не отвергалось, считалось священным и выступало истоком, к которым вновь и вновь обращаются (ведическая традиция, древние арийцы).
Ригведа – сборник гимнов о мире и о человеке, а также о ритуале как о связующем между миром людей и миром Богов.
Брахманы – рационализация ритуалов.
Ариньяки – лесной текст (ученичество, домохозяйничество, отшельничество).
Упанишады – философские тексты (сидение у ног учителя) (три части: воспроизводство мифа, философские осмысления, возвращение к мифу через философский смысл).

4) Внерациональные способы познания.
«Тот, кто постигает [Дао], не рассуждает, ибо рассуждающий не постигает, проницательное зрение не имеет значение и лучше о нём молчать, чем спорить».

5) Язык молчания.
Даосизм: «Изначальное и есть конечная реальность, не имеющая ни формы, ни имени, и можно убедиться в этом, созерцая глубоко скрытое, но чтобы увидеть невидимое человек должен освободиться от желаний, порождаемых формой, которая привязывает, и именем, которое порабощает».
Веды: «Язык отмана – молчание».
Буддизм: «Слова Будды безмолвны».
Истина не может быть полностью выражена в слове, поэтому знание не может быть полностью выражено через текст.

 

Японцы во многом отличаются от европейцев, они более сдержанные, более чувствительные к окружающему миру, они умеют слышать и слушать собеседника и с большим уважением относятся к нему. Европейцы же более открытые, для них важно заявить о себе в этом мире, доказать собеседнику свою правоту.


 

Душевно-смысловой тип Западно-европейской культуры.

Европа – Фаустовская душа.

«Фаустовская душа, чьё бытиё есть преодоление видимости, чьё чувство - одиночество, чья тоска – бесконечность…»

«…взору фаустовского человека весть мир предстаёт как совокупность движения к некой цели, жить для него значит бороться, преодолевать, добиваться».

Истоки из Древней Греции.

Исторические этапы:

1. Античность;

2. Средневековье;

3. Возрождение (ренессанс);

4. Новое время (новоевропейская культура);

5. Современность (Новейшее время).

Древнегреческая культура служит образцом, формирует основание Европейской культуры (К. Маркс: «Античная культура служит в качестве нормы и образца для подражания»).


 

Становление греческой цивилизации (классической), её основные черты.

Условия становления:

1. Природные условия (п-о. Балканский→недостаток полевых площадей→выселки (греческие колонии: побережье Средиземного моря));

2. Социальные условия (полисное устройство древнегреческого государства→только такой масштаб управляем; возникновение демократии←слабость царской власти→победа демоса над аристократией←реформы Солона (Аристотель: «Первая и самая важная отмена личной кабалы, далее – представление всякому желающему возможность выступать истцом за потерпевших обиду, третье – аппиляция к суду, и действительно, народ становится властелином государства».); жизнедеятельность полиса регулировалась законом←традиции, родовой обычай→борьба демоса с аристократией→требование кодификации неписанных законов).


 

7. Идейно-смысловое содержание античной культуры.

1. Экстраполяция (перенос) полисного устройства на внешнюю природную действительность сложилось представление о мире как о космосе.

Хаос→космос как гармоничное единство противоположностей.

Космос для грека – что-то прекрасное.

Идеальная геометрическая форма – шар.

Всё должно быть подчинено мере («Ничего сверх меры» Дельфийский оракул).

2. Греция – прямая демократия→необходимость в убеждении граждан в правоте своей позиции→развитие ораторского искусства (система аргументации)→доверие к человеческому разуму, его познавательной способности→античный рационализм.

3. Состязательность.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...