Восток-Запад: сравнительный анализ культурных парадигм.
Парадигма – образец, матрица. 1) Мир распадается на субъект и объект (отношение человека к миру деятельное, активное). Человек – творец, целью которого является преображение действительности. 2) Идея борьбы 3) Основная идея – опрометчиво и безрассудно вторгаться в природную целостность и разрушать её, а также навязывать природе свой образец. 4) Складывается через критическое преодоление мифа. 5) Культура логоса (мышления). 6) Язык логоса (слова) Восток: 1) Идея следования природе, идея ненасилия над природой. 2) Идея природного ритма, естественного хода.
3) Складывается через рационализацию мифа (перевод языка образа на язык понятия), внерациональное мифологическое знание никогда не отвергалось, считалось священным и выступало истоком, к которым вновь и вновь обращаются (ведическая традиция, древние арийцы). 4) Внерациональные способы познания. 5) Язык молчания.
Японцы во многом отличаются от европейцев, они более сдержанные, более чувствительные к окружающему миру, они умеют слышать и слушать собеседника и с большим уважением относятся к нему. Европейцы же более открытые, для них важно заявить о себе в этом мире, доказать собеседнику свою правоту.
Душевно-смысловой тип Западно-европейской культуры. Европа – Фаустовская душа. «Фаустовская душа, чьё бытиё есть преодоление видимости, чьё чувство - одиночество, чья тоска – бесконечность…»
«…взору фаустовского человека весть мир предстаёт как совокупность движения к некой цели, жить для него значит бороться, преодолевать, добиваться». Истоки из Древней Греции. Исторические этапы: 1. Античность; 2. Средневековье; 3. Возрождение (ренессанс); 4. Новое время (новоевропейская культура); 5. Современность (Новейшее время). Древнегреческая культура служит образцом, формирует основание Европейской культуры (К. Маркс: «Античная культура служит в качестве нормы и образца для подражания»).
Становление греческой цивилизации (классической), её основные черты. Условия становления: 1. Природные условия (п-о. Балканский→недостаток полевых площадей→выселки (греческие колонии: побережье Средиземного моря)); 2. Социальные условия (полисное устройство древнегреческого государства→только такой масштаб управляем; возникновение демократии←слабость царской власти→победа демоса над аристократией←реформы Солона (Аристотель: «Первая и самая важная отмена личной кабалы, далее – представление всякому желающему возможность выступать истцом за потерпевших обиду, третье – аппиляция к суду, и действительно, народ становится властелином государства».); жизнедеятельность полиса регулировалась законом←традиции, родовой обычай→борьба демоса с аристократией→требование кодификации неписанных законов).
7. Идейно-смысловое содержание античной культуры. 1. Экстраполяция (перенос) полисного устройства на внешнюю природную действительность сложилось представление о мире как о космосе. Хаос→космос как гармоничное единство противоположностей. Космос для грека – что-то прекрасное. Идеальная геометрическая форма – шар. Всё должно быть подчинено мере («Ничего сверх меры» Дельфийский оракул). 2. Греция – прямая демократия→необходимость в убеждении граждан в правоте своей позиции→развитие ораторского искусства (система аргументации)→доверие к человеческому разуму, его познавательной способности→античный рационализм. 3. Состязательность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|