Тема 2. Правовое регулирование налоговых отношений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 1. Теоретические основы налогообложения Налогообложение – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). пошлины - соответствующие обязательные платы за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя. Функции налогов: 1) Фискальная — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций. 2 ) Распределительная - выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества (акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров; механизм прогрессивного налогообложения).
3 ) Регулирующая - направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма(реализуется через систему льгот и изменение ставок налогообложения.) 4) Контрольная - означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций. Система принципов налогообложения: · принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы); · принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом); · принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждый должен платить налоги и все налоги устанавливаются по общему правилу); · принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование); · принцип определенности налоговой обязанности (налоги должны быть сформированный так, чтобы они были понятны); · принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах); · принцип единства экономического пространства РФ и единой налоговой политики.
Элементы налогообложения Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном акте):
· налогоплательщики (субъекты налогообложения); · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога. Вторая группа: факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы. 1. Субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств: организации, физические лица. Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд. Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственного, местного самоуправления) принимающие от налогоплательщиков в уплату налогов и сборов перечисляющие их в бюджет. 2. Объект налогообложения – это юридический факт (действие, событие, состояние), которое обуславливает субъекта платить налог: · совершение оборота по реализации товара; · владение имуществом; · совершение сделки купли-продажи; · вступление в наследство; · получение дохода и др. Масштаб налога – это установленная законом характеристика измерения предмета налога: · при измерении дохода или стоимости товара используют денежные единицы; · при исчислении акцизов на алкоголь – крепость напитков; · при определении транспортного налога – мощность или объем двигателя. Единица налога – условная единица принятого масштаба: · при налогообложении земель – 1 га, 1 кв.м; · при налогообложении добавленной стоимости – 1 руб; · при исчислении транспортного налога – одна лошадиная сила. 3. Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. 4. Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).
5. Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения. В зависимости от способа определения суммы налога: · равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (налог на благоустройство территории); · твердые ставки (адвалорные), когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога (7 коп. за 1 кв.м площади); · процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства. В зависимости от степени изменяемости ставок налога: · общие ставки; · повышенные ставки; · экономические ставки. В зависимости от содержания: · маргинальные ставки (определена нормативным актом о налоге); · фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе); · экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу). 6. Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика. Виды налоговых льгот: 1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения; 2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу; 3) налоговый кредит. 7. Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет. Порядок уплаты предполагает решение следующих вопросов: 1) направление платежа (бюджет, внебюджетный фонд); 2) средства уплаты налога (в рублях, или в валюте); 3) механизм платежа (безналично или налично), либо через сборщиков налогов. Особенности контроля уплаты: подлежащая сумма перечисляется в тот или иной бюджет. 8. Существуют две системы исчисления налогов: 1) некумулятивная (база налоговая рассматривается по частям, при расчете НДС); 2) кумулятивная (исчисление налога нарастающим итогом с начала налогового периода, налог на прибыль, НДФЛ).
9. Сроки уплаты налогов – дата или период в течении которого налогоплательщик обязан внести сумму налога в бюджет. В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют: 1) срочные налоги (при покупке транспортных средств в течение 5 дней); 2) периодически-календарные (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал). Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора: Отсрочка – перенесли срок и рассрочка – изменение срока уплаты на срок от 1 до 6 месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, при наличии следующих оснований: 1) нанесении налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф; 2) задержки финансирования из бюджета; 3) задержка оплаты выполненного государственного заказа; 4) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов; 5) сезонный характер предпринимательской деятельности. Если 1 и 2 - % не начисляются, 3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые действуют в период отсрочки и рассрочки. Кредит – изменение срока уплаты на срок от 3 месяцев до 1 года, при наличии выше перечисленных условий (срок более длительный в отличии от рассрочки и необходимо предоставить залог или поручительство). Целевой (инвестиционный) налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет, дается не всем организациям, а при наличии оснований: 1) выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства; 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Элементы налоговой системы РФ: · система налогов и сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.); · система налоговых отношений (совокупность властных отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений. Возникающих в процессе налогового контроля и др. отношений); · система участников налоговых отношений (налогооблагающие субъекты (субъекты РФ, муниципальных образований, налоговые органы, действующие от налогооблагающих субъектов, налогоплательщики)); · нормативно-правовая база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);
· система информационного обеспечения налогообложения. Система налогов и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством. Виды налогов: Федеральные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на территории всей страны: · НДС; · акцизы; · НДФЛ; · Страховые взносы; · налог на прибыль организаций; · налог на добычу полезных ископаемых; · водный налог; · государственная пошлина; · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Региональные налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ: · налог на имущество организаций; · налог на игорный бизнес; · транспортный налог. Субъекты РФ определяют налоговые ставки, не выше верхнего предела прописанного в налоговом кодексе. Могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога. Могут давать налоговые льготы. Не могут устанавливать налоговые льготы. Не могут устанавливать другие виды налогов. Местные налоги и сборы – устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории местного субъекта. Ставки, льготы могут устанавливать, все остальное ФЗ. · земельный налог; · налог на имущество физических лиц.
Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом. Налоговая политика строится на исследовании возможности: · создать новые модели управления налоговой системой; · улучшить ее организацию; · изменить действующие налоговые режимы (в плане улучшения). Выделяют три типа налоговой политики государства: 1) политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». Проводится государством в экстренных случаях (экономический кризис, ведение военных действий); 2) политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, снижает объем социальных гарантий; 3) политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм включает: 1) Налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей, 2) Налоговое прогнозирование – основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период. 3) Налоговое регулирование налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. 4) Налоговый контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Инструменты в налоговой политики: ставки, льготы, налогооблагаемая база.
Тема 2. Правовое регулирование налоговых отношений
НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Основные виды норм налогового права: материальные и процессуальные. Материальные нормы - характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений, определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные налоговые нормы - регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения (определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.п.). Правовое регулирование - определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права. Иерархически выстроенная по юридической силе актов система источников права: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права); 4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами: а) акты органов общей компетенции: · указы Президента Российской Федерации; · постановления Правительства Российской Федерации; · подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; · подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления; б) акты органов специальной компетенции: · ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. 5. Решения Конституционного Суда РФ. 6.Нормы международного права и международные договоры Российской Федераци 1.Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налогоплательщики и плательщики сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии c НК РФ возложена обязанность, уплачивать налоги и (или) сборы. Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также юр. лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (иностранные организации). Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Налоговый агент – это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Права и обязанности налогоплательщиков. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит 5) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 5.1) на осуществление совместной с нал органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять нал органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении ВНП; 9) получать копии акта нал проверки и решений нал органов, а также нал уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц нал органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования нал органов не соответствующие НК РФ или иным ФЗ; 12) обжаловать акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами нал органов или действиями (бездействием) их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки Налогоплательщиком гарантируется судебная и административная защита их прав. Несоблюдение прав влечет ответственность налоговых органов. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), 5) представлять в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, по запросу налогового органа книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным ФЗ не обязаны вести бухучет; 6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 7) выполнять законные требования нал органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух и нал учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов 9) иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. 2. Налогоплательщики - организации и ИП помимо перечисленных обязанностей должны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП: 1) об открытии/закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение 7 дней со дня открытия/закрытия. 2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее месяца со дня начала такого участия; 3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение 3 дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации; 3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение 3 дней со дня принятия российской организацией решения о закрытии филиала или представительства; в течение 3дней со дня закрытия иного обособленного подразделения; 4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение 3дней со дня принятия такого решения. 2. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|