Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Правовое регулирование налоговых отношений




Тема 1. Теоретические основы налогообложения

Налогообложение – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии).

пошлины - соответствующие обязательные платы за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Функции налогов:

1) Фискальная — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

2 ) Распределительная - выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества (акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров; механизм прогрессивного налогообложения).

3 ) Регулирующая - направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма(реализуется через систему льгот и изменение ставок налогообложения.)

4) Контрольная - означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Система принципов налогообложения:

· принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);

· принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом);

· принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждый должен платить налоги и все налоги устанавливаются по общему правилу);

· принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование);

· принцип определенности налоговой обязанности (налоги должны быть сформированный так, чтобы они были понятны);

· принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах);

· принцип единства экономического пространства РФ и единой налоговой политики.

 

Элементы налогообложения

Первая группа (всегда должны быть указаны в законодательном акте):

· налогоплательщики (субъекты налогообложения);

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Вторая группа: факультативные элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

1. Субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств: организации, физические лица.

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы (государственного, местного самоуправления) принимающие от налогоплательщиков в уплату налогов и сборов перечисляющие их в бюджет.

2. Объект налогообложения – это юридический факт (действие, событие, состояние), которое обуславливает субъекта платить налог:

· совершение оборота по реализации товара;

· владение имуществом;

· совершение сделки купли-продажи;

· вступление в наследство;

· получение дохода и др.

Масштаб налога – это установленная законом характеристика измерения предмета налога:

· при измерении дохода или стоимости товара используют денежные единицы;

· при исчислении акцизов на алкоголь – крепость напитков;

· при определении транспортного налога – мощность или объем двигателя.

Единица налога – условная единица принятого масштаба:

· при налогообложении земель – 1 га, 1 кв.м;

· при налогообложении добавленной стоимости – 1 руб;

· при исчислении транспортного налога – одна лошадиная сила.

3. Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

4. Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

5. Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога:

· равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (налог на благоустройство территории);

· твердые ставки (адвалорные), когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога (7 коп. за 1 кв.м площади);

· процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

· общие ставки;

· повышенные ставки;

· экономические ставки.

В зависимости от содержания:

· маргинальные ставки (определена нормативным актом о налоге);

· фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе);

· экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

6. Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых льгот:

1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3) налоговый кредит.

7. Порядок уплаты налога – способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа (бюджет, внебюджетный фонд);

2) средства уплаты налога (в рублях, или в валюте);

3) механизм платежа (безналично или налично), либо через сборщиков налогов.

Особенности контроля уплаты: подлежащая сумма перечисляется в тот или иной бюджет.

8. Существуют две системы исчисления налогов:

1) некумулятивная (база налоговая рассматривается по частям, при расчете НДС);

2) кумулятивная (исчисление налога нарастающим итогом с начала налогового периода, налог на прибыль, НДФЛ).

9. Сроки уплаты налогов – дата или период в течении которого налогоплательщик обязан внести сумму налога в бюджет.

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют:

1) срочные налоги (при покупке транспортных средств в течение 5 дней);

2) периодически-календарные (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал).

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора:

Отсрочка – перенесли срок и рассрочка – изменение срока уплаты на срок от 1 до 6 месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, при наличии следующих оснований:

1) нанесении налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф;

2) задержки финансирования из бюджета;

3) задержка оплаты выполненного государственного заказа;

4) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;

5) сезонный характер предпринимательской деятельности.

Если 1 и 2 - % не начисляются, 3 и 5 - % = 0,5 ставки рефинансирования, которые действуют в период отсрочки и рассрочки.

Кредит – изменение срока уплаты на срок от 3 месяцев до 1 года, при наличии выше перечисленных условий (срок более длительный в отличии от рассрочки и необходимо предоставить залог или поручительство).

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет, дается не всем организациям, а при наличии оснований:

1) выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

 

Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементы налоговой системы РФ:

· система налогов и сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.);

· система налоговых отношений (совокупность властных отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений. Возникающих в процессе налогового контроля и др. отношений);

· система участников налоговых отношений (налогооблагающие субъекты (субъекты РФ, муниципальных образований, налоговые органы, действующие от налогооблагающих субъектов, налогоплательщики));

· нормативно-правовая база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);

· система информационного обеспечения налогообложения.

Система налогов и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.

Виды налогов:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на территории всей страны:

· НДС;

· акцизы;

· НДФЛ;

· Страховые взносы;

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· государственная пошлина;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ:

· налог на имущество организаций;

· налог на игорный бизнес;

· транспортный налог.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, не выше верхнего предела прописанного в налоговом кодексе. Могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога. Могут давать налоговые льготы. Не могут устанавливать налоговые льготы. Не могут устанавливать другие виды налогов.

Местные налоги и сборы – устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории местного субъекта.

Ставки, льготы могут устанавливать, все остальное ФЗ.

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц.

 

Налоговая политика – это система, осуществляемая государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом.

Налоговая политика строится на исследовании возможности:

· создать новые модели управления налоговой системой;

· улучшить ее организацию;

· изменить действующие налоговые режимы (в плане улучшения).

Выделяют три типа налоговой политики государства:

1) политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». Проводится государством в экстренных случаях (экономический кризис, ведение военных действий);

2) политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, снижает объем социальных гарантий;

3) политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения.

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах.

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Налоговый механизм включает:

1) Налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей,

2) Налоговое прогнозирование – основа для разработки социально – экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период.

3) Налоговое регулирование налоговых взаимоотношений осуществляются между центром и субъектами федерации, субъектами федерации и районами, городами, муниципальными образованиями.

4) Налоговый контроль – призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет.

Инструменты в налоговой политики: ставки, льготы, налогооблагаемая база.

 

Тема 2. Правовое регулирование налоговых отношений

 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО - отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Основные виды норм налогового права: материальные и процессуальные.

Материальные нормы - характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений, определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере.

Процессуальные налоговые нормы - регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения (определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.п.).

Правовое регулирование - определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.

Иерархически выстроенная по юридической силе актов система источников права:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

  а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют: · Налоговый кодекс Российской Федерации; · иные федеральные законы о налогах и сборах; б) региональное законодательство о налогах и сборах: · законы субъектов Российской Федерации; · иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ; в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);

4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

а) акты органов общей компетенции:

· указы Президента Российской Федерации;

· постановления Правительства Российской Федерации;

· подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

· подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

б) акты органов специальной компетенции:

· ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

5. Решения Конституционного Суда РФ.

6.Нормы международного права и международные договоры Российской Федераци

1.Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налогоплательщики и плательщики сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии c НК РФ возложена обязанность, уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также юр. лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (иностранные организации).

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговый агент – это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени,

штрафов; 5.1) на осуществление совместной с нал органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам,

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять нал органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении ВНП;

9) получать копии акта нал проверки и решений нал органов, а также нал уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц нал органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования нал органов не соответствующие НК РФ или иным ФЗ;

12) обжаловать акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами нал органов или действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Налогоплательщиком гарантируется судебная и административная защита их прав. Несоблюдение прав влечет ответственность налоговых органов.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты),

5) представлять в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, по запросу налогового органа книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным ФЗ не обязаны вести бухучет;

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования нал органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух и нал учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов

9) иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и ИП помимо перечисленных обязанностей должны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП:

1) об открытии/закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение 7 дней со дня открытия/закрытия.

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение 3 дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение 3 дней со дня принятия российской организацией решения о закрытии филиала или представительства;

в течение 3дней со дня закрытия иного обособленного подразделения;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение 3дней со дня принятия такого решения.

2. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...