Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Немецкий язык в системе индоевропейских языков




ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

 

Н.А.Груба

Ж.А. Сержанова

Учебное пособие по дисциплине

«Основы теории немецкого языка»

Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве учебного пособия для бакалавров направления 035700.62 Лингвистика и профиля «Перевод и переводоведение»

очной формы обучения

Красноярск 2012


Груба, Н.А., Сержанова, Ж.А. Учебное пособие по дисциплине «Основы теории немецкого языка»: Учебное пособие по дисциплине «Основы теории немецкого языка» для бакалавров специальности направления 035700.62 Лингвистика и профиля «Перевод и переводоведение» очной формы обучения /Ж.А. Сержанова. – Красноярск: СибГТУ, 2011.- 57 с.

 

Данное учебное пособие направлено на систематизацию знаний по основам теории немецкого языка. В данной работе представлены основные вопросы фонетики и орфографии, морфологии и синтаксиса, словообразования и пополнения словарного состава, а также ряд вопросов по стилистики, интерпретации текста и из других отраслей лингвистической науки.

Для студентов направления «Лингвистика», преподавателей и всех, интересующихся проблемами современного языкознания и германистики.

Учебное пособие по дисциплине «Основы теории немецкого языка» представляет важную часть системы подготовки бакалавров направления 035700.62 Лингвистика и профиля «Перевод и переводоведение».

 

Рецензент: канд. философ. наук, доцент Е.С. Медведева (СибГТУ);

Рецензент: канд. пед. наук, доцент Е.П.Ефремова (СФУ)

 

 

©Н.А.Груба, Ж.А. Сержанова, 2012

©ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный

технологический университет», 2012


Введение

Данное учебное пособие предназначено для бакалавров специальности направления 035700.62 Лингвистика и профиля «Перевод и переводоведение» очной формы обучения и отвечает требованиям ГОС ВПО.

Данное учебное пособие направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК) бакалавра:

ПК 1: владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования немецкого языка, его функциональных разновидностей (ПК-1).

ПК 5: умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

ПК 21: умение работать с основными информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза и распознавания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности (ПК-21);

ПК 25: навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией (ПК-25);

ПК 26: умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний (ПК-26);

ПК 27: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-27);

ПК 28: умение работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

ПК 38: умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

ПК 40: умение выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40);

ПК 41: владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (ПК-41);

ПК 42: способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (ПК-42).

Представленное учебное пособие - это попытка ознакомить студентов с фактическим материалом по истории развития фонетики, грамматики и словарного состава немецкого языка, а также с причинами исторических изменений; рассмотреть связи, существующей между историей возникновения и развития немецкого языка и историей народа и его культуры; выработать у студентов умения дать историческое объяснение основных особенностей современного немецкого языка, стимулировать умение, сопоставляя изучаемые иностранные языки, глубже и правильнее понять их современные закономерности и особенности, а также тенденции их развития. Данное учебное пособие нацелено сформировать у студентов умения аналитически осмысливать и обобщать полученные теоретические знания на практике.

Пособие предназначено для подготовки студентов к зачету, а затем к экзамену по предмету.

Оно может быть использовано в системе непрерывного профессионального образования и адресовано всем, кто интересуется теорией немецкого языка.


Тема 1. Немецкий язык в системе индоевропейских языков

.

Задание 1. Прочитайте и сделайте конспект основных аспектов статьи Л. Н. Соловьевой «Древние германцы и их языки» (Введение в германскую филологию. - М., 1980. - С. 7-27)

 

Задание 2.Контурная карта.

 

1) Обозначьте на контурной карте государства, на территории которых говорят на северогерманских языках.

2) Обозначьте на контурной карте государства, на территории которых говорят на западногерманских языках.

3) Кто такие фризы? На территории какого современного государства они проживают?

4) Что вам известно о готах? На территории каких современных государств они расселялись? Обозначьте территории расселения вестготов и остготов на карте.

5) Обозначьте на контурной карте государства, официальным языком которых является немецкий. Назовите их столицы.

6) Вспомните российские топонимы, в названии которых присутствуют немецкие корни \ морфемы? Как они переводятся?

Задание 3.Отрывок из готского языка.

Подчеркните глаголы, определите их основные категории (лицо, число, время, залог).

 

Евангелие от Матфея VI, 9 – 13 (Отче наш).

Atta unsar þu in himinam, weihnai namo þein. qimai þiudinassus þeins. wairþai wilja þeins, swe in himina jah ana airþai. hlaif unsarana þana sinteinan gif uns himma daga. jah aflet uns þatei skulans sijaima, swaswe jah weis afletam þaim skulam unsaraim. jah ni briggais uns in fraistubnjai, ak lausei uns af þamma ubilin. unte þeina ist þiudangardi jah mahts jah wulþus in aiwins. amen

 

Задания к тексту:

1) Найдите в тексте существительные и попробуйте определить их значение без словаря. Найдите их эквиваленты в современном немецком, английском и русском языках.

2) Определите часть речи у следующих слов: þu, þein, unsarana, uns, namo, wilja, gif, ni.

3) Найдите текст молитвы «Отче наш» на современном немецком языке, сопоставьте формы и значения предлогов и союзов в обоих текстах.

 

 

Задание 4.Данным готским словам общегерманского фонда подберите соответствия визвестных вам современных западногерманских языках:

bruþs – «невеста», handus – «рука», rign – «дождь», drigkan – «пить», þagkjan – «думать», qiman – «приходить», rinnan – «бежать», saiws – «море», laisjan – «учить», brusts – «грудь», daufs – «глухой», jer – «год».

Задание 5.Подготовьте краткое сообщение по следующим темам:

1) Сообщения Цезаря и Тацита о древних германцев.

2) Германо-скандинавская мифология.

3) Салическая правда: история создания, основное содержание и значение документа

4) Литературное творчество древних германцев.

5) Следы древних германцев в современной европейской топонимике.

6) Вульфилла. Готская Библия.

7) Основные и общие характеристики готского языка.

 

Рекомендуемая литература:

1. Абрамов Б.А.Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учеб. для студ. вузов / под ред. Н.Н. Семенюк, О.А. Радченко, Л.И. Гришаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

2. Гухман М.М. От языка немецкой народности к немецкому национальному языку. 4.1,2.-М., 1955-1959.

3. Гухман М.М., Семенюк H.H. История немецкого литературного языка IX-XVbb.-M., 1983.

4. Гухман М.М., Семенюк H.H., Бабенко НС. История немецкого литературного языка XVI-XVIII вв. - М, 1984.

5. Moskalskaja O.I. Deutsche Sprachgeschichte: Учеб. пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...