Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)




Билет.

Понятия навыков и умений в педагогике и психологии. Применение знаний, умений и навыков. Поэтапное формирование умственных действий и понятий

Умения - Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Навык Vs Умение Умение и навык есть способность совершать то или иное действие.

Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка (Ильин Е.П)

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе.

Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно.

Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

7билет. 7. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Фонетический минимум.

Уже в 20-е гг. – постановка произношения на сознательной основе с привлечением таблиц и схем.

Вопрос о трудностях фонетического материала (К.А. Ганшина).

Впервые предлагался путь учета трудностей и построение обучения с учетом задач преодоления этих трудностей.

Конец 30-х гг. О.С. Городецкая, З.М. Цветкова:

овладение звуками более эффективно, если оно строится не только на подражании, но и на разъяснении артикуляции звуков.

Деление звуков на трудные и легкие (самые трудные звуки – наиболее близкие к звукам родного языка (Л.В. Щерба 1957г.)).

1953 г. – попытки отобрать фонетический минимум. Принципы отбора (В.М. Григорьева).

Впервые поставлен вопрос о возможности сокращения фонетического материала.

1963 г. – отбор фонетического минимума И.И. Халина: фонетический минимум для средней школы (простейшие случаи фразового членения предложений на речевые такты, фразовое ударение, основные типы мелодии).

Фонетический минимум отличается от лексического и грамматического

Фонетический минимум в силу специфики самих фонетических явлений должен отличаться от лексического и грамматического минимумов.

1964 г. Для средней школы – идея аппроксимации (приближенного произношения) – допустима замена сходных звуков, если это не нарушает коммуникацию.

8билет. Фонетический навык. Стадии формирования. Принципы обучения произношению.

Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно его воспроизводить.

Показателем сформированности фонетического навыка является доведение указанной способности до совершенства. Это значит, что восприятие слышимого звукового материала и его воспроизведение осуществляются автоматизированно, безошибочно, быстро, стабильно.

Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетический навык входит в состав умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности.

Стадии формирования фонетического навыка:

— восприятие;

— имитация;

— дифференцировка-осознание;

— звуковое комбинирование;

— интонационное комбинирование.

Успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха.

Речевой слух – способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка.

Развитие речевого слуха неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией.

2 подхода к обучению:

Имитативный

Успешность имитации зависит от развитости речевого слуха и от наличия объекта подражания

Аналитико-имитационный

Анализ и имитация дают хорошие результаты при сочетании друг с другом

1. Принципы обучения произношению (С.К. Фоломкина): Предвидение трудностей на основе результатов сопоставления звуковых систем родного и иностранного языка.

2. Одновременное создание слуховых и речемоторных образов. (работа Н.И. Жинкина в 1958 г.).

3. Аналитико-имитационный подход.

4. Учет общих языковых закономерностей.

5. Постоянное восприятие речи и тренировка в течение всего курса обучения.

9билет. Современная трактовка подходов к обучению произношению Современная трактовка подходов к обучению произношению:

· Артикуляторный подход

— Акустический подход

— Диффиренцированный подход

А) Артикуляторный подход - И.А. Грузинская, К.М. Колосов

3 основные типологические группы фонем:

1) совпадающие в обоих языках;

2) несовпадающие;

3) частично совпадающие.

Основные положения артикуляторного подхода:

1. Начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.

2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основные этапы работы со звуком:

1. Ориентировка.

2. Планирование (поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение).

3. Артикулирование, или собственно произнесение звука.

4. Фиксирование (произнося звук, нужно на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение).

5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции.

Б) Акустический подход –

· упор на слуховое восприятие речи и ее имитацию;

— усвоение звуков в речевом потоке;

— в основе упражнений – повторение, имитация.

Дифференцированный подход –

· использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка;

— большое внимание уделяется аудированию (не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической);

— не исключается возможность объяснения способов артикуляции.

10.билет. Лексический навык. Стадии формирования лексического навыка.

Лексический навык -- автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи.

В основе лексического навыка лежат следующие операции:

1) перевод ЛЕ из долговременной в оперативную память (вызов слова) адекватно речевой задаче;

2) сочетание ЛЕ с предыдущей или последующей адекватно замыслу и нормам языка;

3) определение адекватности выбора и сочетания единиц в зависимости от ситуации.

Стадии формирования лексического навыка (Е.И. Пассов):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...