Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин)
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Билет. Понятия навыков и умений в педагогике и психологии. Применение знаний, умений и навыков. Поэтапное формирование умственных действий и понятий Умения - Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Навык Vs Умение Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка (Ильин Е.П) Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация. На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». 7билет. 7. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Фонетический минимум. Уже в 20-е гг. – постановка произношения на сознательной основе с привлечением таблиц и схем. Вопрос о трудностях фонетического материала (К.А. Ганшина).
Впервые предлагался путь учета трудностей и построение обучения с учетом задач преодоления этих трудностей. Конец 30-х гг. О.С. Городецкая, З.М. Цветкова: овладение звуками более эффективно, если оно строится не только на подражании, но и на разъяснении артикуляции звуков. Деление звуков на трудные и легкие (самые трудные звуки – наиболее близкие к звукам родного языка (Л.В. Щерба 1957г.)). 1953 г. – попытки отобрать фонетический минимум. Принципы отбора (В.М. Григорьева). Впервые поставлен вопрос о возможности сокращения фонетического материала. 1963 г. – отбор фонетического минимума И.И. Халина: фонетический минимум для средней школы (простейшие случаи фразового членения предложений на речевые такты, фразовое ударение, основные типы мелодии). Фонетический минимум отличается от лексического и грамматического Фонетический минимум в силу специфики самих фонетических явлений должен отличаться от лексического и грамматического минимумов. 1964 г. Для средней школы – идея аппроксимации (приближенного произношения) – допустима замена сходных звуков, если это не нарушает коммуникацию. 8билет. Фонетический навык. Стадии формирования. Принципы обучения произношению. Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно его воспроизводить. Показателем сформированности фонетического навыка является доведение указанной способности до совершенства. Это значит, что восприятие слышимого звукового материала и его воспроизведение осуществляются автоматизированно, безошибочно, быстро, стабильно. Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетический навык входит в состав умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности. Стадии формирования фонетического навыка: восприятие; имитация; дифференцировка-осознание; звуковое комбинирование; интонационное комбинирование. Успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха. Речевой слух – способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка.
Развитие речевого слуха неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией. 2 подхода к обучению: Имитативный Успешность имитации зависит от развитости речевого слуха и от наличия объекта подражания Аналитико-имитационный Анализ и имитация дают хорошие результаты при сочетании друг с другом 1. Принципы обучения произношению (С.К. Фоломкина): Предвидение трудностей на основе результатов сопоставления звуковых систем родного и иностранного языка. 2. Одновременное создание слуховых и речемоторных образов. (работа Н.И. Жинкина в 1958 г.). 3. Аналитико-имитационный подход. 4. Учет общих языковых закономерностей. 5. Постоянное восприятие речи и тренировка в течение всего курса обучения. 9билет. Современная трактовка подходов к обучению произношению Современная трактовка подходов к обучению произношению: · Артикуляторный подход Акустический подход Диффиренцированный подход А) Артикуляторный подход - И.А. Грузинская, К.М. Колосов 3 основные типологические группы фонем: 1) совпадающие в обоих языках; 2) несовпадающие; 3) частично совпадающие. Основные положения артикуляторного подхода: 1. Начинать обучение ИЯ следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс. 2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности. 3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука. 4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно. Основные этапы работы со звуком: 1. Ориентировка. 2. Планирование (поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение). 3. Артикулирование, или собственно произнесение звука. 4. Фиксирование (произнося звук, нужно на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение). 5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции.
Б) Акустический подход – · упор на слуховое восприятие речи и ее имитацию; усвоение звуков в речевом потоке; в основе упражнений – повторение, имитация. Дифференцированный подход – · использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка; большое внимание уделяется аудированию (не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической); не исключается возможность объяснения способов артикуляции. 10.билет. Лексический навык. Стадии формирования лексического навыка. Лексический навык -- автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. В основе лексического навыка лежат следующие операции: 1) перевод ЛЕ из долговременной в оперативную память (вызов слова) адекватно речевой задаче; 2) сочетание ЛЕ с предыдущей или последующей адекватно замыслу и нормам языка; 3) определение адекватности выбора и сочетания единиц в зависимости от ситуации. Стадии формирования лексического навыка (Е.И. Пассов):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|