Дифференцированный подход
В начальной и средней школе по возможности – индуктивный метод, т.к.: • именно на данном этапе активно формируется механизм языковой догадки; • характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися; • при корректировке выведенного учащимися правила учитель может избежать употребления трудныхграмматическихтерминов, свойственных грамматическим справочникам. для закрепления грамматических навыков в начальной и средней школе необходимо увеличить количество условно-речевых и собственно речевых упражнений и заданий. грамматические игры, направленные на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно-ориентированном контексте. частичное сочетание индуктивного и коммуникативного методов. В старшей школе и на продвинутом уровне обучения как правило используют дедуктивный метод, т.к.: • уровень языковой грамотности, академических умений уже достаточно высок и позволяет эффективно использовать специальную справочную литературу как в классе, так и при самостоятельной работе; грамматические структуры, изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять самостоятельно, а если и возможно, то временные затраты будут непозволительно велики; в старшей школе акцент делается на дельнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений. 20билет. Обучение аудированию. Аудирование как цель и как средство обучения. Особенности аудирования как вида речевой деятельности. Аудирование – процесс восприятия и понимания речи со слуха. Listening comprehension – восприятие и понимание со слуха.
Аудирование как цель и как средство обучения Цель – аудирование, как самостоятельный вид речевой деятельности: различные объявления; новости радио и телевидения; различные инструкции и поручения; лекции; рассказы собеседников; выступления актеров; собеседник в телефонном разговоре и пр. Средство обучения: На уроке практически невозможно формировать лишь один навык. Работая с аудиотекстами, мы одновременно отрабатываем фонетические, лексические, грамматические навыки. Аудиотексты – информация для обсуждения, дальнейшее развитие умений говорения и письма. Устная речь = аудирование + говорение. • Аудирование – один из самых сложных видов речевой деятельности: Одноразовость предъявления (в реальных ситуациях общения повторы почти исключены научиться понимать текст с первого предъявления). • Невозможность приспособить речь говорящего к своему уровню понимания (научный стиль, эмоциональная речь, идиомы, образные выражения и пр.). • Ряд объективных сложностей. 21билет. Объективные трудности при обучении аудированию. Объективные трудности при аудировании 1. Трудности, обусловленные условиями аудирования. 2. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи. 3.Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала Трудности, обусловленные условиями аудирования • внешние шумы, помехи, плохая акустика видимое наличие или отсутствие источника речи (грамотное использование на уроке аудиокассет значительно способствует подготовке к ситуациям реального общения) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи возможность слушать как мужские, так и женские голоса на ИЯ возможность аудировать людей разного возраста (понимание детей до 5 лет – уровень носителя языка в аудировании)
особенности дикции, тембра, темпа, паузации, нарушения артикуляции восполнять пробелы понимания за счет компенсаторных умений различные акценты и диалекты Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала Использование незнакомой лексики, идиом, разговорных формул, терминов, аббревиатур высокий уровень избыточности незнакомой лексики – компенсаторные умения не помогут знать речевые модели, обслуживающие конкретные ситуации общения, клише, идиомы (связано с системой работы над лексикой) Эллипсисы Прецизионные слова (отличающиеся высокой точностью) – препятствие для запоминания, т.к. не несут личностно значимой информации Правильно оценить уровень сложности аудирования, учесть вышеперечисленные трудности при организации учебного аудирования, снять их или создать искусственно, приближая учебное задание к ситуациям реального общения. 22билет. Механизмы аудирования. Н.И. Жинкин 1. Речевой слух 2. Память 3. Вероятностное прогнозирование 4. Артикулирование Речевой слух Обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова узнавание знакомых образов в потоке речи. Система упражнений по развитию речевого слуха (любое упражнение на аудирование предполагает комплексное развитие нескольких механизмов). Память Узнанную единицу необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней. Кратковременная память (удерживает воспринятое в теч. 10 сек.) – отбор того, что существенно для человека в данный момент. Отбор происходит в случае узнавания – сравнения воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Оперативная память (кратковременная память, способная удерживать информацию значительно дольше 10 секунд) работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание. Знание определенного контекста способно значительно облегчить процесс восприятия речи со слуха, а наличие речевой задачи – обеспечить лучшее запоминание информации. Реальная речевая ситуация не бывает вне контекста и вне речевой задачи.
Учебная деятельность может и должна хотя бы искусственно моделировать жизненные ситуации общения. Вероятностное прогнозирование – порождение гипотез, предвосхищение хода событий. Слова включены в сложную систему лексико-семантических отношений, они и определяют характер прогнозирования. Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, возможных ситуаций, которые предполагают использование структур, клише, формул, типовых моделей и пр. Структурное (лингвистическое) прогнозирование Определенный спектр сочетаемости каждого слова, употребления грамматических структур. Аудирование, говорение, чтение и письмо, лексика и грамматика неразрывны в реальном общении. Лингвистическое прогнозирование подкрепляется смысловым и наоборот. Артикулирование внутреннее проговаривание речи при аудировании. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. 23БИЛЕТ. Обучение чтению. Чтение как цель и как средство обучения. Чтение как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков Чтение как цель и как средство обучения Мы читаем для того, чтобы: } получить подробную информацию по интересующему нас вопросу; } найти ошибки в тексте; } выполнить домашнее задание; } развлечься; } понять, поможет ли данный текст получить необходимую нам информацию; } понять основную мысль или определить, о чем идет речь в данном тексте; } найти ответы на конкретные вопросы; } научиться быстро читать вслух с соблюдением базовых норм произношения; } научиться использовать различные интонационные модели; } написать аналогичный текст самим; } подготовить устный или письменный доклад по заданной теме; } найти новые слова и догадаться об их значении по контексту; } найти изучаемое грамматическое явление в тексте и использовать предложение из текста в качестве иллюстрации его употребления в речи; } выполнить тест на проверку уровня сформированности лексико-грамматических навыков и умений; } выполнить контрольное задание на проверку умений аудирования, письма;
} узнать что-то новое; } найти заведомо необъективную информацию, а затем апеллировать к ней в устной или письменной полемике и т.д. 1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности – получить необходимую информацию из текста. Полнота и точность извлечения информации различны. Задачи: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи используя определенные технологии чтения. 2. Чтение как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков } использование чтения позволяет оптимизировать процесс усвоения материала; } коммуникативно-ориентированные задания на контроль др. умений и навыков предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций; } упражнения на формирование и отработку всех навыков и умений строятся с опорой на текст и письменный установки к упражнениям и заданиям. 24.БИЛЕТ О собенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения. Операции, лежащие в основе техники чтения. Три основных компонента техники чтения. Особенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения Когда и как начинать обучение чтению на начальном этапе: } Оптимальное время для начала обучения чтению } Последовательность действий Операции, лежащие в основе техники чтения: } соотнесение зрительного / графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом; } соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением. Речевая единица – слово, синтагма, абзац. !!3основных компонента техникичтения 1. Зрительный образ речевой единицы. 2. Речедвигательный образ речевой единицы. 3. Значение. Ассоциации 1-2 относятся к навыкам первой группы. Ассоциации 2-3 – к навыкам второй группы.
Если техника чтения недостаточно сформирована – последовательно задействуются все три компонента (проговаривание прочитанного даже при чтении про себя, иначе не наступает стадия понимания). 25билет. Задачи учителя при формировании техники чтения. Чтение вслух и про себя. Параметры оценки техники чтения. Задачиучителя при формировании техники чтения } как можно скорее миновать промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением; } последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения; } сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования
Чтение вслух и про себя Может меняться в зависимости от этапа обучения, индивидуальных особенностей и условий. Чтение вслух также обеспечивает достаточную степень само- и взаимоконтроля. Параметры оценки техники чтения } темп чтения (определенное количество слов в минуту); } соблюдение норм ударения (смыслового, логического, слабые формы); } соблюдение норм паузации; } использование правильных моделей интонирования; } понимание прочитанного. 26билет. Требования к учебным текстам. Требования к учебным текстам } объем текста; } место основной идеи текста; } тематика текста; } проблематика текста; } степень аутентичности Объем текста } Разные тексты в жизни (умение читать тексты в одно слово). } Слишком длинные тексты утомляют, формируют мысль о невозможности их усвоения. Ощущение успеха и достижений важно не только для детей. } Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности. } Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст нет. } Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы – тоже тексты. } Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но «проще» не всегда «лучше».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|