Особенности управления социальными рисками
Основу социальной группы административных рисков составляют внутриорганизационные конфликты. В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение людей или социальных групп с противоречивыми интересами. Конфликты выполняют не только отрицательную, но и положительную роль. Они "встряхивают" коллектив, спасают организацию от "загнивания". Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конфликта, т. е. причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентами 3-го ранга — группы, организации и т.п. В зависимости от состава конфликтующих сторон психологи выделяют четыре основных вида конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Внутриличностный конфликт возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личностными потребностями. Межличностный представляет собой психологическое столкновение людей с разными взглядами. Межличностные конфликты, возникающие в системе управления организации, делятся на две основные группы: горизонтальные и вертикальные. Конфликт между личностью и группой — возникают, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы. Межгрупповые конфликты возникают между формальными и неформальными социальными группами, действующими в рамках организации.
Ключевую роль в процессе управления конфликтами играет направление их развития. В зависимости от направления развития конфликты могут подразделяться конструктивные и деструктивные. Конструктивными считают конфликты, возникновение и развитие которых способствует укреплению организации и достижению ее целений. Конфликты, мешающие достижению целей организации или ведущие к ликвидации ее структурных подразделений, называют деструктивными. Направление развития конфликта, как правило, не зависит от причины его возникновения или от состава участников. Оно определяется в первую очередь позицией и ролью руководителя организации. Любой конфликт может принять конструктивную или деструктивную форму в зависимости от отношения к нему менеджера. В рамках управления конфликтами менеджер может применять три основных приема: 1. Поддержание нейтралитета — применяется в случаях, когда конфликт и без вмешательства руководителя принимает конструктивную форму и способствует достижению целей организации. Например, когда два сотрудника спорят о том, как лучше выполнить производственное задание. 2. Компромисс — позволяет трансформировать деструктивный конфликт в конструктивный. Применяется в случаях, когда обе стороны убеждены, что причина спора непринципиальна и примирение возможно. 3. Силовое вмешательство — используется руководителем для нейтрализации деструктивных конфликтов, которые в силу объективных причин не могут быть трансформированы в конструктивные. Например, сотрудников, испытывающих друг к другу глубокую личную неприязнь, целесообразно в принудительном порядке перевести на работу в разные подразделения организации. Психологические риски
Прежде всего, несколько слов о том, что же такое стресс. Проводя теоретические и практические занятия по управлению стрессами, часто приходится слышать высказывания типа: "Вы еще не видели настоящих стрессов", "мы Вам продемонстрируем, какие бывают стрессы" и т. п. Сам смысл подобных выражений свидетельствует о том, что их авторы абсолютно не понимают смысл такого простого психологического понятия, как стресс.
Дело в том, что стресс сам по себе представляет явление исключительно виртуальное, которое нельзя ни увидеть, ни продемонстрировать. Чтобы понять это, достаточно привести определение стресса. Стресс — это состояние напряженности, возникающее у человека под влиянием внешних воздействий. Из приведенного выше определения следует, что стресс представляет собой термин, определяющий одно из двух радикальных состояний человеческого организма, а именно — максимальное напряжение. Состояние организма, противоположное стрессу, — это релаксация, т. е. полное расслабление. Таким образом, стресс, так же как и релаксация, — понятие качественное, не поддающееся визуальному наблюдению. Увидеть и оценить можно не сам стресс, а только его последствия: изменения в мышцах, составе крови, характере реакций и т. д. В отличие от конфликтов и сбоев, представляющих собой хотя и объективные, но не вполне желательные элементы трудовой деятельности, стрессы исключительно полезны. Подобное утверждение может выглядеть парадоксально, однако его справедливость можно легко доказать, приведя простой пример. Допустим, человек переходит проезжую часть. И вдруг из-за угла появляется автомобиль, несущийся на большой скорости. Человек резко отскакивает в сторону, благодаря чему остается невредимым. Очевидно, что в данной ситуации человек испытал стресс, который позволил ему уцелеть, а быть может, и спас ему жизнь. Таким образом, можно утверждать, что стресс является неотъемлемым и очень важным элементом механизма выживания человека. Он был сформирован в процессе эволюции как инструмент, обеспечивающий сохранение биологического вида в жестокой конкурентной борьбе. Стресс позволяет человеку в кратчайший срок мобилизовать ресурсы организма и использовать их с максимальной отдачей. Рациональное отношение к стрессу может позволить руководителю использовать его преимущества для повышения производительности и качества труда в случаях, когда это необходимо.
Основная причина негативного отношения к стрессам в настоящее время заключается в следующем. С развитием общества существенно изменились и условия жизнедеятельности отдельного человека. Если в первобытных условиях механизм стресса действовал безотказно и в полной мере, то современная жизнь накладывает на него серьезные ограничения. Например, когда первобытный человек замечал движущегося в его сторону хищника (т.е. испытывал внешнее воздействие), то его организм автоматически приходил в состояние повышенного тонуса (т.е. стресса). После этого человек либо сам нападал на хищника, либо убегал от него (т.е. совершал какие-либо активные действия, направленные на сохранение собственной жизни). Если человеку удавалось спастись, и он понимал, что опасность миновала, то его организм естественным образом расслаблялся (т.е. входил в состояние релаксации). Таким образом, в структуре механизма нормального стресса присутствуют четыре основных элемента (см. рис. 8.2), а именно: ♦ внешнее воздействие, которое может быть как отрицательным, так и положительным; ♦ состояние напряженности, возникающее в организме человека под влиянием внешнего воздействия; ♦ активное действие, т.е. реакция на внешнее воздействие; ♦ расслабление (или релаксация).
Рис. 8.2. Механизм стресса
В зависимости от причины возникновения выделяют два вида стресса: физиологический и психологический. Физиологический стресс возникает вследствие накопления критической массы усталости или иных физических воздействий на организм человека (отравление алкоголем, вредные излучения, громкие звуки и т. п.). Психологический стресс в свою очередь делится на эмоциональный и информационный. Причиной эмоционального стресса могут послужить яркие переживания человека, а информационный стресс имеет место в случае перегрузки мозга различного рода информацией. В условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. К примеру, если вы пришли домой после ночной смены и решили немного вздремнуть, и вашим соседям непременно в это время взбрело в голову включить музыкальный центр на полную мощность. У вас наверняка возникает вполне справедливое желание разбить этот музыкальный центр о голову соседа или, по крайней мере, высказать ему все, что вы о нем сейчас думаете. Однако на практике это желание может реализовать далеко не каждый. Поэтому, как правило, вы себя сдерживаете и просто терпите это неудобство, либо идете и вежливо попросите соседа убавить громкость.
Таким образом, в данном случае мы имеем первый элемент стресса, т.е. внешнее воздействие, и второй элемент — состояние напряжения. Третий и четвертый элементы блокируются в силу необходимости соблюдения человеком установленных в обществе норм поведения. Не совершая активных действий, человек лишает себя возможности быстро расслабиться. В случае, когда отрицательные внешние воздействия имеют место в жизни человека в течение длительного промежутка времени, то в организме возникает хроническое состояние напряжения, т.е. дистресс (см. рис. 8.3).
Рис. 8.3. Механизм возникновения дистресса
В отличие от стресса дистресс вреден, и даже опасен для человека. Он чреват такими негативными последствиями, как различного рода заболевания, замедленная реакция организма на воздействие факторов внешней среды, нарушение нормального ритма мыслительных и нервных процессов, происходящих в организме и т.п. В рамках хозяйственной организации нейтрализовать дистрессы и их негативные последствия можно двумя основными способами: 1. Внести изменения в систему управления, чтобы ликвидировать базу стрессов и минимизировать их количество. 2. Принимать конкретные меры индивидуального характера для нейтрализации негативных последствий возникающих стрессов. Профилактика стрессов должна осуществляться по самым разнообразным направлениям: начиная с образа жизни каждого отдельно взятого работника и заканчивая глобальными проблемами организации управленческих и производственных процессов на предприятии. Образ жизни — это повседневная жизнь человека с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от этих факторов зависит, каким будет образ жизни каждого работника организации — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Немаловажную роль в этом играет отношение руководства к организации досуга работников фирмы.
Если менеджеру удастся положительно повлиять на основные жизненные принципы своих подчиненных, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью их образа жизни, то его работники станут более уравновешенными и будут более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Любой работник должен знать, что он в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладает способностью ауторегуляции. В рамках организации в целом предотвратить возникновение стрессов возможно за счет более рациональной и эффективной организации труда. Чем меньше на предприятии будет возникать нестандартных внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов. Существуют различные подходы и к нейтрализации негативных последствий дистресса. Прежде всего — это меры индивидуального характера. Бывший психоаналитик Альберт Эллис создал рационально-эмотивную терапию, согласно которой причины психологических расстройств — это иррациональные убеждения, или убежденные иррациональные высказывания. К таким можно отнести следующие высказывания: "что я должен делать", "как я должен себя вести", "я не могу ничего с собой поделать", и т.д. Альберт Эллис полагает, что выход из дистресса возможен с помощью логики, аргументации, убеждения, насмешки и юмора. Арон Бек — бывший психоаналитик, как и Альберт Эллис, был разочарован в психоаналитических методах и предложил когнитивный подход к психотерапии. Предложенная им терапия получила достаточную известность в связи с лечением дистресса. Арон Бек считает, что психологические проблемы связаны с возникновением у индивида автоматически появляющихся мыслей и негативными рассуждениями его о самом себе. Когнитивная терапия Арона Бека направлена на идентифицирование и скорректирование искаженных концептуальных схем и дисфункциональных убеждений. Терапия состоит из 15-25 занятий, имеющих недельный интервал. Данный подход заключается в том, чтобы научить индивида, находящегося в состоянии дистресса отслеживать негативные автоматизированные мысли, распознать как эти мысли приводят к проблемам в чувствах и поведении, исследовать факты, свидетельствующие "за" и "против" этих мыслей, и замещать эти искаженные когниции более реалистическими интерпретациями. В процессе специализированного обучения индивид должен понять, что его интерпретации событий ведут к хроническому напряжению организма. Это позволит человеку самостоятельно нейтрализовать стрессы, возникающие в его жизни. Существует и множество других методик нейтрализации негативных последствий дистрессов, однако все они имеют одну общую черту: в основе любой из них лежит процесс релаксации. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение. Большинство людей настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Для этого на предприятиях обычно создаются комнаты психологической разгрузки. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние "идейной пустоты". Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира. Именно поэтому многие фирмы имеют в своем штате профессиональных психологов, которые в состоянии сделать процесс индивидуальной релаксации работников управляемым и более эффективным. Выводы ♦ Внутренними считаются риски, возникающие в рамках конкретной организации и непосредственным образом связанные с деятельностью ее менеджеров и рядовых работников. ♦ Поскольку внутренние риски являются следствием нерациональной управленческой деятельности и оказывают существенное влияние на эффективность работы аппарата управления (администрации) предприятия, вполне правомерно применять к ним термин "административные риски". ♦ Основной предпосылкой возникновения административных рисков являются управленческие (административные) дисфункции, т. е. спонтанно возникающие в организации виды деятельности, мешающие достижению целей ее функционирования. ♦ Всю совокупность административных рисков можно разделить на технические, социальные и психологические. ♦ В отличие от внешних рисков внутренние возникают в рамках самой организации, благодаря чему руководители имеют возможность влиять на них непосредственным образом. Поэтому для управления административными рисками обычно используются методы прямого воздействия, такие как административные, распорядительные, дисциплинарные, социальные, психологические и т.п. Литература 1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1998. 2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. Киев: Ника-Центр, 1999. 3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 1997. 4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей-. М.: "ООО "Издательство ACT", 2001. 5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997. 6. Бернар И., Колли Ж. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения, 1994. 7. Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: Аланс, 1995. 8. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.,1996. 9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. 10. Виханский О.С. Стратегический менеджмент. М.: Гардарика, 1998. 11. Внученкова И.А., Тимошин И.Л. Особенности принятия управленческих решений в зависимости от тендерных различий в условиях неопределенности на основе анализа опыта деятельности отечественных и зарубежных фирм// Актуальные проблемы экономики и управления: Тезисы докладов IV межвузовской конференции аспирантов и студентов. Калуга: Издательский дом "Эйдос", 2001. 12. Гвишиани Д.М, Организация и управление. М.: Наука, 1972. 13. Генкин Б.М. и др. Основы управления персоналом. М.: Высшая школа, 1996. 14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995. 15. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб: Специальная литература, 1995. 16. Градов А.П. и др. Экономическая стратегия фирмы СПб, 1995. 17. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993. 18. Грунин О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. СПб: Питер, 2002. 19. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями. Модуль 7. М.: Инфра-М, 1999. 20. Денисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. Спб.: СПБУ экономики и финансов, 1993. 21. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984. 22. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. 23. Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. Донецк, 1971. 24. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1994. 25. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997. 26. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. Я.Я. Завалина и др. М.: ЦИСН, 1998. 27. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: АУДИТ: ЮНИТИ, 1998. 28. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. проф. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 29. Королев Е.А. Организационный механизм трансформации экономических систем. Проблемы теории и практики/ Отв. ред. Потехин Н.А. Екатеринбург: Изд-во "Урал" Гос. экон. ун-та, 2002. 30. Красников В.С. Разработка управленческих решений. Спб.: Изд. СЗАГС, 1998. 31. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 32. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: Тандем; ЭКМОС, 1998. 33. Лукашин В.И. Экономическая безопасность: Учебно-практическое пособие / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 1999. 34. Макаренко М.В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: "Издательство ПРИОР", 1998. 35. Мак-Мак В.Я. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999. 36. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. и др. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 37. Румянцева З.П., Саломатин М.А., Акбердин Р.3. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1995. 38. Максимцов М.М., Игнатъева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 39. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента // Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 40. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 41. Моткин Г.А. Экологическое страхование в рыночной экономике. //Экономика и математические методы. Том 32.1996. 42. Научные основы управления социалистическим производством: Учебник / Под ред. Д.М. Крука. М.: Экономика, 1978. 43. Небек Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993. 44. Прыкин Б.В., Прыкина Л.В., Эриашвили Н.Д., Усман З.А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/ Под ред. Б.В. Прыкина. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 45. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. // Международное частное право. М.: ИМПиЭ им. А.С. Грибоедова, 1999. 46. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 2000. 47. Практическая психология для менеджеров. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. 48. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1999. 49. Российский экономический журнал. № 12. 1995. 50. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. Пер. с англ. с 15-го изд. / Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В.: Общ. ред. и вступ. ст. А.М. Емельянова и В.В. Петрова. М.: Экономика, 1995. 51. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов на/Д.: Феникс, 1997. 52. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 53. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 54. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1985. 55. Современный словарь иностранных слов М.: Рус. яз., 1992. 56. Современный менеджмент: принципы и правила/ Под. ред. В.. Данилова-Данилъяна. Н. Новгород: НКУП, 1992. 57. Социологический энциклопедический словарь М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1998. 58. Айвазян С.А. Балкинд О.Я., Боснина Т.Д. и др. Стратегии бизнеса: Справочник/ Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998. 59. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. 60. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Милънера и Ф. Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001 61. Уткин Э.А. История менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем"; Издательство ЭКМОС, 1997. 62. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. 63. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1997. 64. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997. 65. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Издательство "Перспектива", 2000. 66. Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1997. 67. Фомичев А.Н. Административный менеджмент: проблемы и способы их решения. Монография. Калуга: Институт управления и бизнеса, 2001. 68. Фомичев А.Н. Административный менеджмент: Учеб. пособие. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 69. Фомичев А.Н. Закон надежности трудовой деятельности// Российско-Беларусская юридическая наука XXI века и проблемы законодательства. Калуга: Издательский педагогический центр Гриф, 2002. 70. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент как отрасль научного управления// Теория и практика развития экономики региона. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Сергеева Н.И., Зельникова О.И., Зелъникова Ю. И. Калуга: ИД "Эйдос", 2003. 71. Фомичев А.Н. Современная концепция административного менеджмента// Актуальные проблемы экономики и управления: Тезисы докладов IV межвузовской конференции аспирантов и студентов. Калуга: Издательский дом "Эйдос", 2001. 72. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М.: Концерн. "Банковский Деловой Центр", 1998. 73. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 74. Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. СПб: Алетея, 1999. 75. Экономика и жизнь. № 51. 1993. 76. Валеева Т.Ф. Экономика, организация и управление машиностроительного производства. М.: Высшая школа, 1979. 77. Экономика труда / Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова. М.: Экономика, 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|