Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование электронной хрестоматии на уроках изучения нового материала




Одним из способов является использование электронной хрестоматии на уроках изучения нового материала (лекциях, к примеру). Наиболее адекватной формой представления материала Интернета оказывается в этом случае создание или использование (без на-рушения авторских прав) презентаций.

Учитель может как опереться на уже имеющийся фонд презентаций, так и создавать презентации самостоятельно. На сайте Федерации Интернет-образования (http:/center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000189) помещены 382 презентации учителя истории и информатики школы № 46 Москвы А.И.Чернова и 77 презентаций других авторов. Чернов занимается разработкой презентаций с 1997 г., они ныне охватывают практически весь курс истории и обществознания. Примером презентации, которая легко может быть использована в ходе школьной лекции, является тема "Внешняя политика СССР в 1940-1950 гг.". Презентация включает план урока, проблемное задание, которое будет проверено затем в очной форме, текстовый и иллюстративный материал, биографии исторических деятелей, плакаты тех лет. Преимущество материалов презентаций состоит в активном использовании принципа наглядности. По эффективности ее можно сравнивать с диафильмом или слайд-фильмом.

Недостатком является заданность логики изучения материала.

Рассмотрим вариант изучения темы "Тоталитарный режим и тоталитарное общество (1934-1939 гг.)". В качестве базовых использованы программа и учебник В.П.Островского, А.И.Уткина "История России. XX век".

Материалы Интернета используются учителем и учащимися в предварительной подготовке.

План урока

1. Завершение формирования тоталитарных политических структур.

2. Характерные черты советского общества.

3. Большой стиль" в культуре.

4. Вехи внешней политики.

Для более глубокого изучения первого вопроса можно обратиться к материалам сайта "Съезд победителей" (о XVII съезде ВКП(б)) по адресу: http://17by.ru, где приведен стенографический отчет съезда. Можно использовать "Отчетный доклад" И.В.Сталина (часть 3 "Партия"), речи Н.С.Хрущева, С.М.Кирова, А.И.Рыкова.

Сайт дает возможность использовать репродукции картины А.Герасимова "И.В.Сталин делает отчетный доклад на XVII съезде ВКП(б)", портреты участников съезда.

При изучении второго вопроса, наряду с материалами учебника, значительную.помощь могут оказать учителю материалы общества "Мемориал", размещенные в Интернете на сайте http://memo.ru/.

Учитель может заранее подготовить раздаточный материал о директивных документах по организации репрессий (решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 г. "Об антисоветских элементах", решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 июля 1937 г. о репрессиях в отношении членов семей изменников Родины, приказ НКВД № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов).

Вопросы для организации работы с раздаточным материалом: в чем состоял политический, социальный, экономический смысл "большого террора"?

Против кого направлялось острие удара "большого террора"?

Материалы сайта позволяют получить краткие справки о руководителях ОГПУ - НКВД в период проведения "большого террора" на странице http://www.memo.ru/history/NKVD/BIOGR/index.htm). Можно организовать работу с учащимися по составлению карты ГУЛАГа. Для этого берется любая карта СССР, на нее с помощью страниц (http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/index.htm) наносятся условные обозначения сталинских лагерей. Данную работу, разумеется, нельзя проделать на одном уроке, это может стать заданием для кружка любителей истории, для организации иных форм внеклассной работы.

Используя сайт "Правители России и СССР" (http://praviteli.narod.ru/), можно дать учащимся повторительно-обобщающее задание: составить перечень руководителей Коммунистической партии, Советского государства и советского правительства, которые были репрессированы в 1930-х гг. Это поможет существенно дополнить сведения, имеющиеся в учебнике.

В 10 классе представляется целесообразным организовать урок по теме "Закрепощение крестьян в России" в форме семинарско-практической работы. Наиболее подготовленным учащимся (один-два человека) можно дать опережающее задание провести самостоятельный поиск ресурсов в Интернете по данной теме и сделать затем краткое сообщение. Другой группе учащихся целесообразно поручить проработать историографический аспект вопроса, опираясь на:

- статью из энциклопедии Брокгау-за - Ефрона "Юрьев день" - (http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kgd/brokefr/5/5331.htm), которая содержит краткую аннотацию дореволюционной историографии;

- отрывки из лекций В.О.Ключевского об указах 1581 и 1597 гг. (http://www.hrono.ru/libris/klyuch49.html), о крепостном праве при Алексее Михайловиче (http://www.samgaps.ru/doc00/kluch-kr17.htm);

- отрывок из 7 тома "Истории России" С.М.Соловьева (http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm);

- фрагменты из лекций С.Ф.Платонова (http://orel.rsl.ru/nettext/russian/platonov/kurs_lec/plats004.htm);

- статью Р.Г.Скрынникова на сайте РГГУ о закрепощении (http://conference.rsuh.ru/skr.htm), где дан подробный обзор историографии советского периода.

При использовании ресурсов Интернета у учителя остается электронная папка документов, в которой представлены: итоги поисковой работы учащихся в Интернете (мини-каталог ресурсов), итоговая таблица, сообщения учащихся с краткими историографическими обзорами. Методика постепенно трансформируется в технологию, отличающуюся повторяемостью типичных действий.

Электронная хрестоматия на повторителъно-обобщающих уроках

Для проведения повторительно-обобщающего урока по истории в форме проекта по теме "Гражданская война в России" (11 класс) также можно использовать ресурсы Интернета.

Подборка текстов о русской революции на сайте Олега Колесникова http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm (работы В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина, воспоминания А.И.Деникина).

Материалы по истории Гражданской войны на сайте "Белая гвардия" (http://www.whiteforce.newmail.ru). Основные разделы: Белогвардейское законодательство (1918-1920), Мемуары белогвардейцев, в том числе записки П.Н.Врангеля.

Библиотека документов по отечественной истории 1917-1927 гг.на сайте "Заметки на полях" (http://www.klio.webservis.ru/doc.htm), в том числе: Приказ Л.Г.Корнилова 28 августа 1917г., Декрет о печати 27 октября 1917 г., из Декрета СНК о суде 24 ноября 1917 г., Обращение Патриарха Тихона к пастве 19 января 1918г.

Выделяются три группы учащихся, каждая из которых получает свое опережающее задание: 1) группа, выступающая условно от имени правительственного лагеря, партии большевиков ("красные"); 2) группа, выступающая от имени белой армии ("белогвардейцы") и 3) группа наиболее подготовленных учащихся-экспертов - "аналитики". Группы "красных" и "белых" получают задания: обратиться к материалам указанных выше сайтов, отобрать необходимые и составить "манифест" (программный документ) от имени каждой из противоборствующих сторон, осветив в нем такие вопросы: привлечение офицеров царской армии на свою сторону; решение аграрной проблемы (привлечение крестьян на свою сторону). Манифест должен быть предметным, отражать реальные документы противоборствующих сторон.

Для анализа позиций Белого движения по крестьянскому вопросу учащимся важно проанализировать взгляды П.Н.Врангеля, воззвания и документы 1919-1920 гг., имеющиеся на сайте "Бе-лая гвардия". Для анализа позиций "большевиков" важно проанализировать отрывки из работ В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина на сайте (http://magister.msk.ru/library/), вышеуказанные документы на сайтах "Заметки на полях", "Гражданская война в России", отрывки из материалов VIII съезда РКП(б) в 1919 г., помещенные в учебнике В.П.Островского и А.И.Уткина для 11 класса. Опережающее задание группе "аналитиков" может состоять в подборе иллюстративного материала (создание слайд-фильма с помощью графического материала, расположенного на сайтах).

В ходе урока каждая группа учащихся выступает со своим "манифестом", обосновывает и защищает свои взгляды. В задачу группы "аналитиков" в ходе урока включается "экспертиза" представленных манифестов. Учитель, ведущий урок, постановкой вопросов, корректировками выступлений учащихся направляет познавательную деятельность учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...