Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нужен ли учебник в профильной школе?




Сегодня создано более 70 учебников истории. Многие из них одобрены Федеральным экспертным советом и рекомендованы Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе. Издание столь значительного числа учебников продиктовано стремлением дать учителю возможность выбора между различными концепциями, взглядами на историю России и зарубежных стран. Однако далеко не все эти книги в полном объеме соответствуют требованиям, предъявляемым педагогической наукой к учебникам. Например, учебник В.П. Дмитренко, В.Д. Есакова и В.А. Шестакова "История Отечества. XX век", предназначенный для учащихся 11 класса, издается сравнительно давно (с 1996 г.). В 1998 г. было подтверждено получение им грифа Минобразования России. Между тем учебник не содержит ни одной иллюстрации и ни единого исторического источника.

Кроме того, большая часть учебников написаны с одних и тех же методологических позиций и различаются лишь незначительными деталями, а вовсе не концептуальными подходами. Есть и еще один негативный момент: на-писанные разными авторами для разных классов, большая часть учебников слабо или совсем не связаны друг с другом. "Методическая цепочка" учебников, которая существовала раньше, сегодня разорвана.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к учебникам, является принцип соответствия их содержания достижениям науки. Иными словами, учебник должен содержать теории, факты, не только проверенные наукой, но и являющиеся предметом ее интереса. Многочисленные и не всегда удачные поиски новых "методологических" подходов ведут к доминированию теоретического материала над эмпирическим, к преобладанию дедуктивных методов учебной работы над индуктивными.

Я полагаю, что учебник будущего должен представлять собой не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, энциклопедий, монографий выдающихся ученых, так и материалов Интернета и СВ-дисков. В преподавании истории и обществознания упор должен быть сделан на изучение исторических источников, а также трудов историков и обществоведов по различным проблемам, в основной школе в виде фрагментов, в старшей школе - больших блоков информации.

Система поурочных заданий должна включать ознакомление учащегося с информацией, ответы на вопросы на различных уровнях сложности, участие в коллективных формах учебной деятельности. Достаточно простой задачей оказывается в этом случае обеспечение разноуровневого обучения: вопросы и задания могут быть рассчитаны как на базовый, так и на углубленный уровень осмысления материала. Иллюстрации, ныне включаемые в текст, могут составить самостоятельный блок учебника нового типа (что-то вроде альбома), а система заданий, естественно, должна предусматривать обращение учащихся к ним и работу с ними, так же, как и с текстами. В полной мере сохраняют актуальность контурные карты, атласы для учащихся, книги для чтения, рабочие тетради, образующие вместе с учебником нового типа учебно-методический комплект. Меняется и функция учителя на уроке: он также утрачивает роль носителя и "сообщателя" информации и превращается в организатора и руководителя индивидуальной и групповой работы учащихся.

В качестве гипотезы - или тезиса для обсуждения - хотелось бы высказать мысль о том, что в связи с введением в старшей школе профильного обучения учебник традиционного типа для профильных классов становится не нужен вовсе. В частности, при изучении истории, которое ныне разбито на два концентра, тот материал, который изучается в 10-11 классах, уже рассматривался в основной школе. Еще никому не удалось написать учебник для второго концентра так, чтобы он кардинально (концептуально или на более высоком уровне обобщения) отличался от учебников для 5-9 классов.

Было бы целесообразно в старшей профильной школе отказаться от учебников (по профильным предметам) сов-сем, заменив единый курс серией спецкурсов по отдельным проблемам, написанных наиболее крупными представителями исторической науки в союзе с методистами. В этом случае было бы возможно предложить школам, например, 10 спецкурсов, из которых обязательными для учащихся являются любые три. Значительная часть спецкурсов может быть представлена в дистанционном виде (теоретические основы такой формы обучения уже достаточно проработаны, накоплен и пилотный опыт проведения разнообразных дистанционных курсов)8. Такие дистанционные курсы могли бы быть размещены на сайтах российских общеобразовательных порталов или ресурсных центров, которые предстоит создать в процессе перехода к профильной школе. В этом случае ЕГЭ мог бы принять форму экзамена по спецкурсам, к каждому из них необходимо разработать свой учебно-измерительный комплекс. Усвоение учащимися исторического материала на уровне стандарта или профиля совсем не обязательно предполагает знание текста учебника: в хо-де экзамена проверяются знания и умения ученика, а это можно сделать на любом материале. В этом случае результаты экзаменов окажутся вполне сопоставимыми.

В формат профильного обучения ныне вписаны и элективные курсы - по выбору учащегося. Дистанционная форма представления таких элективных курсов оказывается наиболее выгодной и с экономической, и с педагогической точек зрения. Обучение в дистанционной форме предполагает разнообразные формы текущего и итогового контроля, взаимодействия преподавателя и учащегося, активное использование ресурсов Интернета, современных методов и технологий обучения.

Список литературы

1 Вагин А.А.Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 277.

2 В России еще в 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа ученых, пытавшихся использовать проектные методики в педагогической практике.

3 Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей: В 2 ч. / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч. 1. М., 1978. С. 138.

4 Шаповаленко С.Г. Учебник в системе средств обучения. М., 1974. С. 14.

5 Полторак Д.И., Аппарович Н.И., Думин С.В. Методика использования средств обучения в преподавании истории. М., 1987. С. 45, 49.

6 См. подробный обзор деятельности учи-телей, сделанный А.Б. Драхлером на сайте http://center.fio.ru/vio/vio_06/cd_site/Articles/art_1_6.htm

7 Примеры таких "моделей уроков" также можно найти на сайте Федерации Интернет-образования.

8 См.: Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.С Лолат. М., 2004.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://teacher.syktsu.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...