Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные ценные бумаги.




Министерство финансов, в целях финансирования дефицита бюджета, рефинансирования ранее выпущенных государственных ценных бумаг (ГЦБ) и развития рынка ГЦБ, осуществляет выпуск и размещение государственных казначейских векселей[8] (ГКВ) и государственных казначейских облигаций[9] (ГКО) на регулярной основе.

В 2010 году планировалось осуществить привлечение средств за счет поступлений от выпуска и размещения ГЦБ в объеме 4 407,4 млн. сомов, из них 3 311,6 млн. сомов – по ГКВ и 1 095,8 млн. сомов – по ГКО. Фактически же было привлечено 4 054,7 млн. сомов (3 256,6 млн.сомов – по ГКВ и 798,1 млн. сомов – по ГКО), что на 8,0% меньше первоначально запланированных объемов поступлений. При этом, объем чистого финансирования (разность между поступлениями от ГЦБ и погашения основной суммы ГЦБ) по факту составил 376,9 млн. сомов. Необходимо отметить, что чистое финансирование по ГКО и ГКВ сложилось позитивным (больше нуля) за счет того, что погашение основных сумм по двухлетним ГКО начинается только с четвертого квартала 2011 года, в связи с тем, что выпуск данных видов ГЦБ Министерство финансов начало с конца 2009 года.

Снижение фактических объемов поступлений от выпуска и размещения ГЦБ по сравнению с плановыми показателями объясняется низким спросом со стороны участников первичного рынка на ГКО. Как видно из Таблицы 1, значительную часть отклонения от плана ГЦБ составили поступления по ГКО (на 297,7 млн. сомов меньше плана). В июле, октябре и ноябре 2010 года не состоялось ни одного аукциона в виду отсутствия спроса, недостаточного количества участников и высокого уровня доходности, а в декабре месяце состоялся только один аукцион. При совокупном годовом объеме объявленной эмиссии в размере 2 150,0 млн. сомов, общий объем спроса на ГКО в 2010 году составил 1 337,1 млн. сомов (62,2% от объявленной эмиссии). Кривая доходности по ГКО и объемы предложения и спроса в течение 2010 года показаны ниже в Диаграмме 1.

Отклонение фактических данных от плановых поступлений по ГКВ за 2010 год был незначительным (около 2%), это произошло в основном из-за полного отсутствия спроса или отмены аукционов из-за крайне низкого спроса и высокой доходности по 6-ти месячным ГКВ с июля по сентябрь 2010 года.

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики.

Согласно Закону о Национальном банке Кыргызской Республики, в связи с тем, что по результатам финансового года сумма уставного капитала и обязательного резерва были менее 10% от монетарных обязательств Национального банка Кыргызской Республики, в апреле 2010 года в доход бюджета были перечислены 70% прибыли по результатам 2009 года. Данная сумма составила 445,0 млн. сомов, и была зачислена на счет Правительства Кыргызской Республики в Национальном банке Кыргызской Республики «Счет обслуживания долга» (СОД). Фактическое поступление от прибыли Национального банка Кыргызской Республики превысило прогнозный показатель[10] на 38% (169,0 млн. сом).

Первоначальный прогноз расходов на обслуживание государственного долга на 2010 год составил 8 013,9 млн. сом, фактически в 2010 году на эти цели из бюджета были направлены средства в размере 7 667,4 млн. сом, из них:

Таблица 2. Внешний и внутренний долг КР за 2010 год (в млн. сом)

Расходы Прогноз утвержденный Фактическое исполнение ∆ Отклонения  
 
Проценты 2 042,6 1 761,2 - 281,3  
Внешний долг 1 133,7 1 055,5 - 78,2  
Внутренний долг 908,9 705,7 - 203,1  
Основная сумма 5 971,3 5 906,2 - 65,1  
Внешний долг 1 724,4 1 659,6 - 64,8  
Внутренний долг 4 246,9 4 246,5 - 0,3  
Итого 8 013,9 7 667,4 - 346,5  

∆ = Фактические расходы - Прогноз утвержденный

Источник: www.nbkr.kg

 

 

Таблица 2 показывает, что отклонение от первоначального прогноза расходов на обслуживание государственного долга на 2010 год составило 346,5 млн. сомов.

 

Внутренний долг.

На обслуживание внутреннего долга в бюджете 2010 года было предусмотрено 5 155,7 млн. сом. Объем фактически израсходованных средств составил 4 952,3 млн. сом, из них:

Таблица 3. Обслуживание внутреннего долга КР (в млн. сом)

Расходы Прогноз утвержденный Фактическое исполнение ∆ Отклонения
Проценты 908,9 705,7 - 203,1
Краткосрочные ГЦБ 322,4 266,2 -56,2
Долгосрочные ГЦБ 585,9 439,5 - 146,4
Индексация сбережений 0,5 0,0 -0,5
Основная сумма 4 246,9 4 246,5 - 0,4
Краткосрочные ГЦБ 3 235,8 3 252,9 17,1
Долгосрочные ГЦБ 1 011,1 993,6 - 17,5
Итого 5 155,7 4 952,3 - 203,5

∆ = Фактические расходы - Прогноз утвержденный

По итогам 2010 года фактические расходы на обслуживание внутреннего долга были меньше запланированных на 203,5 млн. сом, из них 99,8% приходились на расходы по процентам, и только 0,2% на основную сумму.

Основными причинами отклонения фактических расходов по выплате процентов от запланированных показателей в сторону уменьшения были следующими:

- Процентная ставка по КО серии «НБКР-2009» является плавающей на базе инфляция (март 2010 года/март 2009 года) + 2%. При расчете графика выплаты процентов на 2010 год прогнозный уровень инфляции использовался на уровне 14%, однако фактический уровень в 2010 году был в 3,2 раза меньше и составил 4,3%.

- В целях экономии средств бюджета по выплате процентов, в рамках средств, предусмотренных в бюджете 2010 года, 23 января 2010 года было произведено досрочное погашение основной суммы КО серии «НБКР – 2009» №1 на сумму 100,0 млн. сом и №3 на сумму 300 млн. сом. Данное досрочное погашение позволило сэкономить средства бюджета по выплате процентов в размере 18,9 млн. сом.

- КО серии «РСК – 2003» также имела плавающую процентную ставку (инфляция + 3%). В связи с тем, что фактический уровень инфляции был меньше запланированного, расходы по выплате процентов по данной бумаге были в 2,9 раз меньше прогнозных показателей.

- В связи с тем, что ставки доходности на ГКВ в 2009 году были высокие, расчет графика обслуживания ГКВ основывался также на высоких ставках. Однако, фактические ставки доходности в течение 2010 года были существенно ниже по сравнению с прогнозом, что повлияло на снижение фактических расходов по выплате процентов по ГКВ.

- Плавающие процентные ставки по КО серии «Кайрат -4,5,6- 2001» и «ГКВ урегулирования» зависят от ставок доходности по 3-месячным ГКВ. Снижение доходностей по 3-х месячным ГКВ, также привело к значительному снижению фактических расходов по данным ценным бумагам.

В целях развития малого и среднего бизнеса Кыргызская Республика заключила соглашения с международными финансовыми организациями об открытии кредитных линий для финансирования малых и средних предприятий. Результаты реализации кредитных линий убедили бизнесменов и предпринимателей в выгодности получения кредитных ресурсов от международных финансовых организаций в сравнении с краткосрочными кредитами коммерческих банков.

Какие на сегодняшний день существуют кредитные линии и условия выдачи кредитов для малых и средних предприятий?

На сегодняшний день реализуются следующие кредитные линии международных финансовых организаций для финансирования малых и средних предприятий:

Европейского банка реконструкции и развития:

- 1-я кредитная линия на сумму 10,5 млн. долларов США;

- 2-я кредитная линия на сумму 20 млн. долларов США центрально азиатско-американского фонда поддержки предпринимательства на общую сумму 150 млн. долларов США для Кыргызстана.

Международной ассоциации развития Всемирного банка - на сумму 15,0 млн. долларов США.

Кредитная линия Немецкого банка развития:

- «большая» кредитная линия на сумму 12,4 млн. долларов;

- «малая» кредитная линия на сумму 2,0 млн. долларов;

Время показало, что наиболее эффективным является схема реализации кредитных линий через Национальный и коммерческие банки, и Программа Центрально азиатско-американского фонда поддержки предпринимательства. Поскольку национальный и коммерческие банки обладали и обладают наиболее подготовленными кадрами по анализу инвестиционных проектов, у них есть значительный опыт анализа, отбора, кредитования и возврата коммерческих кредитов, они достаточно хорошо знают клиентов.

В решении разрешения проблем малого и среднего предпринимательства одной из наиболее эффективных кредитных линий по финансированию малого и среднего бизнеса стала кредитная линия Европейского Банка Реконструкции и Развития, реализация которой началась в 1995 году. Общая сумма первой кредитной линии составляла 10,5 млн. долларов США и на освоение давалось три года Профинансировано более 45 проектов на сумму 10,5 млн. долларов США. В связи с успешной реализацией первой кредитной линии, Европейский Банк Реконструкции и Развития и Правительство Кыргызской Республики подписали Соглашение об открытии второй кредитной линии для финансирования малых и средних предприятий уже на 20,0 млн. долларов США, которая уже начала осуществляться. По второй кредитной линии разрешается финансирование оборотного капитала. Участниками данной кредитной линии являются коммерческие банки: АКБ «Кыргызстан»[11].

Международная ассоциация развития. Эта кредитная линия также открылась в начале 1995 года, и по состоянию на текущий момент завершен один проект на сумму более 1,0 млн. долларов США. Проекты, финансируемые из данной кредитной линии, были направлены на финансирование производства пластиковых окон и дверей, переработки сельскохозяйственной продукции, выпуск хлопчатобумажной пряжи, транспортные и полиграфические услуги, проекты по животноводству и другие.

В связи с тем, что на начальном этапе схема реализации данной кредитной линии оказалась неэффективной, было принято решение об изменении схемы реализации. Если раньше оформление кредитов осуществлялось через Госкоминвест, то в настоящее время применяется аналогичная схема через Национальный и коммерческий банки. Участниками данной кредитной линии являются следующие коммерческие банки: АКБ «Кыргызстан», ОАО «Экобанк».

Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте, которая приходится в основном, на сельское хозяйство и торговлю, в 2003-2010 годах постоянно росла и составляет от валового внутреннего продукта.

Кредитные линии финансирования малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане играют большую роль в развитии экономики, а также в решении проблем малого и среднего предпринимательства.

Возможности для соразмерного обложения НДС предпринимательского сектора в сельском хозяйстве КР.

За 2008 – 2010 гг. общее количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось в 1,6 раза, и в первом полугодии 2007 года эта тенденция сохранялась. Экономически активное население республики составляет около 40% от всего населения страны. Число занятого населения сокращалось с 1995 года, что объясняется происходившим в этот период спадом производства. Начиная с 2010 года, эта же тенденция наблюдается и в секторе малого и среднего предпринимательства.

Динамика развития сектора МСП свидетельствует о появившейся в 2009 г. тенденции снижения количества средних предприятий и относительной стабилизации малых, однако в период 2008 – 2009 гг. как в малых, так и в средних предприятиях, наблюдалось снижение числа занятых. В общей сложности за этот период численность занятых в малых и средних предприятиях сократилась на 79,6 тыс. человек, а число занятых в крестьянских и фермерских хозяйствах резко увеличилось (на 196,6 тыс. человек). В 2010 г. в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается относительное снижение количества занятых. Количество индивидуальных предпринимателей продолжает расти, однако годовые темпы прироста неуклонно снижаются. Таблица 4. Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса по республике за 2007-2010-гг. (тыс. единиц)

Субъекты сектора МСП        
Малые предприятия 6,5 7,5 7,5 8,0
Средние предприятия 1,4 1,6 1,1 1,0
Крестьянские/фермерские хозяйства 31,1 38,7 49,3 60,1
Индивидуальные предприниматели 63,2 77,1 87,0 94,8
Итого 102,2 124,9 144,9 163,9

 

Доля экспортно-импортных операций субъектов малого и среднего предпринимательства в республиканском объеме продолжает сокращаться: в 2010 году в сравнении с предыдущим годом удельный вес импорта снизился на 15,8% и составил 34,5%, удельный вес экспорта – на 11%, и составил 21,8%.

Кредитование предпринимательства по регионам КР.

Ø Чуйская область Финансово-кредитная поддержка предпринимательства

Всего за 2008 г. по Чуйской области Госкомиссия профинансировала 108 проектов на общую сумму 14971,4 тыс. сом, что составляет 298,2% по сравнению с 2007 г. Из них региональными отделениями прокредитовано 78 проектов на сумму 3075,0 тыс. сом, что составляет 20,5% от общего объема кредитования. Государственная политика позащите предпринимательства

По Чуйской области Кеминским региональным отделением проводится работа по сокращению необоснованных проверок. Хотелось бы отметить, что только 3 государственных контролирующих органа провели проверки без нарушения порядка проведения проверок - это Ветеринарное управление Чуйского района, Санэпидемстанция и Госстандарт.

Допустили нарушения, не предоставив отчеты по проведенным проверкам: Социальный Фонд Чуйского района, Ветеринарное управление Кеминского района и РЭС.

Вышеперечисленные органы проводят проверки без согласования с Кеминским региональным отделением Госкомиссии по развитию предпринимательства.

Все еще не все ГКО получают направления на проведение проверки, а получившие направления на проведение проверки ГКО своевременно не возвращают отрывные талоны.

Необходимо отметить, что Кеминским региональным отделением проводится работа по разъяснению положений и требований нормативных правовых актов по защите и развитию предпринимательства и о необходимости приобретения КИП, как юридического инструмента защиты своих законных интересов.

Ø Таласская область

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...