Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные значения термина «бытие» в истории философии.




Материалистическая философия:

1. Бытие – чувственно воспринимаемая материя.

2. Бытие – фактическое существование чего бы то ни было материального.

3. Бытие – возникновение и уничтожение как разновидность становления материи.

Идеалистическая философия:

1. Бытие – обобщенное существование, либо неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами, либо имеющее тенденцию освободиться от них и образовать самостоятельную и абсолютную действительность.

2. Бытие – сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств.

3. Бытие – сущее в значении «смысл», «суть».

4. Бытие – реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.

5. Бытие – как нечто самостоятельное и независимое от материи и обладающее божественной силой создавать, осмысливать и направлять и самого себя, и все иное, кроме себя.

6. Бытие – бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего.

7. Бытие – «чистая деятельность», принимающая весьма разнообразные формы.

8. Бытие – «совпадение противоположностей», стоящее выше всякого субъекта и выше всякого объекта (Платон, Н. Кузанский и др.).

ФОРМЫ БЫТИЯ
материальное
идеальное
социальное
Природные неорганические (звезды, планеты)  
Природные органические (биол. виды)  
Искусственные (технич. системы)  
Объективное идеальное (законы мышления)  
Субъективное идеальное (мечта человека)  
Общественное бытие  
Индивидуальное бытие

 

 


Рис. 3.1. Основные формы бытия

«Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ»[60] (рис. 3.2–3.4).

Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чув­ствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия (см. рис. 3.2).

Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности (рис. 3.4), на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные, как биологическая и социальная.

 

«Бытие» – категория, которая в материалистической философии обозначает весь мир, существующий бесконечно и вечно. Важнейший признак бытия – его материалистичность
«Материя» – категория, которая в материалистической философии обозначает всю объективную реальность, существующую независимо от человека. Важнейший признак материи – ее объективность  
«Бытие» – категория, которая в идеалистической философии обозначает некую самостоятельную сущность, первоначало объективного мира. Бытие – идеальное первоначало.  
Материя в идеалистической философии лишается важнейшего признака – объективности, либо вообще существования как такового  
Бытие и материя

 


Рис. 3.2. Взаимосвязь понятий «бытие» и «материя»

Материя
Философский подход
Естественнонаучный подход
Понятие материи
Единственное свойство: быть объективной реальностью  
Гносеологический аспект Материя – философская категория, с помощью которой решается основной вопрос Философии. Источником наших знаний является объективная реальность, для обозначения которой философия и выработала понятие материи  
Учение о материи
Свойства: всеобщность, неуничтожимость, абсолютность  
Онтологический аспект Материя – научное понятие, с помощью которого исследуются конкретные формы, свойства, основные характеристики предметов, явлений, процессов бытия. Философия опирается на данные конкретных наук  


Рис. 3.3. Философское и естественнонаучное представления о материи

Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам как сложную структуру самой этой реальности, так и такие сложные ее формы как биологическую и социальную. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматри­вать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энер­гии – с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порож­даемых колебаниями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существо­вания всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире (рис. 3.5).

 

Наивный материализм (VII–VI в. до н.э.) Материя – конкретное вещество (огонь, вода, воздух, земля)
Метафизический материализм(XVI–XIX вв.) Материя – субстанция (вещество) И. Ньютон (1643–1727) Французский материализм
Диалектический материализм (XIX–XX вв.) Материя как философская категория для обозначения объективной реальности. В. И. Ленин (1870–1924)

 


Рис. 3.4. Основные этапы формирования представлений о материи

 

Современная наука при объяснении явлений мира ис­ходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объектив­ную реальность в аспекте единства всех форм её движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении разли­чий и противоположностей. Например, в физических тео­риях последнего времени в качестве субстанции (в отно­сительном смысле) используется понятие физического ва­куума, колебания которого порождают известные нам виды физической реальности.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики, которая пришла к выводу прямо противоположному классической физике. Он гласит, что закон изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, – это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок.

 

Биологические системы- белковые тела, нуклеиновые кислоты); - микроорганизмы (вирусы, микробы, бактерии); -одноклеточные и много-клеточные организмы, (растения, животные); -органические виды, биогеоценозы, биосфера
Неорганические системы микротела (частицы и античастицы; атомы, молекулы; плазма); макротела (газообразные, жидкие, твердые); мегатела (геосфера Земли, планеты, звезды); системы мегател (галактики, метагалактики)
Социальные системы и их элементы- социосфера (люди, общество); - техносфера (вещественные средства преобразования природы обществом); - ноосфера (вторая природа, созданная обществом).
ПОЛЕгравитационное (кванты-гравитоны); электромагнитное (кванты-фотоны); ядерное (кванты-мезоны); электронно-позитронное (кванты-электроны, позитроны)
ВЕЩЕСТВО - АНТИВЕЩЕСТВО

Рис. 3.5. Современные научные представления о структуре материи

 

В рамках синергетического подхода имеет место возврат к учению древнегреческих философов, таких как Эмпедокл, согласно которым мир движется от хаоса к поряд­ку. Этот подход позволяет рассмотреть с принципиально новой точки зрения все основные формы материального бытия и способы их существования.

Самым общим способом существования материи является движение.

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. Оно определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи.

Современное понятие движения понимается в научном познании как изменение вообще, и поэтому движение и изменение – это тождественные понятия. Сегодня невозможно рассматривать какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его изменения. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Бытьэто значит изменяться.

В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения:

1. дви­жение неотделимо от материального носителя. Являясь свойством материальных объектов, оно также объектив­но, как и они сами;

2. вся существующая реаль­ность, все ее формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально, или, как утверждал Герак­лит: «Все течет, все изменяется»;

3. движение противоречиво. Рассматривают три формы его противоре­чивости:

а) двигаться или изменяться – зна­чит быть и не быть одновременно, т. е. быть тем же самым и в то же время другим. Для механического движения это означает быть в данном месте и в то же время в ином. Для современной квантовой механики – это закон существо­вания ее объектов. Движущаяся элементарная частица находится в данном месте и не находится в нем, находит­ся в одном месте и в то же время в другом. Совершенно аналогичными свойствами обладают биологические и со­циальные объекты;

б) изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и в движении. Но всякий по­коящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэто­му говорят, что движение, изменение – абсолютно, покой – относителен (рис.3.6).

в) Единство покоя и движения конкретизируется в тре­тьей форме противоречивости движения – соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, поскольку они обладают устойчивостью, т. е. способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Но сама эта способность к устойчивости основана на том, что здесь проявляется внутреннее движение, энергия. Гироскоп потому сохраняет устойчивое движение, что он вращается. Земля, например, является таким гироскопом, и потому она сохраняет неизменный наклон своей оси, вращаясь вокруг Солнца, на чем и основана смена времен года. Соотношение устойчивости и из­менчивости играет важную роль как для объяснения мно­гих наблюдаемых явлений природы, так и при создании технических систем.

Соотношение движения и покоя
  1. Движение абсолютно и относительно.
  2. Покой – момент движения.
  3. Покой всегда относителен.
  4. Абсолютного покоя не существует
 
Движение – всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и во времени. Покой – результат или способ движения.  

 


Рис. 3.6. Движение и покой

Движение существует в различных формах. Попыт­ки классифицировать формы движения реальности всегда делались в рамках философии.

Основные принципы классифи­кации форм движения:

1) построение их системы от простого к сложному;

2) принцип развития, т.е. классификация должна отражать последовательность развития форм реальности в доступной нам части Вселен­ной;

3) принцип генетического основания: каждая последующая форма реальности должна порождаться уже существующими формами реальности;

4) принцип актуального основания: каждая форма реальности должна основываться на других, уже существу­ющих формах реальности, без которых она не может существовать. Например, биологическая основывается на физико-химических формах, социальная – на биологи­ческой.

Формы движения материи (табл. 3.1, рис. 3.7) – основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. В научной классификации форм движения материи необходимо учитывать: 1) специфику материальных объектов – носителей движения, 2) наличие общих законов для данной формы движения, 3) закономерности исторического развития материи и движения от простейших до наиболее общих форм.

 

Таблица 3.1

 

Основные группы форм движения материи (ФДМ)  
ФДМ неорганической природы ФДМ в живой природе Общественные ФДМ
Пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химическую ФДМ; геологические ФДМ; тепловые процессы; изменение агрегатных состояний; звуковые колебания и др.; изменение космических систем различных размеров Совокупность жизненных процессов в организмах и надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, различные отношения в биоценозах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом Многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности

 

Всякое развитие есть движение, но не всякое движение представляет развитие. Категория движе­ния является более общей, она больше по своему объему, чем категория развития. Однако последняя богаче по содер­жанию, чем категория движения.

Движение есть всякое взаимодействие и вызываемое им изменение (процесс + ре­зультат) (рис. 3.8). В понятии движения не отражается механизм вза­имодействия и изменения, в форме которого реализуется система закономерных связей и отношений предмета, не говоря уже о направленности из­менений. Другими словами, понятие движения представ­ляет собой двойную абстракцию. При рассмотрении движения мы абстрагируемся, во-первых, от механизма измене­ний (как? и почему?), и, во-вторых, от их направленности (куда? и в каком направлении?). В категории развития ука­занные моменты получают должное отражение, и тем са­мым она конкретизирует категорию движения. Развитие есть закономерное, необратимое, определенно направлен­ное взаимодействие, генерирующее новое качество предмета (процесс + механизм + направленность + результат).

 

Движение (любое изменение, взаимодействие вообще)
Материальное
Идеальное

 


5-я ФДМ: социальная  

ФДМ в материальном мире (Ф. Энгельс): 1) механическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая
Общественное бытие
Духовное производство
Духовная культура
Духовная деятельность
Идеальные процессы
Материальное производство
Мышление субъекта
Общественное сознание

 

 


Рис. 3.7. Классификация форм движения материи

 

 

Движение – развитие
Движение
Развитие
Движение – любое изменение вообще, независимо от характера, направления и результатов  
Развитие – особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования
Развитие характеризуется: - направленностью; - поступательностью; - преемственностью; - моментами повторяемости; - отрицанием старого и появлением нового; - развитие есть процесс

 


Рис. 3.8. Соотношение движения и развития

 

Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования (рис. 3.9).

Простран­ствоэто мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия сосуществуют в пространстве.

Времяэто мера небытия, изменчивости, неустойчивос­ти в движении. Время представляет собой последователь­ную смену состояний предмета действительности, смену событий. Пространство и время неразрывно связаны меж­ду собой и обладают следующими свойствами: 1) они неотде­лимы от своего материального носителя; 2) они объективны; 3) универсальны; 4) противоре­чивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Частные свойства пространства и време­ни определяются характеристиками тех материальных объектов, формой которых они являются.

В классической науке пространство и время рассмат­ривались как независимые друг от друга и от тех процес­сов, которые в них происходят. Благодаря созданию тео­рии относительности было выяснено, что в действительно­сти пространство и время – это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространствен­но-временного континуума. Оказалось, что пространство и время определяются теми процессами, событиями, ко­торые в них возникают и существуют. Поэтому самое простое представление о реальности – это представление о том, что мир есть множество (континуум) событий, кото­рое имеет четыре измерения: три из них пространствен­ные, а четвертое – время.

Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства. В том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же – последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.

 

Концепции понимания пространства и времени
Субстанциальная
Реляционная
Пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей, ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность. Время – чистая длительность, в которые как бы «помещены», «погружены» материальные объекты. (Демокрит – И. Ньютон)  
Пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний. (Аристотель – Лейбниц)  

 


Рис. 3.8. Формирование представлений о пространстве и времени


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...