Сознание, его сущность и генезис
1. Феномен сознания. Основные философские концепции сознания: натуралистическая, феноменологическая, диалектико-материалистическая, религиозная. Современные программы анализа сознания. 2. Эволюция форм отражения как предпосылка возникновения сознания. 3. Сущность сознания, его структура и функции. Сознание и бессознательное. Материальное и идеальное. 4. Общественная природа сознания, предпосылки и главные факторы его формирования. 5. Сознание и язык. Искусственные языки и искусственный интеллект.
Основные понятия: сознание, отражение, самосознание, подсознание, бессознательное, язык, интеллект.
Изучение проблемы сознания является актуальным для многих наук: биологии, психологии, социологии, философии – каждая из которых акцентирует свою, специфическую область его изучения. Онтологический статус сознания предполагает его включенность в реалистический, жизненный социальный опыт человека. Практически действуя, субъект «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности. Содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не только в познавательной сере, но в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.[61] Сознание – сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов, связно и согласованно функционирующих. К ним относятся: мыслительные (когнитивные) процессы, чувственные (ощущения, восприятия, представления), эмоциональные, волевые и мнемические (процессы памяти), а также процессы воображения, интуиции, воспоминания.
Любое элементарное действие сознания обладает всеми его чертами как целого. Работа сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечивается интегративным взаимодействием его структур, прояснение специфики которых – неотъемлемая задача философского анализа (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Элементы сознательной деятельности человека и их функции
Существует несколько концепций сознания. Первая – религиозная. Здесь сознание – дар Божий – может рассматриваться, в частности, как единство Духа, души и тела[62]. Вторая – натуралистическая – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня. Сюда можно отнести и вульгарно-материалистические воззрения. Диалектико-материалистическая концепция рассматривает сознание как субъективное отражение объективного мира, предполагающее эволюцию форм отражения[63]. Феноменологическая концепция – исследует сознание в его допредметной, досимволической форме. Сознание выполняет при этом двойную функцию: будучи предметом аналитической деятельности, оно является одновременно и средством исследования. Также можно выделить субстанциальную концепцию сознания, где человеческое сознание рассматривается как порождение и отдельное проявление Мирового Разума. Разнообразие философских взглядов на сознание крайне велико. Идеалистический подход рассматривает сознание как единство духа, души и тела, не всегда подвластный рациональному объяснению.
Материализм, напротив, исходит из того, что сознание есть отражение внешнего мира и является продуктом развития материального мира. Но если для классических традиций вплоть до конца XIX в. предметная специфика сознания как одной из фундаментальных и сложнейших категорий философии не вызывала сомнений, то затем положение резко меняется. В XX в. сторонники аналитической философии (Витгенштейн, Остин, Райл) говорят о проблематичности и понятийной неопределенности сознания. Они предлагают искать ответы на вопросы о природе сознания за ее пределами. Одной из самых упрощенных точек зрения на сознание является диалектико-материалистическая, где большое значение имеет процесс эволюции и взаимообусловленности одних форм отражения другими. Отражение – воздействие одного явления на другое, при котором воспроизводятся те или иные черты внешности, функций или структуры первого во втором, измененные или преобразованные средой, в которой осуществляется это воздействие. В процессе эволюционного развития отражение проходит ряд ступеней (см. рис. 3.10), в результате формируя высшую форму отражения – сознание человека. Важно сказать, что сознание нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи – мозга. Так понимаемое сознание выступает как предмет естественнонаучного анализа – в физиологии, нейропсихологии. Однако многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом, так как они были бесперспективны изначально[64].
Рис. 3.10. Формы отражения Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется следующими функциями: во-первых, направленностью речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации; во-вторых, подключением к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.) (рис. 3.11).
Рис. 3.10. Функции сознания
ü Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира, определяющие бытие человека в мире. В философии и науке складывается отчасти странная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, тогда как практика изучения его объективными методами активизируется. Разнородность и многоплановость действия субъективных факторов породили большое число вариаций на темы сознания в философии и науке. Существующий плюрализм взглядов на сознание не исключает действия интегральных тенденций, которые просматриваются в основных наиболее перспективных программах его изучения в наши дни.
Читайте также: B - Сущность человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|